Пещерный монастырь Шулдан

В средние века жизнь в Крымских горах кипела не только у подножия и на склонах, но даже изнутри. В одном из постов я уже описывала столицу древнего княжества Феодоро – пещерный город Мангуп, расположенный на яйле и в недрах горы Баба-Даг, и крепость крымачков Кырк-Ор (он же – Чуфут-Кале) под Бахчисараем. Третьим широко известным средневековым поселением на территории полуострова является Эски-Кермен, расположенный неподалеку от села Красный Мак.

Попасть на Эски я собиралась как минимум года два, но всё «не доходили руки посмотреть». Когда же наконец всё сложилось, то по велению «небесной канцелярии» процесс этот растянулся на целых два приема. Зато впечатлений и фотографий получилось вдвое больше, выкладывать буду сериями по мере  обработки.

Попытка №1

Массовый завоз курортников на Эски-Кермен

Конечно, самый простой способ добраться на Эски-Кермен  - это обратиться в любую местную турфирму, которая, собрав микроавтобус любопытствующих, отвезет их на место действия, галопом протащит по древнему поселению, попутно вывалив на голову ворох абсолютно незапоминающихся цифр и дат, накормит местной экзотикой в какой-нибудь чайхане и к вечеру благополучно вернет к месту старта. Но простота – это не наш метод. Мы выбираем «полное погружение» и, экипировавшись рюкзаками с самым необходимым, рано утром стартуем с автовокзала на 5 км Балаклавского шоссе. Маршрут №40, если не проспать, доставит нас в пос. Терновка (рейсовые автобусы в том направлении ходят достаточно редко: утром в 8.30 и в 10.30; кроме рейсовых есть несколько коммерческих автобусов, но узнать их расписание не удалось – видимо, «по заполняемости»).

Вид с Эски-Кермен на окрестности (вершина Кая-Баш)

Выйдя в Терновке, двигаемся вперед по трассе Т-0105 в сторону Мангупа и Залесного до грунтовки, уходящей влево. Несмотря на название, тёрна тут не попадается, зато из-за заборов на улицу свешиваются ветки со вполне спелыми вишнями, перемежающиеся деревьями, густо усыпанными какими-то мелкими фиолетовыми ягодами. Всезнающий Гугл впоследствии определил последние как «крушину слабительную». Хорошо, что мы их не ели! (Ну,почти не ели :), так, слегка понадкусывали)

Нужный нам левый съезд на грунтовку расположен за дорожным знаком, обозначающим границу поселка. Ориентирами будут желтый домик-вагончик и деревянные постройки в поле справа от дороги. Уходим с трассы.

Сьезд с трассы, ведущей на Бахчисарай

В этом году лето изрядно подзадержалось – несмотря на «разгар» июня температуры стоят совершенно не крымские, а в день нашего выхода небо и вообще затянуло серыми облаками. Зато благодаря дождикам и прохладе в полях продолжается буйное цветение всякого разнотравья, местами вымахавшего путешественникам по колено, а то и выше. Пока мы бредем по цветущему полю, с неба срываются редкие капли дождя. Впрочем, скоро дорога должна уйти в лес, так что это не страшно. Впереди появляется промежуточная цель нашего путешествия – гора Шулдан, известная своим пещерным монастырем, основанным в 13в. На краю, прямо над обрывом, возвышается круглая башенка, увенчанная золочёно-блестящим куполом. Ее можно увидеть проезжая по трассе; собственно говоря, раньше я думала, что это и есть монастырь, созданный на месте какого-то древнего исара-крепости. Оказалось, башенка -  постройка даже не прошлого, а нынешнего века, а сам монастырь – это смутно виднеющиеся отверстия, прорезающие скалу примерно посередине. На первый взгляд, забраться туда без комплекта альпинистского снаряжения – нереально. Но не буду опережать события.

