Пионы крымских гор.

Да, понятно, что в разгар дождливой осени писать про цветущие пионы как-то не ко времени. Хотя, почему нет: вспомнить сочную, едва взошедшую зелень, прохладный весенний ветерок, журчание еще не пересохших непостоянных крымских речушек. А заодно познакомиться с местной флорой, которую нигде, кроме как в крымских горах, вы не увидите.

Первый наш 'пионовый' поход состоялся полтора года тому. Мы как раз выбирали маршруты по древним крепостям-исарам и вот собрались поискать такой исар на горе Сандык-кая. Сандык это по тюркски сундук. Квадратная, хорошо запертая горушка. Собственно, все исары располагались на высоких скалах-останцах, откуда открывается хороший обзор на близлежащие окрестности и где небольшому отряду легко держать оборону одной-двух узких горных тропинок, ведущих к крепости.

На Сандыке раньше никто из нас не был, даже самые матерые не бывали, поэтому пришлось маршрут читать в интернете. А пойди разбери по чужому рассказу, как именно тебе надо идти. Из Новобобровки. По правому притоку Баги, потом найти уходящую вверх тропу, которая выведет на лесничую грунтовку. А с той грунтовки через сотню метров уходит тропа вверх на сам исар. Единственным общим маркером у всех 'писателей' была табличка. Памятный знак крымским партизанам, стоящий почти у той самой тропы. Нашел табличку – считай, пришел на Сандык.

Приток Баги - это хорошо, а с тропами сложнее. Нынче желающих походить по лесу развелось несчитано. Да и не только походить, а и поездить тоже. На квадроциклах, лесничих 'газонах', горных мотоциклах класса enduro, наглых джипах. Так что троп теперь в лесу - не счесть.
Пока мы двигались по Баге, все было хорошо и даже местами знакомо, а журчание перекатов настраивало на благодушный лад. Дошли до слияния рукавов, взяли вправо, слегка попыхтели на наборе высоты. Кругом уже весна, а тут местами прошлогоднего  дубового листа по щиколотку! Вышли на склон, сплошь заросший цветущей земляникой. Перевалили через горку и началось: весна, дожди и снеготаяние. У царевны-Баги не два, а двадцать два притока. Во всех овражках и промоинах. Через пару недель это все высохнет и можно будет штурмовать напрямик, по компасу и карте, а сейчас, когда под дубовым листом сплошной хлюп и чавк, а мы в кроссовках, надо искать сухие места. Или переправу наводить. И вот мы, как отряд Суворова, и по жердочкам перебирались, и бревнышки укладывали, местами просто по камешкам пройти пытались. Начерпали в обувь воды, конечно. Ну и раз пять как минимум 'перешли мы эту реку вброд'.

Вышли в итоге на заросший склон. Ни тропы, ничего, одно направление - вверх. Через невысокий полусухой грабовник, как лоси. Лоси с рюкзаками бывают!? С мокрыми копытами и взмыленной холкой - точно. Пыхтим, ломимся. Несмотря на желание плюнуть, послать всё и пойти назад. Склон не кончается, желание все сильнее. Но настойчивость ведущего победила. «Сейчас будет дорога!» - всё время уверяет он. И мы действительно выходим на дорогу. Вот она, великая сила уверенности! На дороге ухитряемся пойти не в ту сторону (это уже явно мой топографический кретинизм поработал), опять забираем в лес, возвращаемся. И, ура!, натыкаемся на ту самую табличку. Стоит прямо на дороге, как ни в чем не бывало, а мы ее тут обыскались уже. Вскоре за табличкой находится тропа. И очередной подъем вверх. Подъем весьма крутой, в зарослях, местами приходится буквально протискиваться между скал. Но нас не остановить. Мы возьмем эту крепость в лоб!

А вокруг все зеленое и цветущее. Желтое, синее, фиолетовое. И конечно же розово-пионовое. Пионы хоть и дикие, но кусты у них вполне садовых размеров, а огромные розовые с желтой серединкой цветы даже слегка пахнут. Беспрестанные фотосессии в цветущих кустиках.

Остатки оборонительных стен, ворота, фундаменты строений. Все заросло густой травой и пионами. Выбираемся на верхнюю площадку - отсюда действительно открывается обзор на все окрестности: в сторону Богатого ущелья и поселка Поляна (в прошлом Маркур), в сторону Сюндюрлю и перевала Бечку. Салатово- зеленые полянки с голубыми осколками прудов и сочно зеленые, бархатные горы. Ветер несет пушистые облака и по зелени, переливаясь, бегут пятнышки теней. На самом краю над обрывом в стене древнего форта цветет одичавшая груша, словно флаг треплется на ветру. А рядом - опять пионовые кусты с тугими розовыми бомбочками бутонов.
Весенний ветер, однако, не способствует длительным гуляньям. Свистит нешуточно, выгоняя незваных пришельцев из своих угодий, и мы послушно скатываемся обратно вниз на дорогу.

На обратном пути опять не обошлось без происков топографического кретинизма вкупе с левосторонним тропизмом. Шагая по набитой грунтовке, мы опять пропустили сход на тропу и вынуждены были наматывать изрядный дополнительный километраж через перевал Бечку. На перевале тоже встретили заросли пионов (теперь уже горных, остролистных), увы, большей частью отцветших. Повздыхали, представляя себе это зелено-красное поле в цвету, и пошли себе, «ветром гонимые».

