Пещерный город Тепе-Кермен.

Тепе-Кермен

Те, кто внимательно отслеживает наши похождения по древним пещерным городам (которых на территории Крыма оказывается предостаточно), должны помнить, что в последнее посещение долины реки Кача мы побывали на горе-крепости Качи-кальон и разведали подступы к еще одному древнему городищу Тепе-Кермен.

С того похода прошло немало времени — сейчас специально заглянула в архив: конец ноября прошлого года. А вроде бы как вчера было: яркий солнечный день, Качинская долина и петляющая по ней река, желтоватые клыки вонзающихся в небо гор…

Хотя Крестовым кораблём называют Качи-Кальон, но именно гора-останец Тепе-Кермен выглядит натуральным крейсером, бороздящим зеленые волны лесов и долин. Корабль этот кажется совершенно неприступным со стороны: предположим, на первый его ярус, пирамидальный, еще можно как-то вскарабкаться, но дальше начинаются совершенно отвесные вертикальные стены, похожие на архитектуру древнего замка. Гора-крепость — совершенно соответствует своему названию.

"Группа захвата" на марше

...Прошла зима, настала весна — сперва внезапно тёплая, потом опять дождливая, местами даже снежная. Погода не балует, кругом грязь, тучи висят над головой. Восхождение на Тепе-Кермен переносится, потом откладывается, потом еще раз переносится. Этак и до мая недалеко — а с майских праздников обычно выходят «на охоту» хранители культурных ценностей, собирающие мзду с любителей туризма. Поэтому, едва дождавшись «окошка» в череде дождей, наша «группа захвата» выезжает в сторону Бахчисарая. Путей (как и в любой ситуации, даже когда вас съели J) два: общественным транспортом через Бахчисарай, на Староселье, до Чуфут-Кале, и дальше пешком по священной караимской роще и долине с библейским названием «Иосафатова» или же машиной, не заезжая в Бахчисарай, по дороге между cел с забавными названиями: Предущельное,  Баштановка, Машино, Кудрино.

Если верить картам, сразу за Машино с трассы уходит влево дорога на Гору-крепость. Мы и поехали в первое же ответвление... метров через 150 уперлись в шлагбаум с противотанковыми ежами и прочей армейской атрибутикой.  Воинская часть. Поворачиваем обратно.

Скорее чем ездить, по этой дороге можно сплав на байдарках организовывать!

Искомый поворот нашелся чуть дальше. Там даже указатель стоит — такой же древний, как и сама крепость. Хорошо, что мы решили припарковаться на обочине и не ехать машиной наверх, хотя несколько машин поехало по этой с позволения сказать дороге. Как известно, дорог в России нет — есть только направления. Действительно, не называть же дорогой такое безобразие, в котором размытые весенними дождями водостоки по глубине превышают рост некоторых членов нашей экспедиции!

Правда, отдельных водителей такими ямами не испугаешь — едут, будто у них не «москвич» издания прошлого века, а квадроцикл «Кавасаки» или «бигфут-трак»!

Тепе-Кермен
"Можно свернуть, обрыв обогнуть, но мы выбираем трудный путь"

В целом такой «внедорожной» дороги примерно на 20-30 минут ходьбы. И вот уже вся крепость перед нами как на ладони. Можно готовить стратегический план обхода, атаки и захвата. Грунтовка, кстати и идет в обход горы направо и налево. А мы, как стадо бешеных финских лосей, ломимся прямо вперед  - через небольшую рощицу, через остатки чего-то похожего на неглубокий ров, по густо заросшей земляникой поляне и выходим к подножию Тепе-Кермен. Тут бы конечно стоило почитать описания маршрута или заглянуть во всеведущую викимапию на предмет поиска тропинок, но нам некогда! Мы и так на полгода задержались! Поэтому гора берется нами штурмом прямо в лоб, напролом по размытому водостоку, изящно названному одним из участников похода «кулуаром». Кулуар сей уходит вверх под более чем острым углом, а наша группа карабкается по нему с завидным упорством. Как назло, именно в этот момент солнце вдруг вспоминает, что на дворе уже середина апреля и начинает поджаривать нас, сверху издевательски посмеиваются безмятежно парящие в воздушных потоках вороны, а мы то по траве, то по зарослям низкорослого кустарника продираемся вверх.

Средневековый двухэтажный пентхаус с верандой и собственным винным цехом

Думаю, за всю свою долгую (с 6 по 13й век) историю крепость Тепе-Кермен не знавала столь молниеносного штурма: наиболее шустрые участники похода уже через каких-нибудь 20 минут покорили первый ярус пещер, следом подтянулась и остальная, более солидная и неторопливая, часть группы.

Тепе-Кермен
Обратите внимание на цветущую вишенку в отверстии скалы...

Взгляд сверху на расстилающуюся у ног долину: ведь казалось, что здесь подъем невозможен даже теоретически! А вот они мы, стоим на узкой тропинке, опоясывающей скалистую макушку столовой горы. Каменные пики уходят вверх строго вертикально. Кое-где между ними торчат небольшие кустики или чудом зацепившиеся за камень деревца. В одном месте на вершине виден прямоугольный пролом, в котором виднеются ветки цветущей дикой яблони. Подножие каменного пояса испещрено выдолбленными пещерами-кельями.

Некоторые из них судя по виду естественные, вымытые в известняке многовековыми дождями и ветром. Но над большинством явно поработали кирка и молот: проложенные наискось сколы в камне отмечают работу древних каменотёсов. Адский, должно быть, труд надолбить столько ниш и комнатушек — отдельных, многоэтажных, смежных, соединяющихся лесенками и проходящих одной длинной анфиладой.

