Турецкий хамам - воспоминания гедониста

Баня хамам среди отечественных обывателей считается одной из достопримечательностей Турции, символизирующей для них эту страну гораздо больше,  чем легендарный Мустафа-Кемаль Ататюрк. Причём, для знакомства с ней далеко ехать не придётся. Нынче любой модный спа-комплекс хвастается обязательным  наличием у себя в числе бань разных культур  турецкого хамама. Увы, в 95 случаях из 100 дело ограничится банной комнатой с теплым влажным воздухом и подогреваемыми облицованными камнем лежаками. Этого достаточно для разогрева и расслабления мышц перед массажными процедурами, но уверяю, это не хамам. Настоящий хамам — это стиль восточной жизни, неторопливой, плавной, без-суетной. Сюда не приходили просто мыться, сюда шли как в клуб: женщины — посудачить да посплетничать, разнообразить свою жизнь на женской половине, мужчины — обсудить дела, жён, политику, выпить кофе. Турецкая баня (причём не одна и не две на город) была таким же обязательным сооружением городской инфраструктуры, как мечеть и городской рынок. 

Евпатория турецкие бани
Остатки тех самых гезлёвских турецких бань, воспетых Э.Челеби

К примеру, известный турецкий путешественник 17в Эвлия Челеби, оставивший в своей книге «Сейхатнаме» описания городов Крымского ханства, о крупнейшем городе-порте Гезлёв сразу после рассказа о цитадели и городских мечетях пишет: «Восхваление бань — услады души. Всего имеется 5 бань...  Их здания, воздух и вода очень приятны, это радующие сердце светлые бани ... Вся утварь там чистая, а все банщики расторопные и ловкие красавцы с печатью солнца на лицах, они прислуживают при пожелании и приказе.» Да-да, именно так, это вам не европейская «унисекс» сауна, где по полкам валяются тушки европейцев, разомлевших от 40-градусной «жары». В турецком хамаме «расторопные и ловкие» банщики не дадут валяться ленивым брёвнышком! 

Вот что может ожидать посетителя в клубах тёплого душистого пара: «… мраморный зал, где вдоль стен стояли мраморные ванны-курны и над каждой из них – бронзовые краны с горячей и холодной водой …, а посредине просторное восьмиугольное возвышение Гьёйбек-таш (Камень-пуп) для тех, кто хотел изведать истинное наслаждение хамама….

Только растянулась на горячем мраморе Гьёйбек-таша, как на нее, не спрашивая, молча накинулась жилистая усатая бабища с шершавыми, как у кожемяки, руками, схватила голову Хуррем, стала безжалостно тереть лоб, виски, скулы, челюсти, потом принялась за шею, за руки, ноги, пальцы, груди, живот, бедра, била, лупцевала, растягивала, сжимала, выкручивала руки и ноги, играла на позвонках и на ребрах, как на цимбалах, упиралась коленями в спину, подпрыгивала, кряхтела, урчала, потом стала вытанцовывать на Хуррем, топтала ее ногами. Хуррем стонала, охала, вскрикивала и уже не знала, где боль, где удовольствие, где жизнь, где смерть. Вот что такое хамам!» (Павло Загребельный «Роксолана»).

Едем в Армуталан
Едем в Армуталан

Впечатлившись всем этим, я не могла не поддаться на рекламу нашего турменеджера и подписалась на поездку в хамам. Нам предложили турецкую баню, расположенную в пригороде Мармариса — Армуталане. В отличие от небольших саун в пятизвездочных отелях, это отдельный комплекс, построенный в соответствии с традициями настоящего хамама, работает он не только на туристов, но открыт и для всех местных жителей с утра и до достаточно позднего вечера.

Искать здание бани на улочках Мармариса не придётся: собственный автобус собирает всех желающих прямо от ворот дома или отеля. В нашем автобусике пассажирок кроме меня было еще пять барышень — три типичных европейских туристки-пенсионерки и две закутанных по самые брови турчанки. Минут через 10 езды водитель тормозит перед увитыми бугенвиллиями воротами приземистого здания. Гладко оштукатуренное, кубической формы с купольной крышей оно чем-то напоминает турецкие же мечети. Видимо, очищение души и очищение тела ценятся здесь примерно на равных. 

