История крымских близнецов – два маяка.

Херсонесский маяк
Вид сверху на мыс Херсонес и маяк на нем

Оказывается, близнецами могут быть не только люди: пара крымских маяков – Херсонесский и Тарханкутский – выполненных по одному проекту, также может считаться близнецами.

Маяк на мысе Херсонес мне знаком достаточно давно. На оконечности мыса (крайняя западная точка Севастополя) рядом с ним есть небольшой пляжик, на котором мы не раз провожали закатывающееся солнце, а фото самого маяка однажды помогло мне заработать второе место на фотоконкурсе.

Более того, в прошлые времена можно было не только спокойно прогуляться по прибрежной территории под маяком, отдельные более шустрые блогеры даже договаривались на посещение самой маячной башни и демонстрировали эффектные фотографии с его вершины. Сейчас правила игры резко изменились, так что я не уверена, что смогу повторить их достижения. Придется довольствоваться имеющимся опытом и впечатлениями.

Маяк на мысе Тарханкут  находится за пределами ближайшей приморской деревеньки со смешным названием Оленёвка и добраться туда мы смогли уже после того, как приобрели некоторую автономную мобильность в виде собственной машины.

Сперва расскажу немного истории. Маяки построены в самом начале XIXв. В 1818 году. Впрочем, в отдельных исторических документах указывается, что в Севастополе на мысе Херсонес в 1789-1791 гг уже существовал маяк, однако подробных его описаний не сохранилось. Также в районе Тарханкута, мыса Бурь, как называли его в древности, обнаружены остатки поселения с квадратным в основе сооружением на берегу моря. Археологи подозревают, что это фундамент маяка VIII-XI вв.

 

Каменная конусообразная маячная башня нынешних морских проводников имеет в высоту 36 метров и спроектирована Л.В. Спафарьевым с учетом суровых условий эксплуатации. Постоянные ветра разных направлений, волны, шторма и ураганы, также не стоит забывать сейсмическую опасность нашего полуострова. 

По сути маячная башня — это толстостенный круглый каменный колодец с пустотелой колонной в центре. Колонна служит для приводного груза вращательного механизма самого фонаря с линзами-отражателями. Под фонарным механизмом расположен «барабан» маячной комнаты, в которой находится смотритель во время вахты. Стены башни выполнены из инкерманского камня, который доставляли на подводах к мысу Херсонес и морем к Тарханкуту. Двухметровой толщины у основания, они плавно уменьшаются до метра в  верхней части. В цокольном этаже башни размещались кладовки с имуществом и оборудованием, а также небольшой запас масла для осветительного устройства. С переходом на освещение нефтью, а позже - керосином хранилища по противопожарным соображениям пришлось из башни убрать. От цоколя вверх в маячную комнату ведёт винтовая лестница в 142 ступени с редкими площадками, на которых можно было остановиться передохнуть. Дело в том, что масла для ламп требовалось достаточно много, плюс надо было каждые час-полтора проверять и заменять фитиля, чистить нагар и копоть. Так что за восьмичасовую вахту смотритель не один раз должен был сбегать вверх-вниз по этой лестнице, чтобы обеспечить беспрерывную работу ламп от заката до рассвета. А порой, в плохую погоду, маяк зажигали и в дневное время! Спать и отдыхать было некогда, поэтому в изданной в 1869г Инструкции для смотрителей маяка чётко прописано: «...ни в фонаре, ни в комнате под фонарём, называемой вахтенною, не дозволяется иметь ни дивана, ни кровати, ни какой другой мебели, на которую бы можно было склониться». 

Херсонесский маяк
Херсонесский маяк после освобождения Севастополя в 1944г

Думаю, служителям не очень-то хотелось «склоняться», поскольку погасший огонь на маяке грозил нерадивому тюрьмой или каторгой! Хотя в том далеком XIXв работа маячного смотрителя мало чем от каторги отличалась. Оба маяка располагались в совершенно диком по тем временам удалении от ближайшей цивилизации — 20 вёрст до Севастополя от одного и 65 вёрст до Евпатории от другого. Отсутствие воды (местные источники давали только засоленную), каменистая неплодородная земля. Плюс стылые морские ветра и зимние шторма. Документы упоминают шторм в декабре 1887 года, когда и цокольные помещения, и окрестные постройки Херсонесского маяка были затоплены водой более чем на метр. Все жители посёлка, насквозь вымокшие и замёрзшие, были пешком отправлены в ближайшую деревню, а смотрители с запасом горючего заперлись в башне и поддерживали огонь маяка. Маяки выдержали и этот и еще многие шторма, устояли и в землетрясение 1927г (правда в бортовых записях указывается, что башня Херсонесского маяка качалась, как дерево в ветреную погоду). Разрушен Херсонесский маяк был только в Великую Отечественную и отстроен заново в 1950-1951 годах. Тарханкутский маяк пощадила случайность – немцы собирались, уходя, взорвать его, заложили взрывчатку и протянули бикфордов шнур, но двое местных жителей, заметившие огонёк, успели предотвратить взрыв. 

