Крымские путешествия

Путешествие первое: Ильяс-кая и Храм Солнца

Новость первая, хорошая: для того чтобы совершить это увлекательнейшее путешествие не нужны ни первый спортивный разряд по пешему туризму, ни «корочка» мастера-скалолаза. Если в обычной жизни вы осилите пеший подъем на 5-9й этаж – считайте, что вы готовы к восхождению на вершину, по праву считающуюся одним из красивейших мест Крыма – Ильяс-Кая. Так что надевайте удобные кроссовки, экипируйте рюкзак легким туристическим перекусом, водой (летом – обязательно!!!), в весенне-осенний период имеет смысл добавить в комплект какую-то ветровку, т.к. погода на вершине может отличаться в неблагоприятную сторону, и конечно же фотоаппаратом. Вперед!

Первая часть маршрута пролегает по ялтинскому шоссе. Билет на рейсовый автобус от автовокзала «Севастополь» надо взять до поворота на Ласпи. Автоводителям же держать курс на кафе «Миф», расположенное в аккурат напротив этого самого поворота.

Представим, что мы с вами вышли из рейсового автобуса, и оглядимся вокруг. Если стать лицом к морю, то с правой стороны внизу расположена обрамленная зеленью бухта Ласпи и мыс Куш-кая на горизонте, позади величественная и неприступная на вид Байдаро-кастропольская стена, а впереди слева как раз хорошо просматривается массив Ильяс-кая.

В утренней синевато-сизой дымке отсюда он похож на лягушку, устроившуюся на зеленом пригорке, а сзади этой лягушки возвышается хищный акулий плавник. «Лягушка» на картах именуется Деликли-бурун (что в переводе означает Дырявый мыс – дырявый вероятно из-за труднодоступных гротов), а акулий плавник – это наш пункт назначения – вершина Ильяс-кая (681м)…вот только не надо впадать в панику, кричать, что это очень далеко и очень высоко! Как говорится, глаза боятся, а ноги идут.

Сворачиваем на дорогу позади «Мифа» и «вперед и вверх, а там – ведь это наши горы, они помогут нам!» Кстати, автолюбители могут вполне успешно продолжать ехать – дорога проходима даже для машин, не обладающих задатками внедорожников. Ориентиром, где придется расстаться со своим четырехколесным любимцем, будет домик лесника и полянка справа от него с развесистой ивой. На поляне прямо под ивой сооружен деревянный столик, есть место для костра, так что после спуска тут вполне можно устроить привал.

От поляны к цели нас поведет изрядно разбитая грунтовка. Судя по разнообразным рисункам протекторов на глубоких колеях – она тоже проезжая…для любителей Camel Trophy. Через какое-то время на пути попадется шлагбаум, который – проверено – хоть и со скрипом, но поднимается. Однако же, мы собрались в пеший поход, так что не будем искать авто-экстрима!

Впереди нас ждет 30-40 минут замечательной прогулки лесной тропой. У меня есть только одно определение, которое я могу применить к этому маршруту: «храм природы». То есть полное отсутствие цивилизации – привычных звуков города, пыли и автомобильного угара, людского шума и музыки, рекламы и вообще городского мельтешения. Кроны деревьев смыкаются над головой, словно зеленые арочные своды; ветерок пахнет травой, зеленью и свежестью; солнечные зайчики, проглядывающие сквозь листву, щекочут лицо. И всё это под аккомпанемент птичьих трелей или летней трескотне цикад – куда там мрачной готике католических церквей!

Ну а если не храм, то это настоящая русская сказка. Огромные, сплошь заросшие зеленым мхом пни и коряги – словно лешие, охраняющие свои владения. С деревьев свисают какие-то лианы, тут и там раскидистые кусты папоротников (увы, не цветущих). На мягкой грязи возле лужи, заполняющей разбитую колею, явственный отпечаток копытца…

Главное о чем надо помнить, чтоб не попасть в «лешую» западню – на развилках выбирать правую тропку и не спускаться вниз к оврагу. В противном случае вам обеспечено длительное блуждание с выходом где-то в районе Кастропольской стены!

А пока впереди еще довольно длинная дорога, я расскажу немного о нашем месте назначения.

Ильяс-Кая в переводе с крымско-татарского языка означает «гора Святого Ильи». В Крыму есть множество мест посвященных Илии Фесвитянину, Илье-Пророку, который занимает особое место в христианской мифологии. В подчинении у Ильи-Пророка находятся грозы. Устрашающие громовые раскаты, вспышки молний, потоки дождя – всё это как нельзя лучше олицетворяет борьбу святого Ильи с полчищами нечистых духов, которых он «разит на смерть» своими огненными стрелами. Хотя это более поздняя, христианская традиция, а изначально бог-громовержец на огненной колеснице – конечно же Перун, который при христианизации «перевоплотился» в Илью-Пророка, да еще в былинного Илью Муромца. Ильин день (20 июля по старому стилю, 2 августа – по новому) по церковному календарю также совпадал с исконным праздником громовержца Перуна.

