Качи-Кальон - река Кача и её каньон.

Качи-Кальон

Путешествие в очередной пещерный город — на этот раз Качи-Кальон в окрестностях Бахчисарая - состоялось у нас экспромтом. Читали — давно, присматривались — долго, а потом вдруг в одно воскресенье собрали рюкзаки и поехали. Вопреки традициям, поехали своей машиной прямо до пункта назначения, совсем как ленивые туристы-матрасники.

Начало Ялтинской трассы. Утро. Ничто не предвещало хорошей погоды.

В общем же случае пришлось бы вставать холодным туманным утром на раннюю электричку, ехать до Бахчисарая, там пересаживаться на маршрутку трястись окрестными селами по корявым дорогам... Правда, и утро поначалу выдалось весьма туманное, и трястись по дорогам всё равно пришлось, еще и маршрут с навигатором сверять. Но в итоге мы даже ни разу не заплутали, выкатившись на дорогу между Предущельным и Баштановкой, где прямо над головой на фоне синего неба громоздятся ярко-желтые скалы внутренней гряды Крымских гор.

Впрочем, на поверку синее небо и яркое солнце оказываются «оптическим обманом» - за бортом машины по-зимнему морозно и ветрено. Даже, пожалуй, слишком ветрено. Мы дрожим, как осенние листочки, ёжимся и укутываемся во всё, что под руку попало, даже свернутый в багажнике походный плед — и тот чуть не «попал под раздачу»! Пора начинать двигаться и как можно энергичней.

Небольшая обзорно-историческая справка. Одна из трактовок названия «Качи-Кальон» означает «крестовый корабль». Помимо древнего монастыря византийской эпохи в недрах плато со смешным названием Фыцки-Кая, зрители зачастую видят крест, образованный трещинами в отвесных  скалах и сравнивают пещерный город с огромным кораблем. Крест мне обнаружить не удалось; плывущий корабль покажу чуть позже; а Качи-кальон у меня расшифровывается гораздо проще: «Каньон Качи». Его панорама как раз откроется с вершины плато.

Качи-Кальон

Эта местность известна одними из древнейших поселений на территории Крыма. У подножия пещерного города под скальным навесом, так и названным «Качинский навес», находилась стоянка первобытных людей эпохи палеолита. Там сохранились даже наскальные рисунки древних людей. Но увы, на сей раз до стоянки мы не добрались, увлеченные видами с плато.

Винодельческие тарапаны в пещерах Качи-Кальона

В средневековье Качи-Кальон, очевидно, был местным винодельческим центром княжества Феодоро, поскольку климат и местность благоприятствовали выращиванию солнечной ягоды. В скалах городища найдено большое количество выдолбленных ёмкостей для брожения виноматериала — тарапанов. А на территории соседней Баштановки археологами обнаружены остатки гончарных мастерских и множество осколков глиняной посуды.

Качи-Кальон

Возникновение православной обители на Качи-Кальоне учёные датируют весьма приблизительно, по найденным артефактам, VIII-IX веками нашей эры. Предполагают, что здесь нашли приют преследуемые на тот период в Византии почитатели икон.

Церковь св. Софии

Храмов на территории городища несколько, в выдолбленых нишах в скале и в отдельно стоящих каменных глыбах, как храм святой Софии. Но главная достопримечательность комплекса — источник святой Анастасии в четвертом по счету естественном гроте в скале. Вода сочится прямо из скалы и заполняет круглую купель. По преданиям, источник не только снабжал жителей города водой, но и обладал целительными свойствами. Над текущими струйками в скале вырезан крест и ниши под иконы.

Грот и территория скального выступа перед ним в древности была отделена стеной от остального городища. А на краю растет древняя черешня — ещё один «источник силы» этого места.

Качи-Кальон

Если спускаться по тропе вниз от четвертого грота, примерно на середине спуска встретится церковь святой Анастасии — алтарь её высечен в скале, а остальная часть пристроена вручную. Насчет личности святой мнения учёных расходятся: Анастасия Узорешительница — римская великомученица, прославившаяся тем, что выкупила из рабства множество христиан (отсюда и ее прозвание); но есть версия, что это была местная святая (в Херсонесе найдена погребальная плита с таким именем).

Еще один грот и часть помещений древнего городища расположены за гротом Анастасии, однако проход к ним еще в давние времена был затруднен — тропа туда зовется Кыл-Копыр - «Волосяной мост», а сейчас туда без соответствующего снаряжения вообще попасть невозможно!

Храмовые сооружения на Качи-кальоне просуществовали до конца 18 века, до исхода из Крыма православных греков. Позже, в 19в, обитель была восстановлена, открыт скит св. Анастасии,при поддержке московского девичьего Страстного монастыря восстановлена церковь св. Софии и её дочерей Веры, Надежды и Любови.  Анастасиевская киновия была известна не только крымским, но даже и московским богомольцам.

