Осень.., зима.., весна... или Путешествие  в условиях экспромта.

Передовое, Байдарская долина, Шули
Байдарская долина. Передовое (оно же Шули)

Обнаружив в календаре дополнительный выходной после Дня Всесоюзного Мужского Кошмара, наша нестройная компания засобиралась в очередной  поход. С этой целью заблаговременно, за неделю до “дня Х”, начали разрабатывать маршрут, “шаманить” хорошую погоду и свободное место в  рейсовом автобусе номер 182. Первой коррективы внесла диспетчерская автостанции: теперь наш привычный маршрут отправляется не в 9.00, а в 9.15. Зная длину собственного спортивного шага, мы решили передвинуть отправление на более ранний рейс в 8.30 – ведь досадно будет из-за этих минус 15 минут не успеть спуститься на обратный автобус в 16.20 и потом судорожно придумывать варианты возврата домой либо мёрзнуть на остановке лишний час.
С погодой мелкое бытовое шаманство сработало на все сто – ясная, тёплая, весенне-солнечная погода началась с середины субботы, рикошетом захватив женский праздник и лишив мужиков возможности поехидничать над своими “половинками”, сравнивая весеннюю погоду и женское непостоянство. С маршрутом вроде бы к вечеру воскресенья тоже прояснилось: Календская тропа, Чёртова лестница, виды ЮБК и сферические панорамы, обратная прогулка в Родниковское по речке Босе с инспекцией количества воды в тамошних водопадах. По всем раскладам мы успеваем на обратный автобус в районе 16.30, а я еще попадаю на свою тренировку.

Весна, товарищи! Кизил цветёт.

Минус полчаса утреннего сна в понедельник; плюс бутерброды, термосы, карты, фотоаппараты и даже трекинговые палочки – небольшой отряд построен на автостанции. Автобус подан и в нём (о чудо!) есть свободные “сидячие” места (кто там говорил, что колдовства не существует?!). Рассаживаемся, товарищи! Возня на сиденьях сопровождается громким “Бум!” - мы-то думали, что это всего-навсего грохнул об пол рюкзак, доверху гружёный фотоамуницией... в тот момент никто еще не подозревал, что это с грохотом обрушились наши планы!

Во-первых, рейс на 8.30 оказался нумером 183, курсирующим по северной стороне Чернореченского водохранилища без прохождения сёл Подгорное и Родниковское. Календская тропа и Боса, как говорится, пролетели.  Пришлось тут же на коленке переделывать маршрут – благо у нас с собой целых две живых легенды городского туризма, 2 карты, компас и GPS-навигатор. “Едем в Передовое!” - сказали легенды, понюхав ветер, сверив часы и приложив компас к  GPS-навигатору. “Едем в Передовое, а там через перевал Бечку идём на Суаткан.”

Суаткааан, Бечку”, - это они сейчас на своём, на эльфийском разговаривают... или на одном из диалектов суахили :) Ну а нам, потомкам Чингисхана, всё едино – что на Бечку, что на речку... что пеньком об сову, что совой об пенёк. Едем, в окно смотрим, ногами болтаем.

Между весной и зимой

Пока ехали по Ялтинской трассе – вроде как по весне: солнце светит, миндаль цветёт, на виноградниках что-то зазеленеть пытается. А как свернули в Байдарскую долину – словно назад в зиму перешли: всё вокруг белёсое, заиндевело-замороженное, холодный туман белыми клочьями несется над пахотой да над пожухлой стерней... может стоило укомплектовать трекинговые палочки заодно и лыжами?!

Точно в зиму повернули! Где-то в районе Озёрного.

В самом Передовом солнышко опять порадовало нас своим появлением, хотя если судить по мигом застывшим пальцам и обжигающим глоткам воздуха, температура едва ли перевалила на плюсовую сторону. Идём вприпрыжку, греемся, фотографируем местных обитателей. Последние настолько разнообразны, что посещение зоопарка вполне можно заменить поездкой в Передовое. Тут тебе и вьетнамские свинюшки, и мускусные утки, и разноцветно-радужные петухи, и ооочень дальний родственник золотистого ретривера.