Так вот, согласно историческим данным в Х-ХV в.в. на вершине горы Ильяс-кая находился средневековый монастырский храм св. Ильи, от которого она и получила свое название. Французский путешественник-этнограф Дюбуа де Монпере достаточно подробно описал святилище на вершине Ильяс-Кая. К сожалению, до нынешнего времени там практически ничего не сохранилось, даже само местоположение храма весьма сложно определить. Помимо же потрясающего вида с вершины Ильяса, который откроется нам чуть позднее, и реликтовых храмовых остатков, вершина Ильяса манит путешественников более новой и на редкость заманчивой легендой: Ильяс-Кая - одно из известнейших в Крыму «мест силы» с исключительно мощной положительной энергетикой. Если уж быть совсем точным (насколько это возможно в такой области, как исследование непознанного), мест силы два и порядок их посещения строго определен. Первое – на самой вершине Ильяса в нескольких десятках метров от храма. Его посещение позволяет сбросить накопленный негатив, очистить сознание и успокоить мысли. И только после такой символической процедуры «мисоги» можно пройти к главной загадке этого места: Храму Солнца.

В кругу туристов, как обычных так и любителей эзотерики, это место имеет множество названий: Каменный Цветок, Кебан-Кая (стог-скала), Сахарные головки, Семь пальцев, Чертовы пальцы, Ромашка, Цветок силы, Крымский Стоунхендж, Зубы Дракона. Официальное название: скалы Тышлар. Это удивительное горное образование на самом деле подтверждает все перечисленные названия. 6 зубцов-лепестков расположенных по кругу скошены внутрь и образуют то ли ложе цветка, то ли (говоря современными определениями) чашу параболической антенны с центральным камнем, фокусирующим ее куда-то в зенит.

Версии происхождения этого мегалитического сооружения весьма разнообразны: от древних геологических процессов до «происков» внеземных цивилизаций. В подтверждение последнего на просторах Интернета можно найти упоминания о том, что во время 2й мировой здесь проводило свои исследования оккультное германское подразделение «Анненербе» и секретный отдел НКВД…но только упоминания, увы. Архивы никто раскрывать не спешит. Тем не менее, согласно поверьям если после посещения Ильяс-Кая спуститься на Храм Солнца, пройти на центральный его камень, где находится эпицентр места Силы, и сосредоточиться на своем вопросе или желании, то ответ будет вами получен, желание исполнится, просимое – будет дано…Но лишь в том случае, если вы готовы к этому знанию, а также к тому, что для получения надо рано или поздно что-то отдать. Закон равновесия.

Нынешние посетители Тышлара, не желая быть должными мирозданию, спешат оставить на «алтаре» свои приношения. В разное время там можно обнаружить весьма забавные коллекции: это и фрукты, и какие-то сладости, и монетки, и самодельные плетеные куколки, какие-то символы, колечки, украшения. Самым любопытным, увиденным мною, была статуя сокола в натуральную величину. Поначалу мы сидели на одном из боковых «лепестков» и через визир фотоаппарата разглядывали храбрую птицу, которая не улетает и совершенно нас не боится. Потом мое любопытство выдало мне направляющий пинок, и я полезла на «алтарь» (даже под угрозой того, что могу получить клювом по макушке J). Птица продолжала сидеть. Когда я вскарабкалась наверх, то обнаружила, что это – всего лишь статуэтка на подставке. Кого и зачем ею «задабривали», куда время от времени деваются все эти подношения, а также удачны ли все эти ритуалы – осталось неведомым.

Впрочем, в пользу некоей мистичности Храма Солнца могу рассказать историю своих знакомых – заядлых крымских путешественников, знающих в окрестностях Севастополя и дальше по Крыму массу интересных маршрутов и троп. Впервые побывав на Ильяс-кая, они рассказали об этом месте своим друзьям, и те напросились в поход вместе с ними. Компания бодро шагала по тропинке, шурша осенней листвой, шагала-шагала, пока не сообразила, что идут уж очень долго…и вообще неправильно идут. После 3х часового хождения по лесному бездорожью они наконец вышли на тропу только далеко к востоку от Ильяса. Повторная попытка штурмовать высоту в той же компании так же была безуспешной: испортилась погода, пошел дождь…в общем, знакомых они на гору так и не довели. "Не судьба!" Да и наше первое восхождение (проводниками опять выступали мои путешественники) тоже не обошлось без казусов.

