Хан-Джами — главная мечеть города Гезлёва

Продолжаю путешествие древними улочками Евпатории, уходящими в историю города на много веков назад. От синагоги Егия-капай, через переулки Банный и Летний выходим на небольшую площадь, где и попадаем в эпоху Крымского ханства. Перед нами главная мечеть всего полуострова построенная знаменитым османским архитектором Ходжой Синан-ага, личным архитектором самого Сулеймана Великолепного.

 

Лично я помню мечеть Хан-Джами краеведческим музеем города Евпатории. В гулком просторе центрального зала мечети в стеклянных витринах пылились какие-то доисторические кости, осколки посуды, наконечники стрел и копий — стандартный набор любого музея небольшого городка. Входы на верхний этаж мечети закрыты, минареты молчаливы, во дворике слоняются редкие посетители...

Щелк! Время перелистывает пару десятилетий. Краеведческий музей перенесен в более подходящее место, благо старинных зданий в городе сохранилось немало. А древняя мечеть передана мусульманской общине города и вновь служит верующим. Впрочем, понимая историческую ценность здания, доступ в неё открыт всем желающим. Нужно только соблюдать несложные правила. График экскурсий размещен у входа во дворик мечети. От посетителей требуется только желание ознакомиться с историей и традициями ну и соблюдение установленных порядков, поскольку, как известно, «в чужой монастырь со своим уставом не ходят». Облаченным в чересчур открытую летнюю одежду мужчинам, а также излишне эмансипированным дамам в шортиках предложат накинуть традиционный просторный халат и прикрыть волосы. А на входе в храм необходимо разуться у специальной стойки, поскольку древние половицы храма по-домашнему убраны пушистыми коврами и дорожками. Рассказ-экскурсию проводят служители мечети, поэтому он будет не сухим  документалистическим перечислением дат и событий. За час экскурсии можно узнать и историю создания священных книг, и подискутировать об особенностях вероисповедания, сравнить с положениями других мировых религий и с удивлением для себя увидеть в них достаточно много общего. Кстати, как и во время службы, стоять навытяжку во время рассказа не обязательно. Вам предложат низкие лавки-скамьи, а сам рассказчик усаживается на пятки прямо на ковер... И тот превращается в ковер-самолет, вылетающий на пять веков назад в османский Гезлёв....     

“Самой прекрасной, высокой и восхитительной является соборная мечеть Бехадыр Герай-хана В этом городе нет другой такой мечети, крытой чистым свинцом, светлой, украшенной и благоустроенной, - так написал о Хан-Джами в своей Книге путешествий” турецкий странник-документалист Эвлия Челеби, излагавший впечатления от посещения им Гезлёва в 1666-1667 гг.

Построенный на месте бывшей греческой Керкинитиды, Гезлёв стал вторым по значению городом Крымского ханства после Бахчисарая. Помимо наличия собственных ремесел здесь шла оживленная торговля разным товаром том числе и живым), чему способствовало наличие крупного порта на берегах залива. Поскольку Крымское ханство находилось в вассальной зависимости от Османской порты, то назначение на бахчисарайский престол своим фирманом давал в Стамбуле султан. Вернувшийся в порт Гезлёва новоназначенный хан зачитывал сей документ и, получив благословение имамов и будучи  перепоясан ими мечом, только после этого ехал в столицу.

 

В ознаменование начала своего правления в 1552 г Девлет-Герай хан решает построить в Гезлёве соборную мечеть, достойную проведения инаугурации правителей Крымского ханства. Для создания мечети он приглашает известнейшего турецкого зодчего Ходжу Синана (1489-1588гг.; полное имя - Абдульменнан оглу Синанеддин Юсуф), известного также как Ходжа Мимар Синан Ага, что означает господин учитель архитектор Синан. Проживший почти век, Мимар Синан более 50 лет занимал должность главного архитектора у трёх падишахов: Сулеймана Первого Великолепного, Селима Второго и Мурада Третьего. За это время он спроектировал и осуществил строительство 84 крупных и 52 маленьких мечетей, 7 плотин, 8 мостов, 35 дворцов и нескольких десятков других культовых и общественных сооружений общим количеством около 350 объектов. В числе прочих его авторству принадлежит знаменитый водопровод Кыркчешме длиной 50км, обеспечивающий водоснабжение Стамбула питьевой водой. Но главными творениями мастера являются 3 мечети: две в Стамбуле – «Сулеймание» (где похоронены Сулейман Великолепный с супругой Роксоланой) и «Шех-Заде», а также мечеть «Селимие» в Эдирне. Действующие до сих пор, они признаны культурным наследием ЮНЕСКО. Великолепие и масштабы трудов Мимара Синана принесли ему в Османской империи тутул ''сер мимярян-ы джихан ве мюхендисян-ы девран'' (верховодящий всех архитекторов и инженеров на свете и во все времена).  Похоронен  Ходжа Синан в своем творении - мечети «Сулеймание»; при этом практически до середины 20в в Турции старались вообще не упоминать тот факт, что по происхождению он не турок, а армянин из кесарийского села Агырнас.

