Эски-Кермен и ожидание весны

Говорят, когда идешь куда-то, оборачивайся иногда — чтобы запомнить обратную дорогу. Также неплохо временами возвращаться на уже пройденные маршруты: досужий турист всегда найдет что-нибудь новенькое и неизведанное. Вот мы к примеру. Собрались отмечать масленицу (а она в этом году ранняя до безобразия — в середине февраля), ясное дело на природе и в походе: уж если собираешься слопать огромное количество блинчиков и всяких вкусняшек, так хотя бы озаботься выгулять их на какой-нибудь десяток километров — проверено: это существенно улучшает вкусовые показатели продуктов :) Точкой назначения был выбран пещерный город Эски-Кермен, как место с интересной историей, живописными видами, и что немаловажно, хорошо отработанным маршрутом. Так как в праздник бродить по лесам, выдираться из кустов, шлепать по разливам ручьев ну никак не хотелось.

Рейсовый маршрут №40 «Севастополь-Терновка» приятно пуст, похоже, коллеги-туристы еще не вышли из зимней спячки. Зато на автостанции отменили негласную остановку «Тополя» - на развилке дороги, ведущей к терновским теплицам и в продолжение - к монастырю Челтер-Мармара. Вредный водитель довез нас аж до самого села, мотивируя это заботой о нашей же безопасности: мол, там нет пешеходного перехода и ограниченный обзор дороги, будете нарушать ПДД, а это опасно для жизни. В итоге мы 2 км топали от села до развилки «Тополей» по напрочь отсутствующей обочине встречь автомобильному потоку, чем разумеется ни разу не нарушили ПДД и безопасность движения!

 

Зато как только свернули с автотрассы, так сразу же и окунулись в деревенский колорит. Телега на колесах от какого-то «жигуленка», запряженная осликом, в поводу за телегой пестрая лошадка и маленький пони.

В тепличном хозяйстве заливаются петухи, залитый водой промышленный котлован выглядит небесной синевы озером, дымок из трубы котельной вьётся по ветру причудливым узором.

Подъем к гротам Челтер-Мармара не всем дался легко. Ну да, медведям после зимы тоже наверное нелегко раскачиваться-разгоняться. Только взобрались ко вратам монастыря преподобного Саввы Освященного, отдышались-осмотрелись, как тут же набежала монастырская стража с требованием дани. Судя по гладкости боков, пост сия братия блюдет не слишком исправно, но устоять против аргументов в виде гулкого урчания и потирания мохнатых тушек об штаны просто невозможно. Масленичная порция скоромной колбасы досталась каждому попрошайке. Покормили — молодцы, теперь и на порог храма ступить можно.

Я уже описывала вознесшийся над Шульской долиной  монашеский приют Челтер-Мармара. Место с давней историей и прекрасными видами. Конечно же для полноты впечатлений зашли в храм — просторное помещение естественного грота, одно из крупнейших подземных культовых сооружений Крыма. Здесь действительно чувствуется атмосфера умиротворения и покоя, а каменные своды, опирающиеся на пару колонн естественного происхождения, совершенно не давят и не угнетают. В сравнении с ним широко разрекламированный Свято-Успенский пещерный монастырь под Бахчисараем с его нескончаемым потоком туристов, шустрыми экскурсоводами, церковными приживалками, торгующими всевозможной «святостью» прямо в храме и во всех его окрестностях, служками, торопливо гасящими поставленную тобой свечу, едва успеешь произнести «Отче наш..», выглядит каким-то варварским торжищем. 

На Челтере паломников немного, особенно в зимнюю унылую серость. Поэтому никто не торопит тебя в твоих размышлениях и созерцании. Побывали в храме, вспомнили ушедшую родню, поставили свечи перед ликом смуглой Божьей матери. (Кстати, одна из  теорий гласит, что была она родом то ли из арабов, то ли из египтян-коптов, оттого и прячут её прижизненное изображение под семью покрывалами монахи какого-то  горного монастыря на Кипре - дабы не смущать сплошь белолицых прихожан!) Подошедший святой отец терпеливо ожидал нас на открыто всем ветрам узкой проходной дорожке вдоль каменных стен и монастырских келий. 

На прощание пригласил посетить второй ярус Челтера со скромной часовенкой св. Николая. Во времена расцвета монастыря в Челтер-Мармара обитаемых ярусов было пять или шесть, плюс дополнительные деревянные надстройки-балконы (отчего он и получил свое название, переводящееся как «Мраморная решетка»). Сейчас деревянные лесенки соединяют от силы пару этажей, но и без того экзотики сторонним посетителям тут хоть отбавляй! 

Еще одна лесенка и круглое отверстие в скале приводят на плато. А там — подснежники!!! Целыми полянами! И желтые, как солнышки, крокусы. И мохнатые шарики вот-вот готовой распуститься сон-травы. Погода, правда, пасмурная и не совсем подходящая для фотосессий в подснежниках, но их количество убеждает: скоро весна.