Дорогу по лесу мы прошли успешно и тропинки лешие нам не запутали, а вот когда начали подниматься наверх, навстречу со стороны моря выплыло небольшое симпатичное облачко. Дальнейшее произошло за какой-то десяток минут: только что я фотографировала беленький клубочек над зеленью леса, как вдруг он развернулся и с умопомрачительной скоростью махнул к нам. Пространство под нашими ногами стремительно заполнялось белесой туманной дымкой. В ней растворился лес, скрылась соседняя горная гряда, только что пройденная нами тропа расплывалась, как обильно политая водой акварель. Изумленно глядя вниз мы пятились к вершине, а «облачко» неумолимо поглощало пространство вокруг нас, расширилось, раскрыло фланги-крылья и накрыло виднеющиеся невдалеке нагромождения камней – ориентиры.

Это было совершенно непередаваемое ощущение: стоять на маленьком островке земли на полукилометровой высоте, когда вокруг тебя весь мир просто исчез! Как там у Булгакова: «Исчезли висячие мосты, соединяющие храм со страшной Антониевой башней, опустилась с неба бездна и залила крылатых богов над гипподромом, Хасмонейский дворец с бойницами, базары, караван-сараи, переулки, пруды...Пропал Ершалаим - великий город, как будто не существовал на свете.» На какое-то мгновение нам действительно удалось почувствовать себя единственными и последними людьми на крошечном кусочке, оставшемся от целой планеты. Самое интересное, в тот момент в моей голове совершенно не было страха перед тем, как придется спускаться с горы в этом «молоке», когда тропа впереди видна метров на пять (а забрались мы уже весьма высоко, да и спусков на склонах Ильяса всего пара). Была стойкая уверенность, что закончится всё благополучно, да еще разочарование, почти обида на облако, скрывшее от нас Каменный Цветок. А ведь друзья предупреждали, что он не всем показывается! Неужели таки недостойны?!

«Пожалуйста! Неужели мы зря пришли!? Неужели нам возвращаться? Мы даже до вершины не поднялись!» - мысленно просила я, пытаясь разглядеть хоть что-то в тумане. Тут же, словно в ответ, подул ветер и начал сносить облачную завесу в сторону. Вот нарисовалась тропа к вершине, еще чуть – и открылась прибрежная панорама, еще несколько минут – и внизу у моих ног в сочной зелени раскрылся цветок солнечного храма. Солнце в тот день нас своим присутствием не почтило, но и без того пережитые во время первого восхождения на Ильяс впечатления останутся одними из самых ярких в моей памяти. То чувство парения в небе просто невозможно описать словами.

Однако это было два года назад. Нынче же дорога на Ильяс и на Каменный Цветок натоптана многими походниками и паломниками. Всё в том же Интернете предлагают даже специальные маршруты по «местам силы» со всевозможными медитациями, обрядами и т.д и т.п. Заблудиться на тропинке будет весьма сложно, т.к на деревьях висят значки-отметки, указывающие направление… разве что лешие решат повеселиться или высшие силы вмешаются. Но вы уж ними договаривайтесь как-то!

Первым ориентиром того, что вы еще на верном пути, будет огромный, прямо-таки необъятный, куст орешника на развилке троп. Не забывайте – мы выберем правую! Еще минут 5-10 – и нас приветствует местная охрана в лице двух таких былинных богатырей и огромный валун между ними. Что там в сказках на дорожном камне пишут? Направо пойдешь – коня потеряешь? Нету у нас коней, почтенные. Мы на своих двоих прибыли! Ну раз на своих двоих, тогда направо пойдете – путь к вершине Ильяса найдете; налево пойдете – в Храм Солнца попадете! «Инструкцию по эксплуатации» места силы все помнят? Направо идем!

За поворотом направо обнаружится огромная сказочная поляна. К сожалению, сказочная она в весьма короткий промежуток времени в мае – она вся в цветах! Мы застали ее заросшей какой-то немыслимой «кашкой» - сплошные заросли зелени почти в мой рост, сверху щедро украшенные белой кипенью цвета. Густой, одурманяющий медовый дух и стройное жужжание пчел – будто трансформатор гудит неподалеку. А вот опередившие нас друзья увидели эту полянку солнечно-лимонно-желтой от цветочков наподобие чистотела. Неописуемая красота! Но увы недолговечная: неделя-другая и вот уже отцвела «кашка», разлетелись пчелы. А еще полмесяца летней жары и из травы торчат лишь высохшие стебли.