Сейчас на маяках установлены светооптические отражатели на основе линз Френеля. Керосиновые горелки заменены электрическими лампами (электричество подведено к маякам от центральной сети, но в экстренной ситуации имеются мощные генераторы), которые автоматически зажигаются и гаснут в установленное время. Прерывистый сигнал маячного огня в прежние времена достигался вращением фонарного механизма, помещенного на поплавок, плавающий в чаше со ртутью. Сейчас это достигается всего лишь периодическим включением/выключением ламп. Лампы в маяке кварцево-галогенные, их мощность составляет 1000 Вт, плюс зеркало-отражатель, изготовленное по спецзаказу в 1957г.

Севастопольский маяк передает световой морзянкой сигнал “СВ” - “Севастополь”, кода сигнала Тарханкутского маяка мне отыскать не удалось. Дальность действия достигает 16-17 морских миль. Кроме светового сигнала маяк посылает также радиосигнал, который можно запеленговать с проходящего судна. А на случай тумана и плохой видимости включается подача звукового сигнала специальным аппаратом “наутофон” - этот ревун слышно примерно в радиусе мили.

Мне доводилось бывать на маяках только в хорошую, ясную погоду, радиоприемника с собой также не имелось, поэтому рёв наутофона и радиосигналы прошли мимо меня. Что же запомнилось? Ощущение какой-то удаленности от цивилизации, романтика рассказов А.Грина, посиделки амберского принца Корвина за кувшином вина в маячной башне с его смотрителем...

Херсонесский маяк – вроде бы рядом пляж, детские крики, вечно жующие отдыхающие, запах шашлычного дымка... пробираешься по камням вдоль мыса, заворачиваешь за край – и проваливаешься в мир Лисса. Бурьян, старая деревянная лодка, остатки небольшого причала, непуганые чайки. Камни в море перед маяком расположены странно – задерживают на расстоянии волны, прибой запутывается в бороде водорослей и затихает, оставив у подножия маяка зеркальную гладь, по которой бегут отраженные двойники облаков. Белый инкерманский камень в закатных лучах кажется розовым мрамором и даже без подсветки маяк горит оранжево-золотым светом. Из воды выступает мощная стена, контрфорсы которой должны сдерживать напор бушующих волн. А пока же с их высоты можно заглянуть на противоположную сторону мыса, где бурно  кипит жизнь на приморских дачах. Впрочем это – воспоминания прошлых лет Сейчас всё здесь – охраняемая запретная зона с комплектом  причитающейся атрибутики – рулонами «колючки», красно-белыми «ежами», охраной…

С тарханкутским маяком гораздо проще. Ни запрещающих знаков, ни колючей проволоки. Мы просто брели по песку и мелким ракушкам Тарханкутского мыса, миновали дайверский причал, прошли стойбище каких-то непонятных приезжих то ли из Твери, то ли из Тулы. Они попытались рассказать про государственную научную экспедицию в поисках затонувшего “Черного принца”, но байка выглядела неубедительно на фоне откровенно бездельничающей кверху пузом в палатках толпы молодежи, свалки бутылок и сушащихся купальников. Оставив “панаехавших” скоблить у причала казанок от каши мы пошлёпали дальше. 

Маяк. Точно такой же как у нас! С причалом, небольшими белыми домиками рядом, с защитной стенкой и виднеющимися вдалеке прутами радиоантенн. Даже рельеф перед маяком точь в точь как у нас – зеркально-гладкое озерцо с лениво-колышущимися водорослями, а дальше кудрявые барашки легкой волны. Внезапно на причале возник молодой служивый, обряженный по случаю лета только в форменные штаны и ботинки, и, страшно смущаясь, попросил нас не фотографироваться на фоне припаркованных у маяка военных грузовых машин. “Понимаете, это военная территория, не положено!” 

Мы сделали удивленные глаза диких туристов, поклялись, что не видели ни одной запрещающей таблички и демонстративно попросили сфотографировать нас в диаметрально противоположную от маяка сторону  - на фоне затонувшего несколько лет тому импортного сухогруза «Ибрагим-Яким»... А потом забрели еще метров на пятьдесят от маяка и долго купались в теплом море дальше самой западной точки нашего Крымского полуострова.    

Надо будет в дальнейшем продолжить “маячную” тему: есть еще полосатый как носок Санты Евпаторийский маяк, маяк в Керчи в районе крепости Еникале, где-то прячется страшно секретный маяк на Сарыче... дел невпроворот!

 

Вернуться на Крымские путешествия...

 

 

Встретить закат Дня равноденствия на мысе Херсонес 

Контакты:

e_sol@ua.fm