Сразу предупрежу, что фотографировать внутри мне не удалось; пара картинок бессовестно надёргана с рекламных сайтов Мармариса и просто из интернета.

Первое впечатление, когда попадаешь внутрь, формулируется одним словом: «ах!». После простоты и минимализма наружной части здания, что-то подобное ожидаешь встретить и внутри. А вместо этого попадаешь в огромный холл с подпирающими купол витыми колоннами, с мраморными узорчатыми полами и многоцветными витражами стёкол. Пока я, раскрыв рот, изумлённо глазела по сторонам, униформенный мальчик с бейджиком увёл турчанок на индивидуальное обслуживание. Нам же выдали ключи от ящиков гардероба, разъяснили порядок прохождения процедур и отдали в руки банщиков, тех самых, «с печатью солнца на лицах».  В полном соответствии с традициями, весь персонал здесь мужчины.  Кстати, отдельно мужских и женских залов нет, просто посетителей набирают и впускают внутрь группами, набранными по половому признаку; как раз перед нами из хамама вышла четвёрка вдоволь напарившихся мужчин.

В первую очередь клиентов для разогрева направляют в «соуклук» - небольшую комнату, схожую с обычной финской сауной. Десять минут на деревянной полочке в затемненной тёплой (градусов 40) комнатке. Прямо скажем, не жарко. Жмусь к печке и борюсь с желанием попросить поддать парку — а то еще немного и чихать начну. Наконец толстенький низкорослый банщик жестами приглашает нас на выход. Следуем за ним через шикарный холл, заполненный редкими посетителями и многочисленным обслуживающим персоналом. Из одежды на нас только купальники и ярлычок с ключом на браслете. Маловато будет, прямо скажем. 

Распахивается запотевшая дверь, и сквозь клубы густого тумана мы ныряем центральный зал хамама. Он выполнен в старинном традиционном стиле и напоминает «банные» сцены из «Великолепного века»: полностью отделанное мрамором помещение, мраморные чаши в которые из медных, покрытых патиной, краников течет тёплая вода, мраморные лавки по периметру, винтажные плоские медные чаши для обливания и главное — огромный восьмиугольный мраморный «камень-пуп» - гей-бек-таш - в центре. Белый с прожилками мрамор украшает инкрустированный узор из черных арабесок и поблёскивающие лужицы тёплой воды.

Осторожно присаживаюсь на краешек камня — он гладкий и приятно тёплый, словно нагретый солнцем. Как ящерица заползаю выше и растягиваюсь на камне. Дальше от краёв он горячее, в центре почти нестерпимо раскалён. Это тоже одна из традиций хамама — гей-бек-таш подогревается изнутри горячим паром, также паром подогревается мраморный пол и сиденья; весь воздух в помещении пропитан влагой, струйки воды стекают по стенам и куполообразному потолку, круглые окошки в котором также густо запотели.

