Дорогами римских легионеров

Не перестаёшь удивляться, сколько же разных народов прошло по Крыму за его долгую историю. Я уже писала об исторических местах и памятниках, оставшихся от османов, крымских татар, генузцев и феодоритов, караимов и древних тавров; конечно же все помнят греческую эпоху Тавриды. Но кроме потомков Геракла здесь оставили свои следы ещё и римские воины, торившие дорогу из нашего Херсонеса на южный берег в район Ялты. На поиск этих следов мы и отправились весьма разношёрстной и разновозрастной компанией.

Римская дорога, via militaris
Остатки римской дороги в окрестностях Родниковского

Историческая справка:

При императоре Веспасиане (60-63гг н.э) Римская империя оказывала военную помощь полису Херсонес в его противостоянии с тавро-скифским войском. Эллины вместе с латинянами отбились от диких горцев, но Херсонес попал под римский протекторат. Легат Плавтий Сильван расквартировал один свой гарнизон в самом полисе, второй военный лагерь поставил в бухте Сюмболон (Балаклава), а для контроля над южным побережьем полуострова, где в основном и обитали таврские племена, на мысе Ай-Тодор построил крепость Харакс. Она занимала более 4 га в живописном месте ЮБК и «комплектовалась» всеми необходимыми для любого города сооружениями: преторий (штаб военачальника), казармы, жилые дома, святилища, термы (для которых пришлось прокладывать водовод с Ай-Петри) и даже маяк. В крепости квартировало 500 воинов XI Клавдиева легиона. Крепость Харакс просуществовала около двух веков, пока не была организованно покинута римскими войсками; оставшиеся строения впоследствии заняли племена готов. Дорога, известная в краеведческой литературе как via militaris, соединяла два военных лагеря в Херсонесе и Хараксе и была альтернативой морскому пути на период штормов и бурь.

Начало маршрута – уже знакомое по прошлым вылазкам село Родниковское (оно же – Скеля, известное одноименными пещерой и древними мегалитами Текли-Таш). Выход на римскую дорогу лежит за околицей Родниковского. Я уже описывала маршрут по еще одному древнему торговому тракту – Капуркайской дороге, которая начинается на въезде в Родниковское напротив менгиров. Здесь же надо доехать до центра села и, выйдя у почты, двинуться в направлении Скельской пещеры. Как раз на границе Родниковской асфальтовой и грунтовой дороги в Колхозное возле дорожного знака будет уходящая вправо тропинка. По влажному от дождей лесу, пахнущему прелой листвой и деревом, она выведет на склоны горы Карадаг (учтите, Карадаг в Крыму не один!). 

 

Вид на Байдарскую долину с Карадага - осень и лето

Дальше шагая вперед и восхищаясь открывающимися видами зеленых гор и облаков над ними надо не упустить историческую достопримечательность – римский мост. Понятно, что мост не пережил двух тысячелетий – от него осталась только прямоугольная кладка одной из опор. И хорошо, что за пару сотен метров до него на развилке тропы, уходящей к Скельской пещере, поставили указатель с надписями. Потому что были случаи, когда путешественники в поисках моста (видимо с арочными проходами и рострами на быках-опорах) пробегали мимо незаметного в зарослях прямоугольного возвышения. Разочарование? Ну что поделать. Вот такой он, римский мост. 

Римский мост, римская дорога, via militaris

Зато совершенно точно можно сказать, что начиная отсюда мы идем не по горной тропе, протоптанной энтузиастами-пешеходами, а по дороге, построенной, страшно сказать, две тысячи лет тому назад! И до наших спортивных кроссовок топтали её кожаные сандалии легионеров, сапоги вельмож-путешественников и какие-нибудь плетеные башмаки торговцев, везущих свои товары из долины в селения на Южный берег, а оттуда доставлявших привезенные на кораблях заморские диковинки.