Итак, возведение самой большой в Крыму мечети начинает Девлет-Герай хан, завершает его преемник хан Мехмед-Герай. Столь долгий срок строительства объясняется тем, что одновременно Ходжа Синан получает заказ на знаменитую мечеть «Сулеймание» и занимается сразу двумя объектами. Архитектор предпочел бы сперва закончить евпаторийскую мечеть и не спешил возвращаться в Стамбул, но султан напомнил о судьбе его предшественника Аяза, казненного за слишком медленное исполнение султанских пожеланий. Мимар Синан уезжает в столицу, а за работами в Гезлёве остаются надзирать его подручные.

Также длительный срок строительства связывают с недостатком выделяемых средств, поскольку в это время Турцией велась война с Иваном Грозным. Точная дата завершения работ над мечетью не задокументирована, ею принято считать 1564г. Согласно некоторым источникам до 1927 года в мечети хранился Коран, датированный 1414 годом. Изучение написания этого Корана могло бы отчасти помочь уточнить даты строительства мечети. В настоящее время Коран из мечети Джума-Джами хранится в музее Санкт-Петербурга. Пока же приходится довольствоваться записями евпаторийского городничего Эссена, который в своем докладе от 1837г Таврическому губернатору Д. Нарышкину указывает буквально следующее: в 1564 г. Мехмед-Герай хан «грамотою за подписем своим поручил (мечеть) под надзор придворному духовнику Эмир-хатипу». Он же упоминает о том, что каждый из ханов, впоследствии вступавших на Крымский престол, «утверждал …грамоту собственноручным своим подписем. Сия грамота хранится при мечети и 20-ти владетельных ханов имеются на грамоте собственные подписи".

 

В книге турецкого историка Джелал Эссада евпаторийская мечеть значится под 77 среди творений Ходжи Синана. Он называет  ее «Мечетью Татар-Хана в Гезлеве (Евпатория) или Хан-Джами» (крымскотат. Han Cami). Другое название мечети Джума́-Джами́ (крымскотат. Cuma Cami). «Джами» означает «мечеть», а «Джума» обычно переводится как «пятница», но поскольку в исламской традиции пятница считается днем рождения пророка Мухаммеда и, соответственно, священным днем, то название мечети звучит как «соборная пятничная мечеть». Отличие ее от обычной в том, что только в соборной мечети совершаются пятничные и праздничные молитвы.

В плане Хан-Джами представляет собой центрально-купольное сооружение. Её четырехугольное  основание и несущие сложены из блоков известняка; материалом для остальных конструкций послужил ракушечник. Для связки использован алебастровый раствор, в который для скрепления добавляли очес овечьей шерсти. Чтобы придать зданию розоватый оттенок при побелке известь смешивали с перетертым жженым кирпичом.

 

Вся композиция мечети сформирована по традиционному для мусульманской архитектуры принципу усложнения геометрических объемов. Четырехугольное основание, где находится центральное помещение мечети, путем среза углов переходит в восьмиугольный барабан,  увенчанный одиннадцатиметровым куполом, который окружают еще 12 куполов различного размера.  Изначально купола были покрыты свинцом и, как писал Э.Челеби, сверкали «на целый фарсах» (5,5км); ныне они крыты оцинкованным железом. Главный купол украшен эмблемой в форме двурогой тамги. Это самый древний ханский купольный знак, сохранившийся на территории Крыма. Барабан центрального купола прорезан шестнадцатью арочными окнами, что создает впечатление легкости и воздушности сооружения. Всего же по периметру Хан-Джами насчитывается 59 разновеликих окон. Два из них, круглые, прорезаны в южной стене, что выходит прямо на порт. Словно глаза они присматриваются к кораблям, собирающимся пристать к берегу.  Согласно одной из версий, им Гезлёв обязан своим названием: «гезлю-эв» - город домов с глазами.