Минут 15 мы валяемся на теплом камне, иногда сползая вниз, чтобы облиться прохладной водичкой из чеканного ковшика. Постепенно накатывает нега и лень, постоянная толчея мыслей и постоянное напряжение растворяются в теплом тумане. Благодушие! Внезапно всеобщую идиллию нарушает звук открывшихся дверей и шлёпанье по полу: кажется пришли нас драить. Я долго морально готовилась, к тому что «банить» нас будут мужики, что просто у них работа такая, что у них за рабочий день нас столько проходит...а всё равно некий напряг имеет место, когда ко мне подходит кудрявый турок, завернутый в одно лишь полотенечко на бёдрах, и оценивающе оглядывает с головы до ног предстоящий ему «фронт работ». «Фронт работ» невольно распрямляется и втягивает животик J Впрочем пока это излишне: банщики раскладывают нас по теплому камешку, взбивают в тазике шапку ароматной пенки и набирают ее в грубый «холщовый мешок», которым охаживают нас, окутывая в пенную шапку. Впрочем маскироваться в пенке долго не удаётся — пара плюхов воды, я обтекаю и отплёвываюсь, а банщик тем временем деловито натягивает «ежовую» рукавицу-массажер и весьма бесцеремонно за ногу подтягивает меня на край камешка. Ух как же он меня драит, как матрос-первогодок медяшку на  корме! Шкурит, надраивает то с одной, то с другой стороны; елозит моей слегка мыльной скользкой тушкой по мокрому мрамору и бесцеремонно трёт колючей рогожной рукавицей там, где можно, нельзя и неудобно. Распаренный и намыленный загар, понятное дело, при этом начинает сползать с меня неэлегантными катышками, и без того увеличивая мой конфуз. Еще минут пять спустя мне кажется, что с меня слез не только загар, но и кожа, и даже все подкожные накопления «на чёрный день»! Я начинаю тихо повизгивать, а он знай драит себе — вот, до пяток добрался, а я же щекотки боюсь! А ему пофигу — у него работа такая! Наконец, вхлам измочалив об меня рукавицу, машет рукой в сторону душа. Уфф, вырвалась!

На выходе нас уже поджидают провожатые со стопкой махровых полотенец, в которые заматывают нас по самые пятки. Второе дефиле по мраморному холлу — теперь, кажется, на нас слишком много надето.

Перед заключительной процедурой масляного массажа нам дают немного передохнуть на мягком диванчике, после чего препровождают на кушетки в массажные кабинеты. Мягкий свет, тихая музыка, аромалампы...и конечно же кучерявый турок-массажист. Хорошо хоть в халате, а не в полотенечке J Следующий час (а может полчаса, а может полтора — время уже давно замедлилось, если не совсем остановилось, в этом убежище восточной неги) следующий час меня поливают ароматным маслом, словно домашнюю курочку перед обжаркой, и мнут, растирают, опять мнут, крутят и дёргают в разные стороны. Массажист не ограничился традиционными плоскостями спины, рук и ног, он повыкручивал мне в разные стороны пальцы, понажимал какие-то точки на пятках, плотно придавливая, прошелся вдоль бровей, скул и по подбородку, растер буквально всмятку уши и напоследок вцепился в волосы, подергивая их туда-сюда. Я лежала, тихо помявкивая, и вспоминала вышеприведенную цитату из «Роксоланы». К счастью, прыгать по клиенткам массажистам видимо не дозволено, но в остальном он оторвался на мне от души! Когда меня наконец выпустили восвояси, в голове наличествовал полный дзен – то бишь блаженная пустота, а в теле, говоря словами мультяшного героя, «в теле такая приятная гибкость образовалась». Ощущала себя дорогим подарком, куклой ручной работы, которую по недоразумению после росписи и шлифовки забыли завернуть в вату, положить в коробку и перевязать атласной ленточкой. Впрочем, до дверей отеля доставили комфортабельным автобусом, не забыв в промежутке несколько раз прозрачно намекнуть на чаевые для банщиков и настойчиво порекомендовать прочие услуги Армуталанского хамама — шиацу, массажи с водорослями, антицеллюлитные обертывания с шоколадом и прочими мыслимыми и немыслимыми «примочками». Как я и подозревала, все эти услуги будут стоить изрядно дешевле, если заказать их напрямую у администратора, а не через тур-менеджера, но поскольку время моего пребывания в Мармарисе ограничено, вряд ли я найду еще свободные полдня между запланированными поездками и путешествиями. А жаль! Оставляю себе мысленно заметку на память — сравнить оригинальный турецкий хамам с отечественными аналогами. При случае впечатления изложу.     

 

Продолжение следует...

 

Вернуться на джип-сафари... 

 

Переместиться в Памуккале в День шестой...

 

Назад в Не-Крымские путешествия

Контакты:

e_sol@ua.fm