Эту вьющуюся по лесу тропу нельзя назвать просторной мостовой, хотя в тех же пещерных городах Чуфут-Кале или Эски-Кермен дорогой называли еще большее каменное безобразие. Разнокалиберные булыжники в укладке за тысячи лет обкатаны ногами и дождевой водой и так и норовят выскользнуть из-под подошвы. В первый раз я маршировала по via militaris в январе месяце, когда в Севастополе стояла унылая хмарь, а здесь уже местами попадались проплешины снега. Вот это был аттракцион! Мы, одевшие соответственно погоде тёплые куртки и свитера, взмокли, что называется, от холки до копыт еще на первых километрах маршрута. А тут нате вам пожалуйста: образец туристического юмора “С лёгким паром. 7 км” - знать бы, до чего они эти 7 км мерили. Нынче поход дается легко – летняя жара еще не настала, а под зелёной листвой и вообще хорошо и прохладно. 

На каком-то этапе римская мостовая незаметно растворяется в лесу, дальше идём обычной тропой. Впрочем, насколько я помню, участки её попадаются еще на вершине яйлы – ведут вдоль отвесных обрывов к одному из немногих перевалов от долины к побережью – Шайтан-Мердвен - знаменитой, воспетой Пушкиным, Чёртовой лестнице. 







Ятрышник пятнистый

Озеро Чуваш-голь

А наша тропинка ныряет в “черный” Карадагский лес и через пару километров приводит к озёрам Чуваш-голь. Пара озёр и глубокий колодец по края наполнены водой. На озерцах раскинулись кувшинки под листьями которых прячется сводный хор лягушек – какие рулады они выводили! Соловьи могут обзавидоваться!

Озеро Чуваш-голь летом и оно же в разгар зимы
Озеро Чуваш-голь летом и оно же в разгар зимы

За озерцами на сухой поляне раньше располагалась туристическая стоянка  «Карадагский лес», а рядом – установленный Севастопольскими туристами памятник Балаклавскому партизанскому отряду под командованием А.Т.Ткачёва и А.С. Терлецкого. Памятники героям Отечественной войны, кстати, несмотря на удалённое расположение, поддерживаются и обновляются (я так понимаю, энтузиастами-поисковиками и турклубовцами). От стоянки остается около 40 минут ходу на вершину г. Спирады, возвышающейся над морем на 1029м. 

Говорят, идя по дороге, иногда надо оборачиваться назад. Где-то там, внизу мы начали свой поход сегодня.
Говорят, идя по дороге, иногда надо оборачиваться назад. Где-то там, внизу мы начали свой поход сегодня.
Кто знает, подскажите, что это за жёлтое чудо такое?!
Кто знает, подскажите, что это за жёлтое чудо такое?!

Лес остался позади, мы шагаем по склону, заросшему, благодаря обильным дождям, сочной травой и цветами. Чего я по пути только не наснимала – и мальвы, и гвоздики, и дикий лук, и крымские орхидеи, и какие-то совершенно неведомые и раньше не виданные синие и бордовые цветы и совершенно фантастического вида грибы. Отдельной строкой идёт душистый чабрец, который как раз зацвел на пригретых солнышком камнях и татар-чай (он же крымский лимонник, он же – железница крымская (Sideritis taurica)). Эти объекты выборочно общипываются и складываются в пакетик – для вечернего чая. На склоне горы Спирады татар-чая вообще целое море – пушистое серо-голубое море с вкраплениями ярко-жёлтых цветов на фоне ярко-голубого неба. Красота!                       

Цветное разнотравье Ай-Петринской яйлы


А какая красота на вершине Спирады! Километровая высота. Панорама с горами, морем и зеленью. 

Спирады, яйла Ай-Петри, Биюк исар
Вид со Спирады на скалу Биюк-Исар

Внизу, прямо под нами виден самый модный и дорогой отель южнобережья Риксос Мрия. Вот она, эта стеклянная стрекоза в полном размере!

Отель Риксос Мрия, Понизовка

Полный восторг нарушают лишь собирающиеся на восточном горизонте грозовые облака:  мы ведь примерно туда и держим курс — на Ай-Петри, на канатную дорогу. Да и в прогнозе обещали дождь во второй половине дня! Придётся поспешить.