Всего на Тепе-Кермен насчитывают порядка 250 подземных помещений. И нет предположений, что все они были жилыми. Часть вполне могла использоваться для хранения припасов и размещения скота, а люди могли жить в деревянных пристройках к пещерам. В пользу этого свидетельствуют многочисленные выемки вокруг входов в пещеры – упоры для крепления деревянных свай. Как выглядят такие сборные сооружения можно посмотреть в другом пещерном городе Челтер-Мармара на примере тамошнего действующего монастыря.

Ещё предполагается, что пещерно-скальная часть городища являлась лишь временным убежищем для жителей на случай набегов кочевых племен, в остальное время все жили в долине у подножия горы, ближе к воде и к доступным для обработки и пастбищ землям. Впрочем, единого и тем более документально подтвержденного мнения о жителях Тепе-Кермен у археологов нет. Тепе-Кермен до сих пор остаётся очень и очень малоизученным, неизвестно даже его оригинальное имя (Тепе-Кермен – это уже более позднее, крымско-татарское название). А судя по обнаруженным остаткам история городища восходит к 6 в.н.э, возможно это была одна из крепостей на границе Византийской империи.

Тепе-Кермен

Согласно другой версии учёных, здесь скрывались от преследований христианские священники периода иконоборчества. Именно на Тепе-Кермен находится один из крупнейших на тот период христианских храмов (так называемая «церковь с крещальней», как она числится в описаниях историков). В отличие от тех же «храмов» на Чуфут-Кале и других пещерных городах, которые больше всё-таки пещеры, приспособленные под богослужения, церковь Тепе-Кермена похожа на классические культовые сооружения. Строители не просто обозначили в стенах ниши под алтарь, а попытались создать полное подобие храма – с разделенным колоннами нефом, приподнятой на одну ступень купелью, прорезными окнами и крестовой символикой, высеченной на стенах. Про окна в церкви бытует легенда: якобы в дни пасхи восходящее солнце, проходя сквозь одно из окон, высвечивает символ креста на противоположной стене. Мы были тут как раз на пасху, однако пасмурная погода не позволила утвердить или опровергнуть эту легенду. Удалось лишь убедиться в том, что Тепе-Кермен не является популярным среди археологов местом: даже древние захоронения в церкви здесь остались практически в первоначальном виде, не говоря уже о раскопках остальной части городища.

Судя по памятной доске «детальное» исследование крепости заняло всего лишь один год в дореволюционной России, да и то проводилось энтузиастом-литературоведом и естествоиспытателем, а не профессиональным учёным. Соответственно, материалов по истории Тепе-Кермен весьма мало, и, на удивление, легенд и всевозможных поверий так же не слишком много для древнего покинутого города.

Одну из них про крест в окне церкви я уже озвучила. Еще одна связана с одиноким менгиром, выступающим над силуэтом всей горы-крепости, словно фигура на носу корабля. Похожий то ли на копье, то ли на огромные песочные часы, то ли на каменного идола, он одиноко высится на самой южной оконечности плато. Туристам рассказывают, что этот камень – место силы, в котором собрана вся энергетика древнего города. На самом деле это просто остаток стены обрушившейся пещеры. Совсем не интригующе и нисколько не мистически, но, как говорится, «не стоит умножать сущности без необходимости».

Приглядитесь - там, на горах, действительно лежит снег!

Тепе-Кермен и без эзотерических легенд остается очень красивым и интересным туристическим маршрутом. С вершины плато открываются виды не только на Качинскую долину, но и на значительную часть полуострова, вплоть до синеющего в туманной дымке на горизонте Чатырдага, белых сфер обсерватории поселка Научный; даже снег на северных склонах главной гряды Крымских гор можно разглядеть.

Соседняя с Тепе-Кермен гора-останец также может похвастаться своим городом-крепостью Кыз-Кермен
Вот она, та самая цветущая вишня на вершине неприступных скал!

А для более степенных пешеходов есть хорошо набитые тропы – с восточной стороны горы проходит даже местами размеченный туристический маршрут: в общем случае от трассы грунтовая дорога приведет на турстоянку «Сарабей», названную по имени одноименного источника, упоминавшегося еще в документах времен ханов Гераев (Гиреев), а уж от стоянки можно двигаться в любом выбранном направлении, в том числе и покорять древнюю «крепость на вершине».

Правда, как выяснилось, без «лесных органов» вход и въезд на данную территорию строго запрещен. Но мы то уже как раз собирались выходить, и органа у нас с собой как назло не было. В общем, проскользнули неучтенными с полными фотоаппаратами «добычи» и полнёхонькой головой эмоций и впечатлений.

Упавший камень и вход в ущелье Таш-Аир

На обратном пути буквально перед въездом в Предущельное остановились набрать воды в родничке Таш-Аир. Вода оказалась холодная и вкусная, а соседний с родником грот – местом стоянки первобытных людей с немногими сохранившимися оригинальными наскальными рисунками. Воды-то мы набрали, а вот ознакомиться с древней живописью не сообразили – мало читали матчасть. Да и в соседний Кыз-Кермен не помешает наведаться. Так что продолжение истории древнего мира следует…

Для любителей как следует обозреть панораму Тепе-Кермен и обозримых окрестностей, предлагаю перейти на сайт другого участника похода Gudwin - там кроме обычных фотографий выложена круговая панорама, снятая у подножия той самой цветущей вишни. на которую я уже дважды обращала ваше внимание. Приятного просмотра.

Вернуться на Крымские путешествия...

Другие древние города, крепости и монастыри нашего полуострова: