«Прогулка» с облаками

«Посмотрите, вот он без страховки идет.

Чуть правее наклон – упадёт, пропадёт…»

The Walk, Прогулка, Филипп Пети, Джозеф Гордон-Левитт

  Сегодняшний объект для исследования — вроде бы почти полный клон недавно категорически заплеванного мной «Эвереста»: зрелищное голливудское мыло, «основанное на реальных событиях» и даже весьма сходное по содержанию идеи. Сравним: в основе реальная история, персонажи — люди, одержимые мечтой (или навязчивой идеей), которые ради ее реализации готовы на безумные, с точки зрения среднего обывателя, поступки и завораживающая головокружительная высота в качестве фона. О том, что удалось выдоить из этого стандартного набора режиссёру «Эвереста» Бальтасару Кормакуру, можно прочесть тут...

А сегодня на разборке «Прогулка» Роберта Земекиса. Того самого Земекиса, который в принципе после знаменитой трилогии «Назад в будущее» и «Форреста Гампа» и так остался бы в вечной памяти благодарных кинозрителей. Но по видимому он пока не готов почивать на лаврах и безбедно жить за прошлые франшизы.

The Walk, Прогулка, Филипп Пети, Джозеф Гордон-Левитт
Оригинальный Филипп Пети на канате между башнями ВТЦ

Прототип героя «Прогулки» - французский воздушный акробат Филипп Пети, настолько одержимый высотой, что в далеком 1974г не побоялся без страховки пройти по тросу, протянутому между башнями Всемирного торгового центра в Нью-Йорке. На минуточку, это 102 этажа или 400 с гаком метров над поверхностью шумных улиц города «Большого яблока»!

...Лично мне в свое время довелось стоять на смотровой 52-этажной высотки. Стоять, повизгивая от восторга при виде раскинувшегося далеко внизу ночного Бостона.., но попробовал бы кто-нибудь отцепить меня от надёжных перилец! Так что даже один рекламный ролик с крошечной человеческой фигуркой на перекрестье двух тонких линий — троса и балансира в руках — вызвал желание хотя бы с помощью компьютерных спецэффектов и пресловутого 3Д испытать собственные нервы. Не скрою, сомнения были: ведь даже самому простодушному зрителю понятно, что растянуть на 2 часа экранного времени трюк, в реальности занявший около четверти часа, невозможно. Однако Земекис явно не зря проводил сложносочиненные эксперименты со временем в «Назад в будущее»: с привлечением флэшбеков и авторских монологов он сумел обуздать временные требования и вместо документальной короткометражки сваять полноценный фильм.

The Walk, Прогулка, Филипп Пети, Джозеф Гордон-Левитт
(Тимур)... Пети и его команда

В результате конечно «Прогулку» местами можно отнести к известной серии канала Дискавери «Как это сделано» - настолько детально были показаны некоторые чисто технические и организационные моменты. Оказывается, чтобы влезть на небоскреб, пройти по канату, прыгнуть с моста — т.е проделать трюк, который войдет в анналы книги Гиннеса, архивов Ютуба и (при неудачной реализации) списка номинантов премии Дарвина, надо не просто быть незаурядным спортсменом. Надо обладать некоторыми специальными знаниями из области сопромата и теоретической физики. А еще надо иметь пуленепробиваемую уверенность в том, что ты должен это сделать и ты сможешь это сделать. Уверенность, достаточную не только для того, чтобы победить собственные страхи, сомнения и прочих внутренних червячков, но и  повести за собой людей, которые помогут реализовать твою дикую, и, пардон за каламбур,  «безбашенную» мечту. Безбашенную не только потому, что она в любой момент может стать опасной для жизни исполнителя, но и потому что является в большинстве случаев незаконной — ну не приветствуют как-то муниципальные законы всяких «человеко-пауков», паркурщиков и прочих любителей адреналиновых трюков. Так что соратникам трюкача надо хорошо подумать и решить, что важнее — быть хорошим другом харизматичного мечтателя или законопослушным членом общества. Ему-то, мечтателю, на общественные правила плевать, простите, с высокой башни. У него есть заветная цель всей жизни, которая горит сигнальным маяком, затмевая всё остальное.

The Walk, Прогулка, Филипп Пети, Джозеф Гордон-Левитт

Когда наш герой, стоя на смотровой площадке статуи Свободы высоко над Манхэттеном, рассказывает историю замысла и создания своего головокружительного трюка, он выглядит вроде бы вполне нормальным малым, умеющим тем не менее быть чертовски убедительным и заразным своей безумной идей. А смотришь на него во время подготовки трюка, когда то одна, то другая случайность грозить свергнуть весь план в тартарары, - некоторая маньячная одержимость начинает медленно, но верно выпирать со всех сторон. Когда же история всё-таки подходит к своей кульминации, то вместо прежнего неадекватного психа появляется предельно сконцентрированный, отрешенно-спокойный персонаж — практически последователь дзен, постигший истинное сатори. 