Еще одно попутное дополнение в гербарий: борщевик или дягиль. Для осознания масштабов "растеньица" рядом разместила себя

Скатившись с тысячеметровой высоты чуть пониже, выходим в невероятно-изумрудно-зеленую долину. Здесь смешалось сразу всё — пасторальные альпийские луга, озеро с отражающимся небом и даже крошечный макет Долины привидений — Демерджи в миниатюре.

урочище Беш-Текне, Пять колодцев

Местечко это называется Беш-Текне - «пять колодцев» - известно издавна своими источниками, один из которых стекает по каменной стене. Территория вокруг озёр огорожена колючкой — водозабор, санитарная зона. Приходится обходить ограждение по периметру, так и не попробовав воды пяти колодцев.

РЛС на Бедене-Кыр

За Беш-Текне проходит вполне наезженная грунтовка, да вот незадача — она ведет мимо Ай-Петри прямиком к виднеющимся на горизонте локаторам РЛС на горе Бедене-Кыр. Мы заметили их еще на Спирадах — белые грибы-дождевики на фоне синевато-зеленого леса. Теперь они кажутся почти рядом, а нам к ним не надо, нам надо на канатную дорогу. Зато их можно использовать в качестве ориентира в дополнение к карте и компасу. Более продвинутые «охотники на лис» определяют азимут, а мы исправно переставляем ноги в указанном направлении. 

Кстати, это уже давно территория Ялтинского горно-лесного природного заповедника, о чем нам периодически сообщают информационные таблички с указанием «воспроизводственных участков» для косуль и кабанов. Нам повезло — на пути мы не встретили ни копытных, ни строгих лесников  - никого крупнее неудачно вышедшего поохотиться полоза. Напуганный истошным женским визгом, он выплюнул свежепойманную мышь и растворился в высокой траве. Еще где-то на склонах Лысой горы видели орлов — пара крупных темно-коричневых птиц описывала круги над деревьями. Впрочем, на доступное для качественной «стрельбы» расстояние они не приблизились и в историю похода тоже не попали. 

Гроза постоянно норовила догнать нас, угрожающе громыхая и кажется даже поблёскивая молниями на горизонте, но кроме небольшого дождичка в районе Беш-Текне ничем не испугала.

Последний этап маршрута — когда мы вышли на финишную прямую и увидели впереди геодезический знак на вершине Ай-Петри, оставалось только равномерно переставлять ноги в требуемом направлении...примерно в течении часа. Наконец показались первые признаки «цивилизации» - ребята, прогуливающие на лошадях охочих до экзотики туристов. Они и к нам попытались приставать с предложениями конной прогулки — в ответ получили нестройное и слегка истерическое ржание: после проделанного нами марш-броска по пересеченной местности для полноты ощущений только тряской рыси на блохастых пахучих «кониках» не хватало! Сами доберемся.

Аю-Даг, Медведь-гора
Вид на Аю-Даг. Безобразие, творящееся на Ай-Петри даже снимать не стала!

На Ай-Петри царит редкостный базар-вокзал — прежние два ряда открытых кафе и коновязь с верблюдами и лошадями разрослись до четырех или пяти плотно, стенка к стенке, установленных «шалманов», где торгуют самодельными и привозными сладостями, пряностями и «крымским чаем», варят плов, разливают пиво, дымят шашлыками, предлагают овечьи носки и шкуры; кавказская бурка украшена пёстрой китайской поделкой самурайской катаны; ядовито-зеленые, желтые, красные колбаски «ореховой чурчхелы» вперемешку с бамбуковой «музыкой ветра» болтаются над входом в торговые палатки; порывы ветра разносят надо всем этим безобразием стойкий аромат загона с лошадьми... После шести часов лесной тишины и уединения контраст сшибает и валит с ног. 

Ай-Петри
А веревочный мост с зубцов, оказывается, еще не сняли. Интересно, он работает?