Пещерный город Эски-Кермен встретил нас шумной группой туристов с такой же шумной  бабушкой-экскурсоводом. Бабушка рассказывала подопечным такие разливистые басни  про жизнь и быт обитателей крепости, что хотелось выдать каждому слушателю по специальной икеевской ложке с зубчиками — для снятия лапши с ушей. И где же они таких экскурсоводов-то берут? Может завезли вместе с туристами — откуда-то из Ямало-Неннецкого АО!?

 

Спасаясь от пронзительного голоса бабули, мы проносимся по главной городской улице и ныряем в кусты. Вслед нам несется рассказ о том, как  бедные горожане собирали воду во все возможные отверстия (в том числе и те, что давно определены археологами как склепы-гробницы на территории культовых сооружений!)

Лесная дорожка, под которой лежит еще не раскопанная часть городища. Исследовательские раскопки здесь проводились несколько раз, но судя по всему, работы будущим индианам джонсам предстоит еще много. Потом попадается квартал «новодела»: из собранных камней кто-то пытался сложить постройки на месте старых фундаментов. Это что-то новенькое, не припоминаю я в прошлые годы такого безобразия. Совсем как в старом анекдоте: провели субботник в ленинских местах, снесли старый «шалаш» и построили на его месте новый добротный коттедж, в котором он жил! 

Блуждания по тропинкам приводят нас к руинам сооружения, в котором четко угадывается храм. Полукруглые апсиды, одинокая уцелевшая колонна с византийским крестом. Это остатки центрального городского храма — базилики, построенной согласно оценкам ученых в 7 в.н.э. Древнее сооружение, близкое по стилю даже не к византийскому а к сирийскому стилю. Исследователь Эски-Кермена Ф.И. Шмидт соотносит его с постройками Коммагены — азиатского государства на берегах Евфрата, между Арменией и Сирией, что в принципе допустимо, поскольку пещерные города Крыма больше ориентировались  на Византийскую империю, чем на соседний Херсонес.

Базилика выглядит монументально и поддерживает версию о том, что Эски-Кермен был крупным для своего времени городским центром. Потому что долблёные в скалах норы-кельи как-то не позволяют разгуляться воображению, скорее представляя первобытных людей в драпировках из шкур, чем граждан страны Дори. Хотя пещерные строения в центральной части Столовой горы также поражают монументализмом: выполненные в нескольких ярусах, с лесенками и балконами — не иначе, дома состоятельных горожан.

На крыше одного такого дома мы и устроились с нашими масленичными играми — блинчиками да плетеной из собранной по пути соломки зимой-Мореной. Крошечный костерчик в каменной чаше древней винодавильни вспыхивает моментально, и всё вокруг затихает, словно сопровождая в огонь ненужное и отжившее за год. Перезимовали, прожили, пришла весна, отворяй ворота. 

И хоть верьте, хоть нет, буквально через четверть часа после нашего мелкого языческого баловства серые тучи расползаются, как рваное одеяло; солнце пригревает так, будто уже действительно настал звонкий зеленый апрель. Солнечными брызгами вспыхивает цветущий кизил, просыпается всякая летучая живность, а поляны подснежников начинают тихонько вызванивать хрупкую мелодию на своих фарфоровых колокольчиках. Да что там, даже сон-трава просыпается и выглядывает на свет из мохнатого бутончика. 

Сравните две панорамы окрестностей балки Текме-Таш - до и после - разница, по-моему, очевидна!

 

Дорога назад вдоль обрывов горной гряды Кара-Коба тянется в сплошном ковре из подснежников, сменяющихся крокусами и опять переходящими в подснежники. 

А вот на повороте к турстоянке Пятая балка нас ждал стоп-контроль. Пара «таможенников», едва закончив досмотр имущества трех почтенных дамочек-походниц, сразу же переключилась на нас. Пришлось выворачивать рюкзаки и откупаться остатками колбасы!

Но и это еще не всё. Уже на самом спуске по скользкому белому серпантину в Шульскую долину на одном из поворотов мы подверглись настоящему разбойному нападению. Мохнатый Робин Гуд в элегантной манишке и белых перчатках выскочил на нас из засады с воплем «жизнь или сосиска»!!! Пришлось отдать последнюю сосиску — жизнь всяко дороже! За это нас торжественно под охраной сопроводили почти до самого выхода и наверняка по кошачьему телеграфу передали в село: «эта группа проверена, можно пропускать» - по крайней мере на остановке с нас мзды уже никто не потребовал. Разве что за билет на автобус пришлось заплатить, но это же не колбаса, а какие-то железные кругляшки :)

Так что, уважаемые господа туристы, если только вам дорога ваша жизнь, в путешествиях по затеряным городам и лесным тропам держите в кармане рюкзака запасную сосиску — никогда не знаешь, где тебя настигнет всевидящее око и цепкая лапа этих тайных хранителей путей!

И ещё немного Шульской долины:

 

-      на Эски-Кермене  зимой

 

- в гротах Зангурма в летнюю жару

 

-      на Шулдане  в дождьпод солнышком и в подснежниках

 

-      на Челтер-Мармара по весне

 

-    еще больше сон-травы на плато Кара-Коба и храм Донаторов раз и еще раз...

 

...Вернуться на Крымские путешествия.

Контакты:

e_sol@ua.fm