Напоследок решили срезать длинный серпантин спуска в Передовое (к тому же машина ждала нас не в Передовом, а в Новобобровке), еще раз ломились через лес, но по счастью уже без переправ. С картой  повезло - картографы начертили ее правильно J, так что в итоге мы, как пишут в школьных сочинениях, усталые, но довольные, выбрались в Новобобровку со стороны древних дольменов Таш-кой. К сожалению треков на тот момент я не писала, так что оценивать Протяженность цветочного похода приходилось на глаз по викимапии. Вышло вполне прилично, целых 18 км с гаком, даже без учета зигзагов, которые мы напетляли, пересекая весеннее половодье.

Второй поход по крымским эндемичным пионам состоялся уже этой весной. Лень, усталость от работы, нежелание наворачивать десятки километров по горам...и необычное название горушки в окрестностях Передового: Мачу. Есть в ней что-то такое… первобытно-ацтекское с привкусом пирамид и шоколада. Айда!

Горку эту мы регулярно наблюдали, отправляясь из Передового на водопад Фатьма. Маячила из лесной поросли отвесным сколом своей макушки, вот туда мы и идем мимо неприлично зажиточных 'новорусских' усадеб на отшибе села. Обходим усадьбы, легко выбираемся на возвышенность. И надолго застреваем тут в островках ярко красных пионов! Пион остролистный, он же горный. Эндемик, растущий в наших крымских горах. Способен укорениться в домашнем саду, но цветет все равно недолго. Зато настолько сочно, что невозможно пропустить эти бордово-красные кругленькие кубышки с густой желтой бахромой тычинок. Хочется снимать их так, и этак, с одной, с другой стороны...хотя своим ярко-красным они напрочь сбивают обычно сбалансированную цветопередачу на фотоаппарате, так что на выходе получаешь совершенно нереальные кислотные оттенки.

С трудом оторвавшись от фотосессии, продолжаем путь. Спускаемся в низинку, заходим в лес и по тропе траверсами идем к вершине. Над головой весенний птичий щебет, далекое тявканье косуль, ворона, с шумом и хлопаньем сорвавшаяся с куста.

Судя по описаниям, на Мачу есть пара интересностей: пещерка на склоне и остатки древнего храма. Чтобы найти пещерку, надо прочесывать склон, что делать нам сегодня совершенно лень (хотя чуть позже лень мы героически победили и пещеру нашли!). А сегодня ограничились храмом. Скорее это не храм, а часовенка, потому что больше одного человека перед алтарем не уместится, даже с учетом более мелких габаритов прежних жителей этих мест. Но ориентировка по солнцу, полукруг апсиды - все признаки религиозного строения присутствуют.

Христианские священники в Крыму появились едва ли не раньше крещения руси. Бежавшие из Византии монахи в период борьбы разных направлений (т.н период иконоборчества), позже этот район даже имел собственную епархию и руководителя: епископство Готия. Всё это прекрасно сочеталось с исламом, караимизмом, а где-то возможно и остатками язычества... Но да, мы же о крымских эндемиках.

Выбравшись на вершину Мачу и не найдя там никаких ацтекских символов, кроме сложенных современными любителями таинств и ритуалов каменных знаков, мы зато оказались в зарослях асфоделин. Именуемые в народе 'медвежьими ушками' эти мохнатые столбики тоже относятся к числу природных редкостей наших мест.

Причем, только асфоделина белая характерна для высот крымских гор, где ее устраивают скупые клочки земли между пластами известняка, холодные горные ветра зимой и палящее летнее солнце. Асфоделина желтая не столь притязательна к окружению и охотно растет в садах и альпенариях. Да что там, кусты её можно увидеть в Балаклаве, как раз на повороте на ул. Крестовского. Ну и напоследок вспомню, что именно асфоделии, согласно легенд, усеивают долину реки Стикс у врат в подземное царство Аида.

Небольшой походный перекус на вершине Мачу  стоит обеда в шикарном ресторане: где вы еще найдете такой вид с веранды?!

А едва стоило вспомнить про греческие легенды, как над нами тут же обнаруживается огромный орёл. Он неторопливо парит в прозрачной голубизне, широко раскинув темно-коричневые крылья с песочными подкрылками. Парит, высматривая гору с прикованным Прометеем. Нас четверо и до Прометея нам далеко. Орел видимо понимает это и, срезав вираж почти над нашими головами, улетает в горы искать свою добычу. А мы, как всегда, спускаемся из приключений и легенд обратно в 'суету городов и потоки машин', оставив в памяти яркие пятна весенних цветов на горных полянах и занавешенные голубоватой дымкой вершины, на которых уже бывали и куда еще попадем.

Сбегать за пионами на перевал Бечку

Побывать в пещере на Мачу - Умачи-Коба

Взять штурмом с третьей попытки Мердвен-исар

Добраться до Чоргуньского исара

Посетить Камара-исар и оборонительные сооружения других эпох

Прогуляться на Сарджик-исар

Найти замечательно сохранившийся исар Сиваг-кермен

Вернуться на Крымские путешествия...

Забраться еще на какую-нибудь вершину, например Чуваш-Кой...

Посмотреть фото шикарного орла и другие зарисовки с Мачу на сайте идейного вдохновителя походов Gudwin...