Сказки туманного леса - вверх по р. Боса

Вчера ходили по Байдарской долине погулять по золотой осени. На неделю-полторы  наше мероприятие, конечно, запоздало – это только в городе парки и скверы всё еще полыхают огнём, а лес уже готовится к зимовке: сбросил листву и замер в ожидании холодов.

Это дерево за околицей Родниковского почему-то ассоциируется у меня с главным героем известной серии картин "Крик" Э.Мунка...ну правда ведь, похож!!!

Артефакты с. Родниковское (Скеля)

Спеша увидеть хотя бы остатки былой многоцветной роскоши, мы 9-часовым автобусом выезжаем к Родниковскому, чтобы двинуться вверх по Босе. В планах: энергичная прогулка,  фото «на пленэре», подъем к Чёртовой лестнице, обзор Южного берега с Кильсе-Бурун и смежных окрестностей Байдаро-Кастропольской стены, возвращение (своевременное!) на рейсовый автобус. Глобально!

Утро - пока еще солнечное (хотя обещана переменная облачность), свежесть, роса и тишина. Места летнего отдыха непривычно пусты, мангалы и кострища присыпаны палой листвой;  вместо стада коров, обычно пасущегося на околице, всего три скотинки стригут невысокий травяной коврик.

Ешиль-Чокрак, Боса
Родник Ешиль-Чокрак

Отсутствие осенних дождей высушило "Босую" речку досуха. Исчез весёлый водопадик у поворота тропы и разноголосые перекаты выше по течению. Первая вода встретилась только в районе источников Ешиль-Чокрак – родничок над тропой спрятался в глубине своей «норки», а водопад на мшистом камне превратился в редкие струйки, полностью оправдывая своё название «Мужские слёзы». В таких суровых условиях не очень-то поснимаешь живописные отражения с эффектной мозаикой опавшей листвы, поэтому мы практически без остановок отмахали первую треть маршрута до развилки, где сливаются два притока Босы. В прошлые разы наш поход оканчивался здесь съёмками сфер, панорам и водяных перекатов, сегодня есть шанс продвинуться чуть дальше. Кстати, в нескольких самых глубоких чашах вода всё-таки осталась; настоянная на дубовом листе она приобрела выдержку и цвет крепчайшего чая.  За неимением иного, все отметились в этих лужицах – кто фотосъемкой, а кто и собственными кроссовками – одной мне что ли в местных речушках бултыхаться!?

Дальше мы поднялись вверх вдоль левого «рукава»  - подъем совершенно несложный, тропа очевидна даже моему невооруженному глазу и склонной к топографическому кретинизму интуиции. По пути можно вволю пошуршать душистым ворохом опавшей листвы. Кстати, не одним туристам-пешеходникам нравится это занятие: нам по пути постоянно попадались разбросанные листья и ямки, явно нарытые в лесном ковре чьими-то острыми копытцами.  Байки «бывалых» о том, как приходилось сидеть по нескольку часов на дереве, спасаясь от потревоженных кабанов, замечательно дополняли этот антураж. Однако на сей раз никакой живности страшнее своего брата туриста нам не повстречалось.

Примерно минут через 40 «маршброска» мы вышли к заброшенным остаткам то ли лесничества, то ли оборудованной стоянки. Один каменный и пара деревянных домиков в окружении покосившихся беседок, столов и остатков мангала – замечательное дополнение к моей прошлой теме «после людей». Впрочем,  для того чтоб наскоро перехватить чаю с бутербродами, большего не нужно.

В паре десятков метров от нашего импровизированного "привала" проходит укатанная грунтовка, по которой вовсю колесят охотничьи внедорожники. Судя по карте, это так называемая Мордвиновская дорога, проложенная по остаткам одной из римских дорог, соединявших Херсонес с расположением легионеров в Хараксе. Мордвиновской её назвали в 19в по имени графа Мордвинова, вывозившего по ней лес, рубленый в его имениях. А за дорогой уже и рукой подать до знаковой точки маршрута – перевала Шайтан-Мердвен – Чёртова лестница.

Памятник партизанам Крыма, установленный к 40-летию Дня Победы

Перед ним на поляне стоит памятник партизанам Великой Отечественной, сооруженный юными туристами Севастополя к 40-летию Победы. Расположенный в достаточно известном и посещаемом месте, памятник выглядит вполне сносно для своих без малого 30 лет. Недавно мне показывали еще одну «точку» - партизанскую землянку с памятным знаком в районе 17го км Балаклавского шоссе – там всё гораздо более запущено.

Пока мы разглядываем памятник, с перевала наступает широкая волна тумана. Солнце-то скрылось  за серыми тучками довольно давно, а теперь еще и туман, полупрозрачными мутными клочьями, ползущий из чащи. Картина меняется в считанные минуты. Всё вокруг становится мрачным, загадочными слегка нереальным. Серые стволы деревьев теряются во мгле, пейзаж расплывается и тает в неярком свете, который почему-то приобрел призрачный синевато-серый оттенок. Зигзаг дороги уходит в дымчатую неизвестность – то ли за поворот, то ли в параллельный мир. Холодно, стыло, пустынно; слышно лишь, как в тишине облетают редкие оставшиеся листья, шурша и стукаясь о ветки.  Впрочем, фотографам не до потусторонней мистики – успеть бы поточнее заснять весь этот сюрреализм!

В погоне за эффектными пейзажами мы выходим на смотровую над Шайтан-Мердвен. Я-то знаю, что с нее открывается вид на Мердвен-Кая справа и Балчик-Кая слева, полосу леса, Ялтинскую дорогу и морской простор ЮБК впереди. Но сейчас это исключительно теоретические знания: в пяти метрах окрест согласно русской пословице «не видно ни зги». Просто серое «ничего» без верха, низа и краёв. Мы на краю мира! Совсем как когда-то на Ильяс-Кая

Шайтан-Мердвен, Чёртова лестница
Смотровая площадка над Шайтан-Мердвен.

Спуск с Шайтана и дальнейшее перемещение по дороге им. графа Мордвинова проходит в таком же тумане. Зато можно вовсю снимать усыпанные росой паутинки и монохромные пейзажи – «одинокий куст», «одинокое дерево на склоне», «одинокая дорога в никуда».

И только когда мы миновали Кильсе-Бурун и дорога плавно повернула вниз в сторону Орлиного, туман начал отставать от нас. Самые настойчивые его щупальца норовили догнать нас по балкам и отрезать от мира, но мы убежали от него к рейсовому автобусу и закатному солнцу. Правда, увлёкшись последним, пропустили спуск к сократной тропе и топали сперва по грунтовке, а потом ещё и по трассе лишних километра 2 вместо того, чтоб сразу выйти на мостик за с. Орлиное… как там гласит еще одна русская пословица про голову и ноги?!

Итог маршрута: 5 с лишним часов движения + 16,5 км пешего перехода = «мышечная радость» и кислородное опьянение у непривычных к «диким просторам» горожан. Плюс море позитива, зверский аппетит и гора фотографий, требующих сортировки и редактирования J

А известно ли вам, что здесь, наверху возле самой Чертовой лестницы в средние века стояла дозорная крепость Мердвен-исар! Узнав, мы решили найти её, но Шайтан так старательно путал тропы, карты и дороги, что удалось нам это сделать только с третьей попытки!

- заход №1

- заход №2

-заход №3 - Успех!!!

Вернуться в Крымские путешествия...