Водопад Серебряные струи. Поход удачных стыковок.

Водопад Серебряные струи считается одним из красивейших крымских водопадов и стоит в списке must see объектов нашего полуострова. Или теперь уже “считался”: в январе 2016 года, размытая водой, часть водопада обвалилась. Туфовый козырек, заросший зеленым мхом, на  фоне которого так красиво выделялись пенные струи падающей воды, давшие имя водопаду, обрушился; некогда зеленый мох, покрывающий его, пожелтел и засох. Однако вода в речке с забавным названием Сары-Узень (в переводу с крымско-татарского «Желтая река», то бишь «Хуан-Хэ» J) течь не перестала, а значит нам будет на что посмотреть и что поснимать.

Расположен водопад не так уж далеко от цивилизации (Крым вообще маленькое место), но достаточно неудобно для не оснащенных личным транспортом туристов. А нас таковых собралось гораздо больше, чем может уместиться в одном легковом авто. Поэтому путешествие на водопад началось с ранней утренней электрички “Севастополь-Симферополь”.

Давненько я не пользовалась железнодорожным транспортом, а он вроде бы не изменился – разве что народу на перроне стало в разы меньше - но все шесть севастопольских тоннелей на месте, и все остановки – все эти “1531 км”, “Чистенькая”  и прочие – присутствуют без изменений. Вокзал Бахчисарая так же остался на месте и ждет нас. С вокзала бегом через площадь, мимо крошечных магазинчиков в одноэтажных домишках, мимо торговцев тандырными лепешками и неспешно шествующих татарских барышень в длинных цветных халатах – хоть и в мелких деталях, а Бахчисарай хранит колорит прежней столицы Крымского ханства.

Стыковка первая: рейсовый автобус Бахчисарай-Соколиное. Наподобие привычного нам рейса №182, курсирующего по Байдарской долине, только с малоизученным расписанием и остановками. Времени у нас, если верить интернет-расписанию, 19 минут. Так что до автовокзала мы не добежали, перехватив автобус на кольцевой площади, куда он прибыл почти в соответствии с расписанием, набился под самую завязку пассажирами и покатил по разбитым проселочным дорогам своих пассажиров: пенсионеров с традиционными сумками-авоськами, коробку с верещащими цыплятами, барышню-мусульманку в платке по самые брови, подростков с рюкзаками и нашу шумную компанию. Местные дороги, конечно – не описать книжным текстом! В автобусе пыль столбом (а ведь еще не лето!), на ухабах трясет, висишь на одной ноге, цыплята повизгивают, пассажиры гомонят...но в итоге мы без особых потерь доехали до конечного пункта.

Село Соколиное – ранее Коккоз – когда-то (уже после Крымского ханства) здесь было поместье князя Юсупова (ныне краеведческая достопримечательность). Сдающееся в аренду жилье разного уровня комфорта. Старательно облаивающие нас собаки. Раритетные транспортные средства. Весело журчащая река Коккозка и серпантин дороги, которая в итоге может привести прямиком на плато Ай-Петри.

Но сегодня нам так далеко не надо – километров через пять серпантина попадается стоянка с традиционными кафе, сувенирными домиками и прочим туристическим реквизитом: отсюда начинаются прогулки по Большому каньону Крыма. На водопад Серебряные струи по стрелке ведёт набитая за долгие годы дорожка. Рядом, также жизнерадостно журчит речушка Хуанхэ Сары-Узень. Примерно через километр живописного путешествия среди едва начинающих зеленеть буков выходим на слияние двух её рукавов: Алмалык-Узень и Чаан-Баир.

Если вот прямо отсюда, с перекрестья троп пойти вправо, то уже через 15-20 минут можно лицезреть обрушившийся водопад. Но мы не из тех, кто ищет легких путей. Мы идем по левой тропе, на очередной развилке делаем крутой поворот, чтобы не уйти далеко вверх к кордону “Чайный домик”, и в итоге оказываемся возле большого круглого пруда с прозрачной зеркально гладкой водой.