         В высоту мечеть Хан-Джами достигает 27 метров (это самое высокое здание в древнем Гезлёве, видимое изо всех концов города), ширина ее основания  – 21 метр. Внутрь ведут несколько входов: главный с северной стороны, два боковых - западный и восточный. Проходящий через главный вход минует две двери — внешнюю, набранную из разных видов дерева, и внутреннюю стеклянную. Над деревянной дверью посетитель может увидеть мраморный рельеф, на котором арабской вязью вырезана надпись: «С именем Аллаха милостивого для всех на этом свете и только для верующих на том свете». К восточной двери можно попасть через небольшую калитку, ныне закрытую. В последний раз ее открывали в мае 1916г, когда мечеть посетил российский государь Николай II.  Эта калитка и обитая кованым железом дверь в восточной стене ведут на второй этаж мечети к ложе, «где намаз совершают достопочтенные ханы». Раньше деревянная решетка отделяла юго-восточный угол галереи - ханский балкон - от остального пространства.

Центральный зал мечети, где собирались верующие, расположен непосредственно под главным куполом, опирающимся изнутри на четыре мощных колонны, между которыми проходят двойные арки. Они разделяют внутреннее пространство мечети на три нефа -широкий центральный (11,5м) и боковые (по 4,65м). Южная сторона мечети, направленная в сторону Мекки и называющаяся «кыбла», в центре украшена алтарем-михрабом. Михраб здесь – это пятигранная ниша высотой 4,5м, своды которой выполнены из 8 рядов резных сталактитов; по бокам михраба возвышаются две полуколонны. Обязательной частью пятничной мечети был мимбер – высокая кафедра, где стоит мулла во время службы. В Хан-Джами на него ведут 12 ступеней лестницы, вход на которую начинается П-образной аркой с резьбой в виде солнечных лучей, а сам мимбер увенчан резным украшением в виде сияния. К сожалению, не сохранилась надпись на деревянном фронтоне: «Машъалла» - «так захотел бог». Слева от михраба стоят складные деревянные курси — подставка для Корана для приходящих проповедников и толкователей писания.

В прошлые века, согласно историческим свидетельствам, перед михрабом располагалось «место захоронения султанов, их жен и дочерей».

 

По бокам вдоль западной и восточной стен проходят пристроенные хоры или «мафиль»; открытая галерея по всей северной стене соединяет противоположные стороны храма. На этой галерее также имеются ниши двух михрабов, украшенных орнаментом. Их используют при большом скоплении верующих, когда все пришедшие не могут уместиться в мечети. В этом случае часть людей располагалась в огороженном наружном дворике («внешний харам»), а поскольку намаз совершают повернувшись лицом в сторону Мекки (на которую указывает михраб), то роль михраба для таких молящихся исполняет главный вход, также носящий название «кыбловые двери».

Полы на первом этаже мечети сложены из каменных плит, на втором — из дерева. Вдоль верхнего яруса мечети проходят цветные витражи, отображающие четыре времени года. Замкнутые в кольцо вокргу купола они символизируют вечность. Внутри мечети нет никаких изображений или статуй, что связано с традицией вероучения: поклоняясь единому Богу, мусульмане не приписывают ему места, образа, либо направления. Бог не похож ни на что, возникающее в воображении человека. Поэтому единственными украшениями, допускаемыми в исламе, могут быть орнаменты, а обереговой символикой – надписи арабской вязью (в большинстве своем - суры Корана и имена пророков). Изначально такая вязь украшала нишу, а сверху над ней мастера начертали напоминание: "Прежде молитвы очисть свою совесть перед михрабом".

С запада и с востока от Хан-Джами, как и положено соборной мечети, возвышаются два минарета. Каждый из них, подобно мечети, опирается на четырехгранное основание диаметром 2,3 м, которое переходит в восьмигранную стелу, завершающуюся украшенным резьбой балконом «шерфе», с которого муэдзин призывал правоверных к намазу. Чтобы подняться на балкон, муэдзину приходилось преодолеть витую лестницу в 105 ступеней. Венчает каждый минарет круглая в сечении башенка с конической кровлей и традиционным шпилем в форме полумесяца алемом.