The Walk, Прогулка, Филипп Пети, Джозеф Гордон-Левитт

Джозеф Гордон-Леввит («Начало», «Темный рыцарь: Возрождение легенды») не красавчик, подобно Брэду Питту, и не обладает харизматичностью Бенедикта Камбербетча. Цитируя классику, «Он не вышел ни званьем, ни ростом», но в «Прогулке» - фильме, по сути, одного актера - он сумел не только удержать внимание избалованных попкорном зрителей, но и заставить их симпатизировать своему персонажу.

Фильм смотрится без «провисаний» и в итоге оставляет впечталение весьма милого и добродушного с налётом легкого французского флёра, привнесенного как французскими прототипами, так и исполнителями вторых ролей. Это касательно «общей предварительной части».

The Walk, Прогулка, Филипп Пети, Джозеф Гордон-Левитт

Кульминация же неоднократно заставляет вцепиться в кресло, судорожно сглатывая застревающее где-то в горле дыхание. Земекис, не поморщившись, истребил в сценарии любые ростки стандартных голливудских штампов про героическую борьбу главгероя с суровыми обстоятельствами — внезапно заболевшая на середине  опасного пути пятка, внезапно дунувший ветер, внезапно налетевшие птички, в конце концов простыня, внезапно сорвавшаяся с бельевой веревки нерадивой хозяйки. Без всего этого ему удалось обойтись, не снизив натяжения зрительских нервов ни на один ньютон. Скользящие шаги, покачивание огромного шеста балансира, почти физическое ощущение стального троса, вжимающегося в кожаную подошву туфель-балеток... а когда Пети/Левитт останавливается на его середине и сперва садится, а потом и укладывается в полный рост на тросе, сердце, желудок, среднее ухо и прочие откликающиеся на силу гравитации внутренности вообще улетают на скоростном лифте куда-то в преисподнюю. 

Операторам хочется сказать отдельное спасибо за шикарные медитативные кадры протянутого в утренних облаках троса, уходящего в бесконечность, а авторам - за неторопливый монолог в стиле дзен от главного героя. Он сумел сбалансировать не только на тонком тросе, но и на грани, отделяющей искренность чувств от ненужного пафоса. 

The Walk, Прогулка, Филипп Пети, Джозеф Гордон-Левитт, Бен Кингсли
Земекис, Гордон-Левитт и Бен Кингсли, играющий колоритного циркового мастера-канатоходца

Единственным слегка натянутым моментом я бы назвала знак с приближающейся птицей - натянутым как духовном, так и в визуальном смысле. Про духовный возможно мне судить не с руки — когда стоишь на стальном тросе на высоте чуть не полкилометра, будешь видеть знамения свыше даже в пролетающих облаках. Но как начинающий фотограф и продвинутый кинозритель смею заметить, что птичка выглядела весьма  чучельно-деревянной и на фоне предыдущих спецэффектов напоминала пейзаж берлинской улицы, топорно вклеенный в окно автомобиля Штирлица комбинированной съемкой. Но по факту это единственный момент, к которому я смогла за весь фильм придраться. В остальном 3Д ненавязчивое и весьма уместное. Оно не прыгает на зрителя беспрестанно летящими брызгами и осколками (хотя в паре моментов пришлось подскочить в кресле, уворачиваясь от внезапно выроненного балансира или летящей стрелы), оно просто есть вокруг и особенно под ногами, создавая чувство сопричастности головокружительному трюку и завязывая нервы в холодный ком где-то в глубине желудка.

The Walk, Прогулка, Филипп Пети, Джозеф Гордон-Левитт
Дж. Гордон-Левитт - не то чтобы совсем без страховки, но всё-таки реально на канате

Кстати, первым моим вопросом к всезнающему Гуглу после просмотра фильма было: насколько реальны показанные в нём трюки. Ибо увы, прошли времена, когда Харрисон Форд самолично гонял по пустыне на башне танка, а Брюс Уиллис висел на автоматном ремне в лифтовой шахте. Очень хотелось верить в искренность Гордон-Левитта, шепчущего на краю троса: «Это невозможно, но я это сделаю», а реалистичная часть сознания подсовывала картинку, как он при этом стоит на линии, мастерски нарисованной над высотным пейзажем. Почитала. Посмотрела кадры со сьемок: оказывается, актер действительно брал уроки канатохождения и жонглерского искусства у самого Филиппа Пети. Так что кадры с трюками действительно снимались на высоте. Понятно, не на высоте 400м, поскольку башен-близнецов уже не существует, но на высоте 12 ярдов или около 3,5 метров. Конечно, симптомы агорафобии на такой высоте поймать сложно, но двигаться и балансировать на канате нужно по-настоящему. Да здравствует дух куража, поныне еще живущий в некоторых актерах, и профсоюз киногильдии, сквозь пальцы глядящий на такое нарушение правил охраны труда и техники безопасности!

The Walk, Прогулка, Филипп Пети, Джозеф Гордон-Левитт

Резюме: четыре взрослых человека вышли из кинозала с потными ладошками, подрагивающими коленями и пусть слегка нервозными, но довольными улыбками — значит, магия кино всё-таки существует. И это определенно хорошо!



Назад на Кинорецензии...

Контакты:

e_sol@ua.fm