Ромашковое лето и горные исары

Исар Чоргуньский (он же Бибиковский) и пещера Мурзак-коба в каньоне реки Чёрная

Когда основные достопримечательности в доступных окрестностях уже найдены, осмотрены и отфотографированы, у привыкших к еженедельным походам путешественников возникает вопрос: куда бы еще прогуляться в выходной день. А если это не просто выходной, а первый летний день, то какое-нибудь интересное путешествие просто насущно необходимо. Переходим от пещерных городов и древних монастырей к объектам помельче.

Нашему вниманию предлагается очередной квест «найди исар». Поле деятельности здесь просто необъятное! Горные исары, то есть небольшие укрепления средних веков, в немалых количествах венчают высокогорные плато и одиночные вершины Крымских гор. Можно смело говорить, что по Крыму их насчитывается более полусотни. Только в имеющейся у меня книге местного исследователя «Исары горного Крыма» описано их около сорока, а ведь автор не заходил севернее ЮБК.

В большинстве случаев горные исары выглядят примерно так.

Основная часть исаров был исследована, раскопана и обследована археологами в 50-60е года прошлого века. В укреплениях были найдены и описаны казармы, часовни, склады и непосредственно крепости. К сожалению, сохранились они очень плохо, порой на месте поселений видны только груды камней да смутные очертания фундаментов пары зданий. Ученые отнесли эти сооружения предположительно к 13-14 веку. Однако с определением их принадлежности единого мнения нет. Исары находят как в горах южнобережья, так и в Байдарской и Варнаутской долинах, на возвышенностях вдоль рек. Были ли это сторожевые или сигнальные посты, кем они построены и почему прекратили существование - вопрос. Предварительно их отнесли к владениям таинственного княжества Дори, с точным определением ареала и времени существования которого у археологов возникают аналогичные проблемы.

Мы уже успели добраться до исара Аю-кая возле села Оборонное, Бибиковского укрепления в районе Морозовки, Мердвенский исар дольше других сопротивлялся вторжению пытливых фотографов, мы нашли его только с третьего захода. Теперь на очереди исар Сарджик где-то между Широким и Алсу. По пути при наличии некоторого везения и отсутствия прогрессирующего левостороннего тропизма, можно захватить еще один исарчик.

Сельская эклектика во всей красе: беседка с лавками двух разных конструкций, фанерный Матроскин и пара крашеных известью башмаков

Начинаем. Солнечное утро в селе  Широкое. Обычно мы проносимся через него вскачь на рейсовом автобусе или на машине (не считая случаев, когда на пути встают плотные ряды местных скотов разной степени рогатости).

Только однажды нас, тогда еще зеленых-презеленых водителей, не знающих ни окрестностей, ни достопримечательностей занесло сюда: решили просто покататься. Проехали за границу села, нашли удобный 'карманчик' на обочине, припарковались и пошли, куда глаза глядят. Вскоре глаза углядели заросли одичавшего терна. Дело было осенью, терн был уже спелый, с красивым сизым налетом... На этом прогулка наша и закончилась: мы плотно застряли в терновом кустарнике, опомнились только когда закончилась свободная тара. Варенья из терна с тех пор нам больше не хочется - получившийся десяток банок ели три зимы подряд! По счастью в эту пору терн еще не созрел. Но есть же и другие искушения. Например, ромашковые поля. Ромашки нынче везде: вдоль дороги, в долине, на склонах. Между ромашками цветет клевер, дикий горошек, еще что-то желтенькое, что-то синенькое, что-то фиолетовенькое. Цветет, пахнет, жужжит пчелами и порхает совершенно непуганными бабочками! Пчелы, шмели, богомолы и даже пауки по мне уже ползали. А вот фотографировать неспешно помахивающих крыльями на ладони бабочек еще не доводилось.

Попробуй-ка разглядеть эти пиктограммы на высоте полтора собственных роста!

К сожалению, из цветущих полей дорога уходит вверх, в лес, изрядно подсохший за время отсутствия дождей, но всё ещё наполненный птичьими трелями.

Дорога на исар оказывается отмаркирована указателями Большой Севастопольской тропы. Видимо очередной подрядчик сообразил, как можно снизить и без того немудреные затраты по разметке и заменил прежние неструганые деревянные столбы-указатели совершенно дико выглядящими в лесу обрезками трубы d56, окрашеной дешевенькой серой грунтовкой. Кстати, они могли бы сэкономить еще больше, если бы распилили трубу на более короткие отрезки. А так указатели с мелким шрифтом вознесены метра на два в высоту и не всякий низкорослый турист углядит, какие координаты там прозначены. Хорошо, что мы сильно не рассчитываем на маркеры, у нас есть свой «добрый сусанин» с навигатором и османдовскими картами, да и тропа достаточно хорошо накатана и не допускает двусмысленных толкований.