Промежуточная цель маршрута - гора Шулдан

У входа в полосу подлеска грунтовка перекопана небольшим рвом – от проезда авто, позади «перекопа» скопилась огромная лужа с непролазной грязью по берегам. Храбро преодолев эти преграды, мы продолжаем «штурмовать» древнюю обитель. Первая развилка дорог, на ней идем прямо вперед. Тропа медленно но неуклонно становится круче, а капли дождя – чаще. Впрочем, всё равно это не дождь, а так – мелкие брызги. На зеленом склоне Шулдана растрепанными клочками ваты лежат редкие облачка.

Непогода наступает

Развилка №2. Здесь надо определиться, как вы любите ходить в гору: долго и полого или быстро, но круто J. В первом варианте выбирайте правое ответвление (оно шире и помечено туристическим маркером из двух белых и желтой полос), для торопыг-спринтеров предназначена левая "сократная" тропа. Мы же не боимся трудностей, поэтому нам налево! Заодно и от дождика скроемся под навесом из зеленой листвы орешника и кизила. Кстати, кизила нынче уродилось много – если верить народным приметам, нас ждет суровая зима! Тропа траверсами вьется по склону: полсотни метров вверх, десяток горизонтально, так что успеть отдышаться вполне можно. В каком-то месте она пересекает более широкую основную дорогу и снова уходит в заросли на склоне. Впрочем, спешу обрадовать: весь подъем займет едва ли больше минут 20. Тогда как по основной дороге идти и идти – она огибает справа всю гору и выходит на плато с противоположной стороны.

Почти у цели!

Раздвинув низко склонившиеся кизиловые ветки, я обнаруживаю, что подлесок внезапно закончился.Мы стоим на тропинке почти под самой скалой, которая нависает сверху неровным потемневшим от времени козырьком. Финишный рывок приводит в длинный естественный грот, вымытый ветрами и водой в мягком известняке. На потолке его причудливые карстовые узоры, местами громоздятся остатки давно обвалившихся камней. Однако, следы костров и козьи «последствия» показывают, что гости под этим козырьком бывают нередко. С естественного балкона открывается вид на зеленеющее поле, по которому мы шли совсем недавно, и на окраины Терновки; свежий ветерок несет навстречу сизые облака, которые как-то на глазах растут и увеличиваются, заполняя собой пейзаж. Мне вспоминается первый подъем на Ильяс-Кая: тогда точно также из одной пушистой тучки мы получили непроглядно-серое «одеяло», накрывшее нас, как того ёжика из известного мультфильма.

Тучи сгущаются...

Ветер шумит в кронах, вторя шороху капель по густой листве; в стаканчиках дымится душистый чай, хрустит печенье-соломка – вот она походная романтика! Несколько раз мы высовываем нос из-под козырька, пытаясь определить прогноз погоды на ближайшие несколько часов. Выбрав как нам кажется подходящий момент, впрягаемся в рюкзаки и, на всякий случай замаскировавшись дождевиками, вновь выходим на тропу. Не угадали! Дождь не думает заканчиваться, а туча – уходить в сторону. Ветер кружит в скальных гротах, прибивая тучу вплотную к нам, а она знай сеет мелкой моросью. Но не возвращаться же назад ни с чем! Тропа, ведущая к монастырю, уходит из грота вправо; в стертом за века камне видны выбоины-ступени, сбоку проходит «реликтовый» поручень, скрученный кусками проволоки из веток, также отполированных многими тысячами прикосновений. Впрочем, когда идешь в надетом на голову пластиковом капюшоне, никаких подробностей вокруг разглядеть не удается (расслышать, кстати, тоже – капюшон шуршит, дождик барабанит), остается ориентироваться по пяткам впередиидущего.

Совсем накрыло!

Тропа заканчивается каменной площадкой – крыльцом монастыря. Икона в нише; окошко с выведенной печной трубой и невысокая деревянная дверь, выбитые в скале. И то и другое наглухо задраено. Мы некоторое время топчемся по площадке, присматриваясь, как тут поступают с застигнутыми непогодой путниками. Обитель выглядит, пардон за каламбур, совершенно необитаемой – видимо монахи пережидают разверзание небесных хлябей в своих кельях. Не решившись отвлекать их своей мирской суетой, по такой же антикварной лесенке мы взбираемся к башне.