Миновали полянку. Вот тут уже начинается сам подъем на Ильяс. Тропинка сперва ныряет в заросли, а выходит из них уже на склоне. Здесь ее нетрудно потерять среди камней. Держимся левого края склона и внимательно следим, куда ставим ноги, не то можно спустить на идущих позади небольшой обвал. Хотя смотреть только под ноги не так-то легко: голова крутится во все стороны, вбирая потрясающую панораму, изменяющуюся с каждым шагом вверх. А вот и Каменный Цветок раскрывается! Сразу предупреждаю: не стоит хвататься за фотоаппарат. заснять этот экзотический эзотерический пейзаж можно будет с промежуточной смотровой площадки и с самого верха Ильяса – кадры получаются просто отличные. Впрочем уверена на 50%, что мои предупреждения напрасны. Зрелище настолько захватывающе, что кажется – куда ж еще лучше, как можно еще совершеннее? Чтож, фотографируйте, только вниз не скатитесь – ехать долго, а лыжи в экипировку не входили.

Первая остановка – площадка на восточном склоне с видом на мыс Сарыч и дальше в сторону ЮБК. Чуть выше на ветру полощется одинокая дикая груша. Вот где-то за ней и располагался тот самый храм св. Илии. Если повезет, среди усеивающих склон камней вам попадутся осколки черепичной крыши. Весьма длинная змеистая трещина пересекает скалу наискось. Когда-нибудь тряхнет здесь небольшое землетрясение, и весь этот кусок, по которому мы смело расхаживаем, обвалится вниз! Конец тогда придет месту силы, еще и трассе Ялта-Севастополь достанется… Надеюсь, меня там на тот момент не будет!

Дальше на гору подниматься предстоит по самому хребту «акульего плавника», а взобравшись наконец можно оценить великолепие выбранного места. Внизу, кажется буквально под ногами, плещется самое синее Черное море. Показать обманчивость перспективы поможет узенькая ленточка – это же ялтинская трасса. А что за божьи коровки там внизу? Машины?! Такие крошечные? Все внизу кажется игрушечным – красно-оранжевые «пятачки» крыш знаменитой «горбачевской» дачи, спичечные коробки недавно отстроенного шикарного отеля «Бухта мечты» в Ласпи, хрупкие полоски причалов, полупрозрачная конструкция ретрансляционной вышки на Сарыче. Зато насколько монументальными выглядят скалы!

Нагромождения Ильяса, застывшие под непостижимым уклоном, уходящая в небесно-морскую голубизну Ай-петринская яйла, а на севере за хребтом Каланых бирюзовая синь Чернореченского водохранилища в Байдарской долине. Если с погодой повезет (т.е. если на вершине не будет сшибающего с ног ветра), то прямо здесь можно устроить великолепное чаепитие.

Банальный чай с лимоном из термоса, распиваемый на высоте без малого 700 метров, когда под ногами у тебя плещется море, а за плечами свистит ветер, приобретает совершенно неземной вкус. Гарантирую, такого столика вам не предложит ни один самый фешенебельный ресторан! Ах да, чуть не забыла самое главное! Оглянитесь назад: вот он, Каменный Цветок во всей красе!

Налюбовавшись вдоволь на великолепие крымской природы той же тропинкой спускаемся вниз. По склону, мимо цветочной поляны, мимо богатырей. Теперь на развилке пойдем налево. Буквально через пару десятков метров она начинает раздваиваться и петлять. Дальше описать на бумаге маршрут к центру Цветка невозможно. Остается надеяться на «внутренний компас» и хорошие отношения с местными лешими. Маленькие тропинки связывают между собой все его «лепестки» и «чашу», но сориентироваться в них – выше моих сил. Поэтому я обычно блуждаю наугад.

Вид на вершину Ильяс-кая с одного из зубцов Тышлара

Панорама с каждого из лепестков открывается разная, и под разными углами на вершинах скал Тышлар можно в зависимости от своего воображения увидеть и сфинкса, и забавного пуделя и вздыбившегося дракона. При особом везении (если на центральной скале любители эзотерики не будут проводить свои магические обряды) здесь опять можно окунуться во вполне себе магическую атмосферу единения с природой, послушать шепот листьев, лечь и почувствовать тепло, исходящее от нагретых солнцем камней, наблюдать за бегом облаков высоко над головой. Но удивительное и прекрасное – оно не только в небесах. Взгляни под ноги: несокрушимый камень расколот нежным побегом диковинного цветка. Так что же сильнее в этом мире?

Лично мне обычно не хочется уходить из этого островка покоя обратно к нашей шумной суматошной жизни. Но на одном месте останавливаться нельзя, надо двигаться дальше вперед. Зато можно пообещать себе снова прийти сюда когда-нибудь, так что я никогда не прощаюсь с Каменным Цветком надолго. А уходя вполне искренне благодарю местных «домовых» за подаренное мне замечательное времяпровождение и за прекрасную возможность отвлечься от суеты и рутины. Сердечная благодарность на мой взгляд – тоже дар, не худший, чем конфеты и плетеные куколки!..

...Надеюсь, наше первое виртуальное путешествие по Крыму было достаточно интересным, чтобы кому-то из читателей захотелось осуществить его самостоятельно!