А на заборе важно восседает абориген, взирающий на нас с высоты забора и собственного превосходства, словно коренной житель столицы на беспрописочную лимиту. В надменном прищуре голубых глаз явственно читается: “Понаехали тут всякие! У нас между прочим село Передовое, а не “Резиновое”!” “Щелкнув” его с почтительного расстояния, быстренько ретируемся, пока он не решил включить пришельцев в меню своего первого завтрака (судя по ширине морды, там имеет место и первый, и второй завтраки, а также полдник, и все остальные положенные по ритуалу обеденные процедуры).

И вообще, в этом Передовом такие суровые жители – чуть что не так – порвут всех. Уходим огородами!

Холм за околицей радует глаз искрящейся россыпью инея по зелёной траве. Фотографы с торжествующим кличем набрасываются на ощетинившиеся морозными иглами травинки и некоторое время ползают по холму в странных согбенно-коленопреклонённых позах – куда там огородникам или, скажем, кающимся грешникам.

Морозное утро

Следующий объект радует глаз уже всех путешественников: озеро на базе отдыха “Атлантика”. По случаю не-сезона калитка в ограждении открыта настежь, можно зайти и обозреть окрестности. Опять же по случаю не-сезона эти окрестности жутко замусорены и неприглядны, зато озеро, отражающее небесную синеву в обрамлении каймы деревьев, восхитительно. Чем-то напоминает мне жемчужину Карпат – знаменитый Синевир в миниатюре.

Передовое, озеро Верхнее
Озеро Верхнее, база отдыха "Атлантика"

Потратив еще четверть часа на ловлю отражений, мы наконец возвращаемся на маршрут. В гору тянется длинная змеистая грунтовка. Фотоохотиться на ней можно разве что на метки предыдущих походников – и в чём они тут только протяжённость пути не мерили – и в перестрелах (древнерусская мера длины, равнялась броску камня), и в выпитых бутылках коньяку...

Ну вот наконец и перевал Бечку. Дерево-указатель: направо пойдешь – в Богатое Ущелье попадёшь; налево пойдешь – на Мангуп попадёшь. Я знаю, что в паре десятков метров от указателя есть поляна с потрясающим видом на Чатырдаг. А он сейчас весь заснеженный, похожий на недоступные мне в этом году Альпы! Увы, приходится довольствоваться одиночным снимком сверкающей вершины, сделанным сквозь заросли, и бегом-бегом вниз.

На горизонте далёкий заснеженный Чатырдаг

Серпантин, ведущий от Бечку к Богатому Ущелью, петляет среди непривычно высоких для Крыма буково-грабовых “дебрей”. Сперва мы наматываем километры по дороге, потом начинаем “срезать” петли, а потом как-то вообще теряем дорогу из виду и топаем напрямик по лесу - тропками, овражками, колеями лесничих трасс. … Шорох листьев, “пахнет прелью и апрелью”, волнистые склоны оврагов усыпаны опавшей листвой. Снега зимой было мало и листья не успели ни сопреть, ни потерять цвет. Так и лежат рыже-золотистым осенним душистым ковром. Если смотреть против солнца, листья похожи на  рыбью чешую – так же блестят и переливаются на крутых, словно рыбьих, боках. С другой стороны частокол совершенно голых деревьев и теней от них рисует абстрактные геометрические картины...

Когда путешествуешь в компании признанных гуру диафрагмы и сенсеев цифровой матрицы, то периодически тянет вместо пёстрых пейзажиков и всяких цветочков-бабочек соорудить какой-нибудь высокохудожественный арт-хаус – сюрреалистическую лужу или минималистическое одинокое древо, или эклектическую осеннюю грязь, или каменные инсталляции в духе раннего кубизма. Я позволяю себе такие выходки не чаще пары раз за каждый фотопоход. Попрыгать вокруг вмёрзшего в разводы грязи листочка, с умным видом прицеливаясь в него под разными углами своим крошкой-аппаратиком, огорчённо махнуть рукой - солнце засвечивает или тени не так лежат - и идти опять ваять красочные лютики и многочисленные панорамы окрестностей (с тех пор, как мне показали дивный мастер склейки фотопанорам Panorama Factory, число эпических длинномерных полотен в моей галерее уже давно заткнуло за пояс Франца Рубо с его панорамами штурма Севастополя и Бородино).