 

Один из минаретов был разрушен землетрясением уже к моменту посещения Гезлёва Э.Челеби. О разрушении второго упоминает  княгиня Е.Горчакова в изданной в 1883г книге «Воспоминания о Крыме»: «...высокие её минареты уже не существуют, они свалились давно от ветра во время бури, евпаторийские мусульмане настолько бедны, что не могли их исправить или воздвигнуть новые». В 1892-1896г сделана безуспешная попытка восстановить минареты, но в своем первоначальном виде их отреставрировали только при советской власти в 1962-1985гг.

Двор мечети (харам) ограничивает построенная в наше время каменная решетка с оградой. Он невелик даже по меркам средневековья потому что, как писал Челеби, мечеть «находится в многолюдном месте города, посреди базара».  В восточной и северо-восточной части двора разбиты два газона, возвышающиеся над окружающим уровнем, поскольку до 1985 года культурный слой был несколько выше. На северном и восточном фасадах сохранились мраморные надгробия турецких адмиралов и генералов времен Крымской войны.

   Еще несколько строений на территории мечети не сохранились до наших дней. Это фонтан в северной части двора и здание кофейни. О наличии фонтана свидетельствовал найденный в ходе реставрации каменный элемент с вмурованной керамической грубой. О кофейне известны более подробные данные: это было здание в два этажа с балконами, крытое черепицей.

Такова основная общепринятая версия истории  создания Джума-Джами. Также имеется альтернативная. Некоторые источники вскользь упоминают о том, что пятничная мечеть могла быть построена на основе византийского христианского храма. Чуть более подробно развивает эту теорию А.Н. Стома в своих «Очерках Евпатории».

  Городской голова Евпатории С.Э. Дуван в статье «Город Евпатория. Краткий историко-географический очерк» пишет следующее: «Евпатория расположена на месте старинного торгового города Гезлёва (название, впоследствии переделанное русскими в «Козлов»), находящегося с 1478 года под властью турецкого султана». Это позволяет предположить, что Гезлёв закладывался Санджибек-пашой не на пустом месте. К моменту подчинения полуострова Османской империей уже существовал портовый город на берегу Каламитского залива, прежде находившийся в зависимости от Византии. В этом городе строились общественные здания и культовые сооружения. Далее, дословно цитата Эвлия Челеби о евпаторийской мечети звучит так: «На сохранившийся минарет с правой стороны я, недостойный, поднимался. Я пятикратно осмотрел все строения города, их вид и конструкцию. Спускаясь с минарета я насчитал 105 шагов. Действительно, это высокий, отстроенный минарет. Потому что это строение Коджа Мимар Синана-аги ибн Абд ал-Маннана, который построил в Исламбуле мечеть султана Сулеймана.» То есть Челеби однозначно приписывает авторству Ходжи Синана лишь минарет, который вполне мог быть пристроен к христианскому собору. А посетивший Крым чуть раньше турецкого путешественника, в 1634г, священник Иаков напрямую указывает, что там уже стояла церковь «соборная зело велика и украшена, но превращена в мечеть». Это не являлось таким уж незаурядным событием, если вспомнить, что даже знаменитая стамбульская Ая-София до превращения ее мечеть Мехмедом II, захватившим Константинополь в 1453г, являлась известнейшим византийским собором. К сожалению, промежуток евпаторийской истории до становления ее в качестве порта Крымского ханства исследован пока недостаточно подробно.

 В течение задокументированного периода истории мечети ее несколько раз пытались реставрировать. Первый раз этим занимался Арслан-гирей, вступивший на престол в 1757г, однако полностью восстановить Хан-Джами в первозданном виде удалось только в конце 20го века. С 1985г в ней располагался краеведческий музей, а в 1990г мечеть возвращена верующим мусульманам-суннитам. С тех пор, как и в древнем Гезлеве, пять раз в день с минаретов звучит призыв муэдзина на обязательную ежедневную молитву

  

Адрес мечети Джума-Джами, Хан-Джами: Евпатория, улица Революции, 36

 

Пройтись по другим маршрутам Малого Иерусалима:

- войти в древние ворота Одун-базар...

- посетить Текие дервишей...

- побывать в турецких банях...

- пройти по Евпаторийской набережной... 

Вернуться на Крымские путешествия...

Контакты:

e_sol@ua.fm