К зубцам Ай-Петри ведет отдельно отгороженная тропинка при входе на которую сидит кассир, собирающий по 100р «чтобы провал не провалился». Я совсем не уверена, что этот товарищ - уполномоченный Госкомлесхозом чиновник, но поскольку прямо сейчас мы не собираемся еще и подниматься на зубцы, то и аллах с ним — пусть собирает. Сделав контрольные снимки на фоне Медведь-горы, вершины Ай-Петри и отвесного обрыва с канаткой (приближающаяся крошечная букашка подвесного вагончика вызывает возмущённые вопли в нестройных рядах коллектива: «Мы будем на этом спускаться?! Да вы шутите!») занимаем очередь в кассу подъемника. 

канатная дорога Мисхор-Ай-Петри

В процессе стояния приходится цепко удерживать сомневающихся в безопасности мероприятия (вспоминается герой Вицина из «Кавказской пленницы», зажатый Балбесом и Бывалым поперек автодороги). Масла в огонь подливают слоняющиеся взад-вперед маршруточники, предлагающие за те же деньги спуск в «комфортабельном микроавтобусе»... Знаем мы эти спуски — два десятка поворотов (с парочкой отрицательных) — и даром, что походные бутерброды уже давно провалились в глубины желудка: у них будет реальный шанс вернуться обратно! А тут 10 минут кошма... 10 минут спуска на самой длинной в Европе безопорной (расстояние между двумя ближайшими опорами 1670м!) канатной дороге— и мы на месте! В итоге на канатку мы всё-таки попали — в один из последних запусков. 

Не обошлось без казуса: мы предполагали выйти на промежуточной станции, чтобы сразу попасть на трассу и начать ловить транспорт на Севастополь. Меня еще удивило, что цена на билет указана только одна — я чётко помню, что прежде билеты продавались отдельно до конца маршрута и до промежуточной станции. Так вот когда мы попытались на пересадке отделиться от толпы и выйти наружу, на нас сбежался весь обслуживающий персонал с возмущенными криками: «Граждане, куда вы идёте?! Туда нельзя». Почему и в связи с чем нельзя, никто толком не смог объяснить, особенно в свете того, что за дверями стояли несколько модных автомашин — выходит, им можно, а туристам уже нельзя (хотя на картах имеется пешеходный маршрут — тропа с вершины Ай-Петри прямиком к трассе!). Спорить с обслугой не хотелось, погрузились в следующий вагончик и скатились вниз прямо к подошедшему маршрутному автобусу, курсирующему по нижней ялтинской дороге. Полчаса зигзагов между санаториями (ностальгические воспоминания об отдыхе в  «Жемчужине», «Сосновой Роще», «Дружбе» (ныне - «Курпаты»), «Украине»); пансионат «Днепр», бывшее имение великого князя Г.М. Романова «Харакс», на территории парка которого и располагалась в древние времена та самая римская крепость Харакс с пятьюстами воинами. 

Ноги гудят, по спине под рюкзаком сбегают струйки пота: почувствуйте себя легионером XI Клавдиева легиона, прибывшим на место дислокации из херсонесских казарм! А ведь мы еще «схитрили»: спускались вниз на канатке, и до Харакса «на попутке» доехали. И то общая протяженность пешего маршрута составила 22 км с гаком! Теперь впору требовать допуск на кухню и бесплатный билет в термы...или лучше сперва в термы, а потом в столовую. А еще лучше дайте литр холодненькой водички прямо сразу! Посмотрев на часы понимаем, что если включить в маршрут купание в море,  то вместо билета на автобус придется искать квартиру на ночь в Ялте. От моря приходится с грустью отказаться. Ловим маршрутку и на всех парах летим домой по Ялтинскому серпантину над ярко-синим морем и желтыми брызгами цветущего на обочинах дрока... а перед глазами стоят желтые, сиреневые, розовые цветущие поляны и грозовые тучи над сосновым лесом.     

Примерная раскладка марш-броска нашего не-римского легиона.

 

Римская дорога через перевал Шайтан-Мердвен не одна. Есть еще Мордвиновская и Календская, и они тоже вполне проходимы в любое время года.

 

Вернуться на Крымские путешествия

Контакты:

e_sol@ua.fm