Качи-Кальон, скит св. Анастасии
Помещения скита св. Анастасии

Несколько монахов здесь пережили революцию, и даже последующую борьбу Советов с церквями и храмами. И только в 1932г власти неожиданно обнаружили на землях совхоза «Коминтерн» крошечную, на тот момент всего из 4 человек, киновию. Протоколом заседания №9 Постоянной комиссии при Президиуме ЦИК Кр. А.С.С.Р. по вопросам культа, постановили: «Монастырское подворье и церковь ликвидировать, ввиду требования трудящихся окружающих деревень, а подворье и церковь передать хутору №2 совхоза «Коминтерн» под культурные нужды». В настоящее время (с 2005г) скит св. Анастасии узорешительницы постепенно восстанавливается братией Свято-Успенского мужского монастыря, также расположенного в скалах под Бахчисараем. Кроме церкви св. Софии остальные строения древнего городища не тронуты, монахи строят своё хозяйство с обратной стороны горы Фыцки.

Качи-Кальон

Теперь, будучи подкованными в теоретической части, посмотрим, как всё это выглядит в суровой реальности. Подъем к скиту и древнему городу начинается прямо от дороги необычной лесенкой, сложенной из автопокрышек. Через несколько десятков метров подъема попадаешь на придорожный камень со стрелками — направо пойдешь.., налево пойдешь...

Мы конечно же пошли налево — и вместо ожидаемых монастырских стен или плетеных парканов вышли к крашеному зеленым «блокпосту», сложенному из тех же автопокрышек. Вверху на плато громоздились еще несколько гор «вторсырья», напомнившие мне советские времена на станции «Евпатория-товарная». Откуда здесь столько строительного мусора и что с ним делают обитатели скита — осталось загадкой.

Остальные домики монахов и технические помещения выстроены по типу «вагончиков» и ярко разукрашены не только православной росписью, но и орнаментом. При ближайшем рассмотрении орнамент сложен цветным песком, ракушками, кусочками кафельной плитки. Кропотливая работа! Сама церковь св. Анастасии и вся утварь в ней также разукрашена и расшита бисером, отчего в туристических буклетах зачастую зовется «бисерным храмом».

Творчество своё монахи с полученного высочайшего разрешения продают посетителям, собирая средства на дальнейшее строительство. В планах постройка храма во имя Пресвятой Богородицы. По образу древней Анастасиевской церкви храм будет выдолбленным в скале, и, судя по достаточно глубокой выемке в белой известняковой скале, существенная часть работы монахами уже проделана.

Полюбовавшись разноцветными орнаментами, мы проходим территорию обители и начинаем подъем вверх по накатанной грунтовке. Вскоре за скитом прямо в гору уходит наверх «сократная» тропа, но мы решили гулять культурно по дороге, в результате чего минут 40 топали вверх — сперва грунтовкой, потом всё же решили сократить через подлесок, и потом еще возвращались назад каменными тропами, весьма похожими на римскую дорогу.

Одно хорошо, за это время все изрядно согрелись, да и осеннее солнце поднялось уже  достаточно высоко. Так что к моменту выхода нас на один из выступов Фыцки-Кая, часть шарфов, перчаток и прочей экипировки отступающих из Подмосковья французских войск была упрятана обратно в рюкзаки.

Вид на Качинскую долину с Фыцки-Кая
На Чатырдаге уже снег вовсю лежит!

С плато открывается совершенно незабываемый дымчато-голубой пейзаж: каньон Качи, поросшие синеватым лесом горушки и даже знаменитый Чатырдаг отсюда кажется совсем рядом. Кое-где в горах уже лежит снежок и окрестная панорама до боли напоминает мне альпийские пейзажи. Вот сейчас сюда шезлонг и кружечку глинтвейна — и я в Андорре! Вместо глинтвейна приходится довольствоваться душистым чаем, за шезлонг сойдет туристическая «пенопопа», а зрелище летающих лыжников и сноубордеров с лихвой заменят местные роуп-джамперы.

Сейчас кто-то из тех крошечных фигурок испытает на себе силу земного притяжения

Rope-jumping — это такое развлечение любителям адреналина, когда их пристегивают за ноги или за пояс на резиновый трос и рыбкой сбрасывают с высокой отвесной скалы. Впервые я увидела джамперов на Василях, но там скалка совсем крошечная, а тут 120 метров обрыва с отрицательным углом. На вершине стоит смельчак в шлеме и спасжилете, ему зачитывают краткую лекцию прав и обязанностей, а потом надо шагнуть вниз. Не знаю, скорее всего меня потребовалось бы спихнуть хорошим пинком.... хотя кто его знает.

