Окрестности Мангупа – дырявый грот и пещерный храм

Новое, как мудро замечено, это хорошо забытое старое. Взять, к примеру, столицу княжества Феодоро город Мангуп. Облазили мы его казалось бы весь досконально, в разные времена года поднимались на Баба-даг, разными дорогами и в разное время суток. И в деревню Ходжа-Сала как  к себе домой ездим, шурпу и чебуреки с люля-кебабами пробовать, даже знакомыми обзавелись… а вот начнешь карты смотреть, и выясняется, что тут еще ходить и ходить. В дальней перспективе (это когда подсохнут дороги и наладится погода) можно зайти на плато с севера, со стороны мужского монастыря, поглядеть на гроты и пещерки снизу. Но это в дальней. А в ближней, за короткий январский пасмурный день попытаться отыскать крошечный пещерный храм, расположенный буквально в двухстах метрах над Девичьим озером. Места эти в летнее время прочно оккупированы любителями «матрасного» отдыха на природе, поскольку припарковать железного коня можно на берегу озера, тут же в беседке зажарить шашлычок, съесть его под слабо- и неслабоалкогольные напитки и «тынц-тынц» из музыкального ящика, поплавать в лодке по озеру, сделать селфи «мы ездили в поход» и отчалить восвояси. Нынче же под наползающими на Мангуп тучами и общей промозглостью погоды отдыхающих на озере совсем немного. Зазывалы многочисленных ресторанчиков откровенно скучают и мерзнут во дворах своих харчевен, попытки заманить нас за свои дастарханы неудачны. Зима. С поправкой на регион: на полянках упрямо пробивается слегка пожухлая, но всё же зеленая трава, а снега не найти от слова совсем.

Вид на Юзык-кая со стороны Мангупа. Так это смотрится ранней осенью
Вид на Юзык-кая со стороны Мангупа. Так это смотрится ранней осенью

Целей у нас сегодня было две: пещерная церковь и «дырявый» грот Тешик-Коба, один из пяти описанных И. Белянским и третий по счету в нашем походном арсенале. Согласно карте, пещерная церковь расположена прямо в одноименном овраге Кильсе-дере, а грот – один из целой цепочки результатов вымывания и выветривания известняков в длинной гряде скал Юзык-Хая, что тянутся от Залесного до Новоульяновки. Среди них есть еще одна примечательная пещерка Дзива-Хоба, успешно нами обследованная еще год тому, но, увы, мной пока не описанная. 

Из множества тропинок на склоне выбираем наугад одну, и путешествие началось! Через пару сотен метров подъема навигатор показывает, что храм остался слева внизу. Значит так тому и быть: начнем с пещеры, а храм захватим на обратном пути. Тропинка местами пропадает, местами сливается с проложенным откуда-то сверху водопроводным шлангом – видимо запасливые жители Ходжа-Салы по весне собирают водичку откуда только можно, даже из сезонных ручейков. В какой-то момент упираемся в явно рукотворную каменную кладку – то ли остаток древнего строения, какой-нибудь овечьей кошары или пастушьего домика, то ли места под стоянку уже современных бродяг-туристов. А может и то и другое сразу. Последний рывок, и вот мы уже стоим под самой скалой. Вся стенка иззубрена выемками и гротами, заросла плющом и спутанными зарослями кустарника. Вдоль смутно видимой тропинки валяются отколовшиеся в разное время камни. 

Оказывается, мы с удивительной точностью поднялись почти под самый грот – буквально через пару десятков метров впереди виднеется обрамленный зеленым мхом вход. Радоваться не спешим – нам ведь нужна не просто пещера, которых тут десятками, а пещера с дыркой в крыше! Заглядываем глубже - так и есть: в нависающем козырьке грота сумрачным облачным небом светится овальное отверстие. Так вот какая ты, Дырявая пещера Тешик-Коба!

В самой глубине пещеры из расщелины в изобильные времена течет водичка, но нынче источник сух, как и еще несколько, попавшихся нам по пути. 