Представляете, сколько людей прошло здесь начиная с 13 века!

Теоретически, отсюда, с вершины горы Шулдан (что, кстати, в переводе с татарского означает «отдающая эхо») открывается замечательный вид на Шульскую долину (Шули – прежнее название пос. Терновка) и дальше на запад до самого Севастополя. Но сегодня погода выдалась явно не для упражнений в пейзажном фотоискусстве. Сделав «контрольный снимок» башни-часовни катастрофически быстро забрызгивающимся фотоаппаратом, мы поворачиваемся «к лесу передом, к избушке задом» и шустро ныряем в лес. Как раз сюда выводит дорога в обход Шулдана. Это накатанная грунтовка, местами со следами свежей бульдозерной расчистки; именно по ней в Шулдан возят отдыхающих туристические микроавтобусы и внедорожники.

Как это выглядело
Вид с Шулдана на Шульскую долину
И как это должно было выглядеть

Если бы не пропитывающая воздух сырость, стекающие по дождевику капли и  раскисшая земля, налипающая на кроссовки, по местным лесам гулять и гулять. Дорога, уходящая в зеленую с притаившимися меж листьев обрывками тумана арку леса, аромат прелой листвы и теплого летнего дождя и умиротворяющий шорох капель. Зеленый луг с высокими, по пояс столбиками синих цветов, вкус дождевой воды… К сожалению пока еще не придумали «фотографию 5D» - чтобы точнее и объемней воссоздать для потенциальных зрителей образ Крымского предгорья накрытого дождем! Но дождь этот брызжет так, что и обычный 2D фотоаппарат боишься вытащить из-под плёнки: объектив моментально запотевает, а капли растекаются по корпусу, угрожая электронной начинке. И похоже непогода зарядила надолго.

Конечно, можно махнуть рукой на фотоохоту и свежего воздуха и бодрости ради рвануть в пещерный город. Однако грунтовка размокает на глазах; вскорости придется месить поколенную грязь, а потом мокрыми бродить по мокрым пещерам – унылая перспектива. Поэтому на развилке дорог мы сворачиваем налево и вскоре катимся под горку настолько шустро, насколько позволяет ландшафт. Струйки дождя сливаются в ручейки, белесые от мутной известковой взвеси (все местные горы – дно древнего моря), а ниже по склону - в крошечные селевые потоки, резво наперегонки с нами грохочущие мелкими камешками. Лужа на выходе с маршрута превратилась в этакий местный аналог Байкала, и мерить в нем глубину совершенно не хочется. Еще минут 5 мы ломимся по мокрым кустам, пытаясь обойти это безобразие. По пути наталкиваемся на заботливо распиханный отдыхающими по «нычкам» мусор и наконец выбираемся обратно на трассу. Как следует из закона подлости, дождь тут же начинает стихать, а небо – просветляться; по крыше шулданской часовни бродит одинокий солнечный зайчик. Поздно! Назад мы уже не пойдем.

Синий луг

Обрывая по пути умытые дождем вишни, возвращаемся на остановку и в ожидании транспорта становимся там лагерем: развешиваем сушиться дождевики, протираем фототехнику, допиваем остатки чая. Расписание автобусов так же, как и прогноз погоды, не сильно соответствует действительности. Анонсированного балаклавского автобуса дождаться не удалось, зато в промежутках между рейсами маршрута №40 приходит частник, который с ветерком довозит нас обратно в Севастополь.

Терновские (а возможно и Шулданские) святые отцы - не сравнить с холеными городскими пастырями, разъезжающими на иномарках!

Итог похода согласно навигатора – 8,4км. Время в пути около 3 часов (не считая транспорта) – несложный маршрут. В следующий раз рассчитываем на большее.