Качи-Кальон

Наверное около часа мы грелись на солнышке, пили чай с пирожками, фотографы пытались поймать момент «взлёта» очередного смельчака. Я радовалась начавшемуся потеплению и дивному пейзажу. Пока наконец мы не вспомнили об остальных целях похода и мимо лагеря джамперов Скай-Лайн покатились вниз. По сокращенке, через лес. В процессе спуска сошли с тропы, наломали сучьев и веток, пару раз чуть не скатились на пятой точке, но за 10 минут вышли обратно к обители. Дальше от тропинки из автопокрышек до камня и вправо.

Первой обнаружили каменную Софиевскую церквушку, высеченную в камне, похожем на огромную сахарную голову. Поскольку это действующая часовня, а не музейный экспонат,  вход в нее в отсутствие "уполномоченных лиц" был закрыт фигурной решеткой. Внутри виднелась подставка под священные книги и несколько образков. Соседний с ней валун тоже пустой внутри и также украшен православной символикой, там можно бродить беспрепятственно.

За поворотом от церкви начинается собственно пещерный город. Жилища-кельи выдолблены  несколько ярусов, соединяются между собой ступеньками и круглыми лазами, переходят в целые анфилады подземных комнат, раньше между ними еще были построены деревянные переходы, как на Челтере. Согласно описаниям ученых, общее количество помещений Качи-кальона достигает почти 200, все пещерки добросовестно пронумерованы терракотовой краской.

Качи-Кальон
Четвертый грот Качи-Кальона, самый большой не только на этом плато, но и во всём Крыму

Местами испещренная искусственными «сотами» скала переходит в огромные естественные навесы, арками спускающиеся к земле. Гроты Качи-кальона, всего их  насчитывают пять, как я уже говорила, пятый недоступен без спецснаряжения, а четвертый, тот самый с источником, считается самым большим естественным гротом в Крыму. Он действительно производит ошеломительное впечатление своими размерами. Это не грот, это действительно огромный природный храм! Парусные арки в несколько рядов напоминают контуры сиднеевского оперного театра, внутри полукруглая «сцена», обрамленная травяной лужайкой. Знаю, на что это похоже — на театр в древнем Эфесе. По крайней мере, масштабы кажутся именно такими.

Вид на Алимову балку из грота св. Анастасии

Налюбовавшись зрелищем, идем штурмовать грот. На паре участков крутая скользкая осыпь — нам сказочно повезло с погодой сегодня! Чуть побольша сырости и без «кошек» сюда не взберешься. Однако же взобрались, погуляли, задрав голову, под величественными сводами, полюбовались пейзажем Алимовой балки (вот еще хорошее для прогулок место!), окунули ладошки в волшебный источник. Воды там сейчас совсем мало, хотя по описаниям древности, в нижней чаше (а он как бы двухъярусный) была купель для омовения. И пошли искать место для походной трапезы. Солнце к тому моменту нагрело светлые скалы настолько, что жарко было уже не только в куртках, но даже и просто в свитерах. Весна да и только, если б не сплошь пожелтевшая трава. Впрочем, валяться на этом сене было весьма комфортно.

Нижняя "купель" и верхняя "чаша" источника св. Анастасии

Спускаться вниз, конечно стоило по тропе прямо от четвертого грота, тогда бы заодно осмотрели древнюю Анастасиевскую церковь, но на тот момент мы не были так хорошо теоретически подготовлены. Поэтому спустились вниз всё через те же, уже изрядно подтаявшие, автопокрышки, внизу на значительно расширившейся стоянке встретили отходивший после прыжков народ, послушали восторженные отзывы, посмотрели на это зрелище снизу — всё так же головокружительно. Пора ехать дальше.

Плато Фыцки-Кая и гроты пещерного города Качи-Кальон
Тепе-Кермен
Скала-останец Тепе-Кермен - еще одно пристанище средневековых жителей.

И тут, оценив текущее время и степень собственной невыгулянности (небось и километров пяти не нагуляли, куда это годится?!) решили махнуть на Тепе-Кермен, расположенный чуть дальше по дороге от Предущельного. Генштабовская карта поначалу завела нас к воротам воинской части, потом мы внесли поправки и выехали к нужному месту.

Тепе-Кермен — еще один древний (VI-XIV вв) пещерный город. И если смотреть с дороги, то как раз его и стоило бы назвать кораблем. Или подлодкой. Нет, все-таки огромным кораблем-дредноутом, бороздящим плоскую равнину. Башенные надстройки возвышаются над громадой корпуса, в них просматриваются и каюты, и такелаж, и даже фигурки людей. В дополнение над горой-крепостью, треща моторчиком, зависает небольшой «кукурузник» - ну настоящий крейсер еще и с прикрытием с воздуха!

Впрочем, путь до Тепе-Кермен оказывается не такой близкий, как на Качи-Кальон. Прошагав с полчаса по долине, мы оцениваем оставшийся путь, подъем по склону, сопоставляем с высотой солнца над горизонтом и принимаем соломоново решение совершить восхождение сюда в следующий раз. Прощаемся с окрестностями речки Кача и катимся обратно домой. Как раз успеваем к закату.

Вернуться на Крымские путешествия...