А перед входом, изрядно мешая фотографам, растет дерево. Сперва я обратила на него внимание только как на помеху для колоритных кадров. И только дома, рассмотрев фотографии, поняла, что из него стоило тоже стоило сделать колоритный кадр. Да, в лесах зачастую встречаются всякие хитро скрученные деревья. Но такого закрученного, словно посох волшебника, с ветками, растущими под прямыми углами друг от друга – ещё поискать! Говорят, что кривые деревья отмечают неблагоприятные геомагнитные зоны, тогда Тешик-Коба – просто центр такой неблагоприятности! Впрочем, с нами ничего сверхординарного не случилось, даже ни один фотоаппарат или смартфон не «завис».

На всякий случай вежливо попрощавшись с Дырявым гротом, по снова обнаружившейся тропинке начинаем спуск по Кильсе-дере. Вскоре начинает вспоминаться описание Пушкиным перехода через Чертову лестницу – когда они держались за хвосты своих коней. Тут приходится держаться за попадающиеся вдоль тропы деревца и маневрировать траверсами, как лыжники на трассе, настолько круто уходит вниз лесная дорожка. Зато необходимость внимательно смотреть под ноги оказывается вознаграждена: из-под опавших листьев на свет начинают вылезать первые подснежники! Больше того, они даже цветут. В январе!!! Братец Март явно внеочереди попользовался посохом двенадцати месяцев. 

Вдохновленные находкой, летим дальше…пока не пролетаем мимо пещерного храма. Возвращаемся, петляем, трещим кустами. Оглядываем обросшие мхом осколки скал, валяющиеся на склоне там и сям. Навигатор утверждает, что мы уже вот буквально стоим на крыше храма. Пока мы наконец действительно на него не натыкаемся – остроконечный валун, со стороны тропы и не скажешь, что в нем может что-то находиться. Но с широкого края обнаруживается круглый вход с каменными ступеньками и небольшое окошко рядом. Внутри достаточно просторно даже для нескольких человек. Та же октогональная церковь на Мангупе будет поменьше площадью! 

Удивительно, но храм до сих пор используется. На деревянном столе стоят лампадка и полусгоревшие свечи, лесной мусор заметен и собран в пластиковый мешок, а лестница и подоконник явно скреплены цементом. В небольшой нише в западной стене установлено несколько образов. Однако более интересной была древняя роспись апсиды: там до сих пор просматриваются остатки большой, во всю стену фрески, окаймленной красным, с фигурами трех святых на ярко-синем фоне. Исследователи прошлого века описывают начертанную здесь икону, изображавшую Иисуса Христа с Богородицей и святым Иоанном по краям. Опять же в сравнении с фресковой росписью Эски-Кермена, Мангупа и других пещерных монастырей данный образчик сохранился весьма хорошо. А ведь ему больше 700 лет! Это если считать что храм был создан во времена мангупского княжества. Хотя история многих пещерных монастырей Крыма уходит и в более давние времена, когда здесь находили прибежище спасавшиеся из Византии в период иконоборчества (8-9 вв) христиане.

Все эти цифры с многочисленными нулями мелькают у меня перед глазами; как-то даже странно представить, что вот такая древнейшая история лежит (стоит?) совсем рядом и никому из ученого мира нет до нее никакого дела! Это же памятник древней христианской культуры. А выйди за его порог  – вокруг всё замусорено бутылками, тарелками и прочими остатками «рекреационной деятельности» современников, приезжающих отдыхать на озеро.

Вот она, изрядно отстроившаяся и разросшаяся ресторанами и гостиными домами, Ходжа-Сала лежит внизу у подножия Мангупа, ждет летнего сезона и толп отдыхающих, которых можно кормить чебуреками и шашлыками и рассказывать легенды про мангупского мальчика и спрятанную где-то в пещерах Золотую колыбель. А чудеса, оказывается, прячутся совсем рядом - ждут своих исследователей и романтиков...

От моря наползают шеренги иссиня-серых туч, которые на обратном пути превращаются в совершенно эпическое зрелище – мы даже притормозили на одном из поворотов, чтобы отснять эти катящиеся по небу волны. Осталось немного подождать до весны – и снова в поход за новыми открытиями…

 

 

 

Совершить восхождение на плато Баба-даг в столицу княжества Феодоро...

 

Полюбоваться видами с плато на закате...

 

Вернуться на Крымские путешествия...

Контакты:

e_sol@ua.fm