"Высокохудожественная абстракция", сделанная из грязной лужи

Стоило нам уйти с проторённой дороги на всякие козьи тропы, стало видно, что они неуклонно ведут нас к весне. Да, лес еще не проснулся, он пока еще ветвист, прозрачен и немногоцветен. Зато у его подножия уже начался весенний праздник пробуждения. Разнообразные первоцветы – фарфоровые подснежники, немудрёные пролески, жёлтые, как тога буддийского монаха, крокусы - неутомимо расталкивают в стороны ворох прошлогодних листьев, пробиваясь к свету.  Посеяны они везде под ногами, порой и хотелось бы обойти стороной яркие искорки, а не получается. Ну хоть пофотографировать их на память!

Еще снимаем друг друга – фотограф снимает фотографа, снимающего, как его снимает коллега-фотограф... фрактал, однако :)

Опять-таки на ходу коллекционируем всякие интересности – пещеру, оскалившуюся на нас дружелюбной ухмылкой, драконов и горгулий, застывших в вывороченных пнях, загадочные письмена на поваленных деревьях, почти инопланетные растения и фантастических насекомых.

А вы думали, в поход вот так просто ходить?!

Напоминаю, всё это время мы не просто гуляли по солнечным полянкам, а упрямо двигались вперёд и вперёд по компасу, карте и навигатору – то вверх, то вниз, то по листьям, то по хрустящему сушняку. Попытка нивелировать рельеф местности не удалась: как мы ни старались пройти траверсом вдоль склонов Лысой горы, избежать перевала не вышло. И вот мы, продираясь сквозь бурелом, сперва карабкаемся по краю оврага шириной чуть больше тротуарного бордюра, а потом буквально на четвереньках лезем вверх по косогору. На его склоне всё вперемешку – прошлогодний сушняк, мох, камни, всё это сверху присыпано сухой прошлогодней листвой и качественно пропитано прошедшими дождями.

Здесь поднырнуть, здесь переступить, подтянуться, кажется еще чуть-чуть и я дотянусь вооот до той дровеняки, закантуюсь на ней и … ииии... сырая глина выскальзывает из-под ботинок, и я с радостным визгом  съезжаю обратно к месту старта. Приезжаю вниз чумазая, как отменно-старательный поросёнок...зато фотоаппарат цел! Учитесь: страховка называется "сухой лист"!

Да, какой-то он не очень-то сухой, а прямо скажем, грязный!

Попытка №2 проходит удачней – мы-таки перемахнули гребешок, а чуть погодя и помеченная туриками тропинка обнаружилась на том месте, где ей положено быть. Поздняя осень в буковом лесу осталась на противоположном склоне, а здесь почти майское солнышко пригревает можжевельники и яркие крокусы,  внизу виднеется водохранилище, Муловское озеро и дымы Передового – мы почти пришли.

"Озёрный край" - Чернореченское водохранилище и Муловское озеро
Водопад здесь был, точно был - к нему даже речушки стекались!

Позвольте, а как же Суаткан??? Где обещанный водопад? Оказывается он был... был рядом – метрах в 500 от нашей мини-стоянки с чаем и перекусом. Просто мы туда не пошли из-за экономии времени, чтобы не опоздать на автобус. Однако, как выяснилось, старались зря – автобус не пришёл :) Вот такой он, сельский транспорт. То-то на остановке в Передовом нас встречала целая толпа народу!

Ожидая следующего рейса, допивая остатки чая и догрызая остатки провианта, подводим краткий итог сегодняшнему путешествию. 7 часов 23 минуты 8 сек, 21,13 км (!!!)– и это только “на своих двоих” от Передового до Передового, не считая переезда с 5го км, а для некоторых обитателей особо дальних “хуторов” - ещё и путешествия до 5го км.

Солнышко подходит к горизонту, начинает ощутимо холодать – зима возвращается в долину – и тут подходит рейсовый автобус, буквально зеркалами расталкивая сквозь плотный строй желающих уехать. Пропустив всех бабушек, мамочек и детей, мы забираемся в салон, где обнаруживаем свободные сидячие места на всю нашу группу. Вот это уже не просто бытовое шаманство – это белая магия 150-й ступени, не меньше!!! Домой-домой – жмурясь на закат, болтая ногами и разглядывая на маленьких экранчиках аппаратов результаты фотоохоты. А этот ваш Суаткан мы в следующий раз “проясним”! Аборигены Передового радостно провожают отъезжающее «нашествие», дразнясь и показывая вслед языки J