Это Юсуповский пруд, построенный князем для разведения форели у источника Врис. Последний интересен тем, что течет из подземной пещеры Сары-Коба.

Пещера, кстати немаленькая, проходима при наличии сноровки и гидрокостюма. Чтобы любопытные туристы без подготовки не лезли в пещеру, вход в нее завален камнями, а вода хлещет мощным потоком из завалов. Внизу виднеется заполненный прозрачной водой подземный грот, дальше всё скрывается в темноте.

Водичка весело журчит по мшистым камням и стекает в круглую емкость пруда. Чистая, прозрачная, иссиня-бирюзового цвета – так и тянет окунуться! Но холодная!

С противоположной стороны стены пруда смыкаются не полностью, оставляя щель водослива. Ручей стекает на каменистый склон, также за долгие годы заросший мохом, и разбивается на пенные белоснежные струйки. Водопадик небольшой, но настолько яркий и колоритный - просто глаз не оторвать! Чем-то напоминает Ёшиль-чокрак на Босе, только еще более зеленый.

Съемки у пруда заняли у нас часть времени, запланированную на восхождение на маячащую совсем рядом Сююрю-Кая – похожую на утюг остроугольную гору с остатками древнего исара на вершине. Сверив часы, решаем посещение исара отложить до следующего раза – как-то не принято у нас с первого раза штурмовать древние крепости, обычно это со второго или третьего захода случается.

Дальше по тропе вниз по течению Сары-Узень выходим к водопаду – как раз с той стороны, где виден “профиль” обвалившегося козырька. Здоровенная туфовая глыба лежит прямо в русле. С края,  необычно ровного, срываются искрящиеся капли. А внизу, там где сохранилась часть прежней “архитектуры” водопада, из мха выступает лик то ли Нефертити, то ли мифической богини со строгим профилем и двумя густыми плетеными косами. Лесная красавица! Рядом пристроился небритый пещерный тролль с бородавкой на носу :).

"Время перейти эту реку вброд"

Налюбовавшись видами, мы обнаруживаем проблему: мы не на той стороне. Не в смысле темной вместо светлой - не на том берегу. Наш, правый, дальше обрывистый и крутой, а тропа назад проходит по пологому левому. Переправлялись кто как - по бревнышкам, по камешкам, со штативом вместо посоха, а некоторые попросту шлепая босыми пятками по воде. Вода холоднючая, но выдержать можно. И даже не заледенеть!

С этой стороны водопад выглядит по-другому, более высоким и масштабным, а в контровом освещении – просто фантастическим. Так бы стоять под разноцветными брызгами и ярким весенним солнцем и стоять! ...Но нам нельзя – у нас впереди стыковка!

Катиться вниз проще, но немногим быстрее. Те же 6 км, последние пару сотен метров из них мы почти бежим, и как раз успеваем к обратному автобусу на Бахчисарай. План прост: едем до автовокзала, где поймаем или прямой или проходящий автобус до Севастополя. Однако пожилой водитель-татарин, посмеявшись после неудачной попытки обсчитать нас на сотню, расспрашивает про маршрут и обещает подвезти нас к севастопольскому автобусу. Высаживает он нас на дороге где-то на въезде в Бахчисарай. И действительно, едва мы успеваем перебежать на другую сторону дороги, как из-за поворота выкатывается уже набитый пассажирами автобус направляющийся в город-герой. Ювелирная точность! Правда, местоположение бахчисарайского автовокзала так и оказывается для нас нераскрытой тайной, равно как и точное расписание курсирующих от него автобусов. Но с этим придется повременить до следующего визита в столицу Крымского ханства. А в ней, уж поверьте, есть что посмотреть любопытному путешественнику!

Заодно из села Соколиное можно посетить две интересные пещеры:

- Данильча-коба и

- Аю-Тешик

и прогуляться в Большой Каньон Крыма,

а если повезет, то застать работающими Бойкинские водпады

Вернуться на Крымские путешествия...