Наши на Таракташе

Тема рекреационных (то есть укрепляющих здоровье) ялтинских троп была открыта нами прошлым летом с посещения тропы Штангеевской. Несложный маршрут с целым рядом зрелищных достопримечательностей: живописная смотровая площадка, водопад Учан-Су, мостик и перекаты одноименной речки, экзотического вида тропинка под скалой с характерным названием «Чёртов мост», несколько минут пыхтения вверх по склону – и эффектный финал: скала Ставри-Кая с обзором побережья, большой Ялты, ватными клочками облаков в синем небе и густым сосновым ароматом.

Таракташская тропа
Эта сосна помечена одновременно марками двух троп - красной и зеленой. Дальше каждая из троп пойдет отдельно.

Как раз от вышеупомянутой смотровой начавшиеся вместе под водопадом тропы Штангеевская и Таракташская расходятся в противоположные стороны – направо к Ставри-Кая и пересечению с Боткинской тропой и налево – на скальный массив Таракташ (Tarak-Tash – тюркск. – буквально «скальный гребень»).

Как уже повелось в нашей компании любителей-пешеходников, маршрут этот открылся нам не с первого раза. Больше того, впервые мысль покорить тропу и посетить одну из крымских природных достопримечательностей посетила головы «первооткрывателей» в самый разгар холодно-слякотной осени – где-то в конце ноября. Благо, вовремя сообразили, что слякотно-дождливая погода на побережье, высоко в горах может превратиться в гололёдно-снежную и решили отложить поход.

Выбрались в горы уже относительно по теплу: в марте. Доехали до водопада и углубились в лес, радуясь отсутствию толп туристов. До смотровой площадки всё шло хорошо. Но практически сразу с поворота вправо рекреационная тропа резко взяла вверх.

Где-то через минут 15 походники начали понемногу раздеваться, через полчаса – удивляться вслух, кого же можно оздоровить таким маршрутом, поскольку даже привыкшие к многокилометровым маршброскам изрядно запыхались. Тропа идет практически всё время вверх под достаточно крутым уклоном. Местами петляет траверсами, так что альтернатива: лезть плавно, но долго, или круто, но быстрее – на деле безвыигрышна: в итоге всё равно устанешь одинаково.

Мартовская погода с безликим серым небом оказалась на редкость не фотогеничной, так что развлекали себя (и отвлекали от подъема) как могли – и яблочки с мандаринками грызли, и сосны жемчужноствольные разглядывали, и на попадающихся «балкончиках» и смотровых фотографировались. В общем итоге за 2,5 часа крутого подъема вскарабкались до скальных выступов и полузасыпанной листьями и гравием лестницы с погнутыми перилами.

В одном месте перила заменяет привязанный кусок пожарного шланга – и хорошо, что хоть что-то заменяет, потому что карабкаться по осыпи совершенно некомфортно. Взобрались на небольшую площадку с одинокой сосной над обрывом, осмотрелись. В скале темнеет отверстие из которого веет холодом. Рядом вбитый железный маркер «Таракташ» - это Таракташская пещера, исследованная спелеологами и ими же присыпанная, дабы любопытные туристы не ломали себе руки-ноги.

Финальный рывок после затяжного двухчасового подъема. Выход к Таракташской пещере.

Таракташ
Таракташская пещера знаменует начало одноименной тропы

Собственно. Как раз отсюда, от пещеры и начинается непосредственно Таракташская тропа, а всё, что было до того – так, лёгкая прелюдия. Но мы на такое не рассчитывали, читая на стенде описание маршрута, обещавшегося уложиться в 8 км и 4 часа пешего спортивного шага. Весенний день короток и спрятавшееся за тучами солнце не спешит нас радовать, поэтому на сей раз решили ограничиться «пристрелкой» и предварительным хронометражом.

А в полноценный поход двинулись уже в разгар рано наступившей весны. На сей раз тропа благоухала пригревшимися на солнце соснами, украшали ее цветущие пионы, васильки и готовящиеся распуститься ландыши пейзажи на фоне синего неба выглядели восхитительно…, но подъёма вверх никто не отменял. Вновь примкнувшие к «экспедиции» участники были, мягко говоря, удивлены масштабами предложенного «оздоровления», однако, с кряхтением и передышками, до заветной пещеры доползли все.

Отмечу кстати, что примерно после трети подъема на сосне встретится указатель на источник с припиской «вверх короче, но сложнее». После короткого совещания мы решили ничего не менять и опять идти в лоб, а к источнику наведаться на обратном пути. Убедились: тропки в итоге сходятся, в принципе можно пойти и через источник – будет минут на 20 дольше и немного легче. С источником же случилась небольшая «неожиданность». Но обо всем по порядку.

Если удалось побороть гору, собственную лень и упадочнические мысли типа: «умный в гору не пойдет», «нафик надо», «чего я там не видел» и пр. и таки добраться до Таракташской пещеры, бонусом будет отличное селфи над Большой Ялтой. Впрочем, такого добра здесь – едва ли не на каждом повороте!

После пещеры тропа пробирается сквозь небольшую скальную щель и еще минут 20 петляет по заросшему сосняком склону, но идти здесь уже не в пример легче.

В итоге приходим к краю расщелины со слоистыми осыпающимися краями. Собственно отсюда и начнется каменный гребень Тарак-Таш с его фантастическими изваяниями, наблюдать которые мы будем изнутри, со стороны яйлы, потому что с береговой стороны он выглядит сплошной  вереницей недоступных сыпучих обрывов, на которых даже сосны не везде могут уцепиться.

Остается преодолеть последний отрезок пути. Сейчас горноспасателями здесь проложена  бетонная лестница, параллельно которой тянется железная полоса перил. А ведь в нашей группе есть люди, поднимавшиеся на Таракташ, когда ни лестницы, ни даже банальных колышков с деревянными перекладинами и в помине не было! Сплошная воронкообразная осыпь из плоских, словно чешуя гигантского ящера, каменных осколков. Они хрустят, шуршат, поскрипывают под ногами, едут и соскальзывают непредсказуемо... как говорится, в России есть 2 беды – дураки и дороги, объединив их в одно целое, получаем туристов J

Но если без шуток, то Таракташскую тропу проложили еще в конце XIX века члены Крымского горного клуба, руководитель которого лечился от туберкулеза целебным крымским воздухом. В нынешнее комфортное состояние тропу привели уже современные горноспасатели.

Выбравшись по лестнице вверх, мы застываем, пораженные размахом зрелища: все те же плоские слоистые осколки громоздятся друг на друга, создавая крепостные стены с бойницами-проёмами, сторожевые башни, мосты и прочую крепостную архитектуру. Зрелище украшают беспорядочно расположенные сосны. В отличие от их родственниц внизу – стройных, мачтовых – эти непонятно как и чем держатся за заковыристые изгибы ландшафта, сами такие же замысловато закрученные. Фантастический пейзаж!

Если взглянуть на таракташские фигуры со стороны, вспоминается Джангуль – еще одно чудо крымской природы, расположенное на западном побережье в районе мыса Тарханкут. Часть известнякового берега накренилась и начала сползать в море, ветра и волны сформировали в обвале «долину привидений».  Только на Джангуле привидения, как и положено, белые, а на Таракташе в зависимости от освещения - серые или рыжеватые.

А если преодолеть легкий мандраж, взобраться по ступенчатым краешкам и выглянуть в одно из знаменитых «таракташских окон» - открывается головокружительная панорама уже упомянутых сыпучих обрывов по склонам Ай-Петринской яйлы, ковра разноцветной зелени нижележащих склонов, крошечных коробочек строений Большой Ялты и ярко синеющего моря с несущимися перышками облаков. Чудо как хорошо! Вот бы такой вид из моего окна!

Таракташская тропа петляет еще пару километров среди окаменевших изваяний. За эти пару километров несколько раз успеет смениться ландшафт – от каменистых, схожих с аризонскими каньонами обрывов, до дубово-грабового леса с запахом палой листвы, громадными лопухами и готовящимися зацвести ландышами.

В итоге тропинка вымахнет прямиком на плато Ай-Петри чуть в стороне от буйно-непричесанного базара, устроенного предпринимателями возле  подъемника канатной дороги, ближе к метеостанции. Кстати, многие экскурсоводы как раз отсюда и начинают путешествие Таракташской тропой: доставив туристов прямиком на плато маршрутным автобусом, за пару часов прогоняют их вниз-вверх по тропе («посмотрите налево – посмотрите направо – хорошее место для снимка – не задерживаемся, проходим вперед!») и везут на кормёжку в один из Ай-Петринских шалманов.

Таракташская тропа
Начало Таракташской тропы со стороны плато Ай-Петри

В прошлом году мы пешком из Родниковского добрались до верхней станции канатной дороги, обозрели царящий на плато разгул «восточного базара» и хором сказали «never again!» - в смысле, что в жизни не согласимся на добровольное посещение этого кошмара. А уж кушать там – увольте! Мы расположились гораздо лучше – прямо на лужайке  на молодой весенней траве – накрыли туристическую «скатерть-самобранку», отметили восхождение, побродили в поисках красивых видов по горушкам. Однако деревья на плато успели разрастись настолько, что стали закрывать эффектные панорамные виды. Вечерело. Даже с учетом того, что нам не надо ловить рейсовый автобус, пора двигаться обратно.

Катясь вниз, я в очередной раз радуюсь нашей коллективной мудрости и прозорливости: сейчас скакать по перемежающимися с сосновыми корнями осыпями не совсем комфортно, но достаточно уверенно, а вот пойди мы сюда по сырой погоде, на тех же кореньях и склизких камнях уже шишек бы насобирали! Совсем не сосновых!

Добравшись до указателя, сворачиваем влево – на источник. Минут через 15 ходьбы зигзагами по склону выкатываемся к расщелине словно из какой-то лесной сказки: всё вокруг зеленое – трава, листва, густой изумрудный мох ковром лежит на валунах.. и дверь. Зеленая! В белой (когда-то) стене! В точности по Уэллсу. Дверь массивная, цельнометаллическая с коваными завитушками по контуру, над дверью дата «1904», а в глубине слышится мощный рокот потока воды – так и представляешь себе могучую реку с прохладной, хрустальной горной водой, ворочающей мокрые валуны и бурлящей в небольших заводях. А воды-то и нету! Ни капельки! В расщелине хоть бы струйка какая стекала, хоть лужица – ничегошеньки! А оно журчит и течёт, заставляя непроизвольно сглатывать слюну успевшим пересохнуть ртом. И ведь не лето еще! Представляю на минутку, если бы я сюда добралась после дня похода по горам жарким июльским деньком – осерчала бы, мягко выражаясь!

С нешуточной энергией ломлюсь в дверь. Она со скрипом отворяется… а за ней сплошной металлический, покрытый ржавчиной лист. Дверь в никуда! И вода журчит всё соблазнительней! Дергаем, нажимаем, стучимся – не открывается! Собственно, это я, неугомонная, прыгаю и суечусь. А подходит девушка из другой тургруппы и с небольшим усилием открывает лист, оказавшийся второй заслонкой – я не в ту сторону, оказывается, его дёргала. :)

Где-то там, в глубине, журчит прозрачная холодная водичка!

Впрочем, у меня с дверями и замками издавна сложные взаимоотношения… однако даже открытые двери не спасают: вода в тщательно сделанном каптаже течет глубоко внизу – течет, яростно бурля и булькая, на недоступном расстоянии. Сюда бы по-хорошему стоило подвесить какой-нибудь ковшик или черпак на веревочке, а так приходится наиболее длиннорукому члену группы на четвереньках ловить холодные струйки весьма кстати нашедшейся бутылью с широким горлышком и ручкой.

Приключение с источником оказывается для нас практически последним на  Таракташской тропе. Преодолев еще несколько километров тропы, пробравшись через шумные ряды свалившейся на тропу группы подростков, слегка попетляв по многочисленным разбегающимся дорожкам возле выхода с маршрута, мы выходим к оставленным автомобилям. Контрольное время – 18 часов с минутками. Итого на прохождение маршрута с пикником и несколькими фотосессиями у нас ушел целый рабочий день! Никаких обещанных инфостендом 4 часов – это следует учитывать при планировании похода. А в целом впечатления конечно самые красочные и положительные. Вот еще несколько фотографий в подтверждение!

А еще вот здесь можно покрутить снятую одним из участников путешествия фото-сферу таракташских изваяний.

Пройти по Штангеевской тропе.