Ясенец, он же неопалимая купина. Смотрим глазками, ручками не трогаем!

Примерно за час (это с остановками, фотосессиями и плетением ромашковых веночков) добираемся до перекрестка, откуда уходит тропинка на первый исар с забавным названием Асаране-Бурун. Бурун - мыс. Что есть Асаране, топологический словарь не знает. Надеюсь, нечто не слишком неприличное. От укрепления почти ничего не осталось. Поди догадайся, что эти развалы камней не остаток каких-то геологических пертурбаций! В пользу их искусственного происхождения свидетельствуют разве что встречающиеся местами осколки черепицы с крыш тогдашних строений. Из местного населения в можжевеловых зарослях были спугнуты заяц и  небольшой желтопузик.

Кстати, вместе с ромашками и прочей красотой зацвел ясенец. А дни стоят весьма солнечные и жаркие, так что лучше не проверять, такая ли неопалимая эта купина!

Остатки поселения Асаране-бурун

Оборонительные сооружения Сарджик исара

Не совершив никаких существенных археологических открытий, возвращаемся обратно на тропу и продолжаем путь на исар Сарджик.

До него оказывается около получаса неспешным шагом. И тут уже есть на что посмотреть! Четко просматривается крепостная стена. По свидетельству археологов, стены тут были солидные, до 2.5 метров, а ворота в город охраняли две дозорные башни. Сам Сарджик - обиталище феодала, владельца окрестных земельных угодий и всего на них произраставшего и пасшегося. Нынче постройки и угодья заросли травой, в фундаментах зданий зеленеют деревья, надо всем этим посвистывают звонкие синички и парят орлы. Не встретив сопротивления, мы насквозь проходим поселение и оказываемся на краю каньона. Внизу отчетливо слышен шум Черной речки, но отсюда к ней добраться можно разве что со скалолазным оборудованием. Треугольный мыс Биюк-карамызы. Ещё одна топологическая загадка – что там было большое на этом мысу («биюк» - «большой»).

Стены Сарджика надежно защищают с одной стороны проход на мыс, две других заканчиваются неприступными обрывами – это в чём-то напоминает последнюю линию обороны Мангупа. И также, как Мангуп, Сарджик был разрушен завоевателями. Правда, Мангупское княжество довольно долго противостояло вторжению османских войск, а городок на Биюк-карамызы скорее всего снесли какие-то кочевые племена.

После небольшого созерцательного перерыва наш маршрут продолжается. Выходим из леса на горный хребет. Здесь вовсю благоухает чабрец и можжевельник, в зарослях травы топорщатся отцветшие столбики асфоделин. Гулливерские маркеры указывают, что до села Морозовка осталось 7.3км.. 6.5км...6.1км... как вдруг они (маркеры) вместе с дорогой внезапно заканчиваются! Романтическая прогулка по цветущим лугам превращается в спуск козьими тропами на параллельно идущую ярусом ниже дорогу. Выкатываемся мы туда изрядно чумазые, с полными кроссовками земли и полной прической всяких сучков-веточек. Радует лишь то, что дорога оказывается там, где ей и положено по карте. Указатели БСТ также возникают из небытия, да еще и мой телефон, шаливший целый день, наконец-то договорился со спутниками GPS.

Теперь у нас целых два навигатора...и страстно желание побыстрее выйти к какому-нибудь транспорту. Желание настолько сильное, что мы даже игнорируем возможность поплескаться в роднике на окраине Морозовки и, как есть, в пыли дорог, листьях и паутине - ну чисто лешие - выкатываемся у Сухой речки, откуда уже рукой подать до автобусной остановки на ялтинской трассе. Рейсовый автобус подходит к этой остановке буквально 10-15 минут спустя, так что тайминг вышел просто изумительный, места сидячие, до города каких-нибудь 20 минут бодрого автобусного аллюра. А в пакетиках - запас душистого чабреца к вечернему чаю. И куча воспоминаний, оцифрованных современной фото-техникой. Что еще надобно для хорошо проведенного выходного!?

Вот и наш главный навигатор Gudwin абсолютно со мной согласен в этом вопросе! Ознакомиться с его взглядом на древнюю крепость и ее нынешних обитателей можно здесь...

Если этот поход показался слишком коротким, можно попробовать

посетить Камара-исар над Оборонным

Поискать над Чертовой лестницей Мердвен исар

Съездить на исар Сиваг-кермен возле Верхнесадового

Прокатиться в Байдарскую долину на Сандык-исар

Добраться до села Соколиное - и там тоже есть исар

Подождать до Дня туриста и сходить походом на Бибиковский исар

или вернуться в Крымские путешествия...