Пещерные города и сооружения – храм Донаторов.

Количество записей в моем походном дневнике растет, и пропорционально уменьшается число мест и достопримечательностей, которые мы ещё не посетили. Однако же, пока еще можно отыскать точку на карте, куда мы по тем или иным причинам до последнего времени не добрались.

 

Взять хотя бы древний пещерный город Эски-Кермен. Как выяснилось, удобно расположенное с точки зрения пешеходных маршрутов место, интересное как с исторической, так и с эстетической точки зрения - чего стоят только цветущие персики у подножия скалы - или фантастическая череда гротов Зангурма на противоположной стороне балки... Так что Эски-Кермен обхожен нами со всех возможных сторон. Чего нельзя сказать о двух соседствующих с ним сооружениях примерно той же до-османской эпохи 12-14вв. Я говорю о Сторожевой (или как её ещё называют – Девичьей) башне Кыз-Куле и небольшом культовом сооружении «Храм Донаторов». О башне расскажу в свое время отдельно, на очереди храм Донаторов. И если с поисками самого Эски проблем не возникло ни разу, то прилегающие к городищу сооружения так и норовили скрыться от наших пытливых взоров. Но обо всём по порядку.

Скала  Череп - вид на макушку
Скала Череп - вид на макушку

Храм Донаторов расположен на одинокой скале с символичным названием Череп (на самом деле Кильсе-Кая – Церковная скала) в балке Черкез-Кермен – соседнем урочище от Эски-Кермен. Соответственно, для автоводителей удобно будет добираться сюда через поселок Красный мак по старой дороге, ведущей в балку Черкез, с той её стороны,  которую как раз и  контролировали дозорные на башне Кыз-Куле. Наша группа же обычно чересчур многочисленна для автомобиля, во-первых, а во-вторых в сегодняшних планах кроме древних культовых сооружений значится фотоохота на сон-траву!

Шульская долина и окрестности. Тонкой белой линией на фото выглядит Севастополь.
Шульская долина и окрестности. Тонкой белой линией на фото выглядит Севастополь.

…В прошлом году мы совершенно случайно обнаружили огромные заросли этих дивных мохнатых цветочков на плато Кара-Коба, откуда помимо дивных видов на Шульскую долину, открывается подход к двум интереснейшим действующим пещерным монастырям – Шулдан и Челтер-Мармара. И теперь заряженные фотоаппараты только ждали первых признаков весны, чтобы махнуть на фотосессию на плато.

Подъем к монастырю Челтер-Мармара - дорога к храму не бывает лёгкой!
Подъем к монастырю Челтер-Мармара - дорога к храму не бывает лёгкой!

Согласно всем военным стратегиям предварительно провели короткую разведку: нагрянули в Челтер-Мармара привычным маршрутом – в лоб по склону, заросшему буйно цветущим кизилом. Убедились: сквозная дыра в скале и лестница к ней за зиму никуда не делись, «в Багдаде всё спокойно», монастырский страж  спит  на своей дозорной площадке, трудолюбивые послушники городят из дощечек какую-то хозяйственную утварь, в сон-траве пасутся кони… На следующий день уже, основательно подготовившись, повторно взяли штурмом плато, отстегнули дань ветчиной проснувшемуся часовому и по накатанной колее двинулись на северо-запад вдоль края скал Кара-Коба.

Сон-трава (она же анемон, ветреница или прострел раскрытый) – включен в добрую полудюжину Красных книг бывших союзных республик. Лекарственное и отчасти мистическое растеньице  с совершенно фантастическим экстерьером. В течение года его практически незаметно на фоне ароматных  травяных зарослей плато, и лишь на короткое время, в самом начале весны, появляются из земли мохнатые комочки, из которых проклёвываются похожие на крошечных осьминожков бутоны, а потом - неожиданно яркие, фиолетовые с желтым, цветы, одетые в мохнатые шубки. 

Целые поляны этих мохнатиков, светящиеся серебряным в контровом освещении, - нереальное, фантастическое зрелище. Именно так, мне кажется, должна выглядеть иллюстрация  к повести К. Саймака «Всё живое – трава» - про попавшие на Землю из космоса разумные лиловые цветы.

Путешествие к храму оттягивается, поскольку все фотографы при виде пушисто-сиреневых зарослей мигом теряют волю, превращаясь из потомков homo erectus в четвероногих, а потом – и в пресмыкающихся, и длительно возлегают над каждым живописным кустиком. Наконец осознав риск разрядить аккумуляторы и остаться до конца дня с одними смартфонами в качестве фотоаппаратуры, мы с усилием отрываемся от цветочков и двигаемся дальше на северо-запад. 

Дорога по плато – сейчас часть Большой севастопольской тропы, чему через некоторые промежутки встречаются подтверждения в виде дорожных столбов-указателей. На одном из них, в дополнение к официальным меткам направлений, от руки добавлен указатель на Храм Донаторов. Попробуем последовать ему. В прошлый раз на Кыз-Куле свернули точно также по стрелке – попали в чащу, изрядно провозились в дебрях, вышли вместо тропы на обрывы…приключения, куда ж без них. Сегодня левосторонний тропизм тоже не прошёл стороной – ходящего и ездящего народу нынче в лесах не счесть, от того, вместо имевшейся раньше пары тройки тропинок, теперь их целая сеть. 

Один неверный поворот – и мы вместо окраин Черкез-кермен оказываемся на свежей просеке для новенькой ветки газопровода. Совершив плановый обход объектов газового хозяйства, ныряем обратно в лес и по давно устоявшейся традиции ломимся напролом через редколесье, по щиколотку проваливаясь в прошлогоднюю листву. Минут двадцать лесом,  находим потерянную тропу и достаточно быстро (всего одного шмеля по дороге отсняли) выходим на спуск в Черкез-Кермен. Уютная, очень солнечная и зеленая балочка, с обеих сторон окруженная белесыми скалами загадочных очертаний. 

В корнях раскидистого фундука журчит родник. Согласно карте, тут должно быть еще два родника с общим названием Аирын Куючихлары – место хорошо снабжено водой, по крайней мере в сезон.

Как и все горы этого района, сложены они из останков первобытных моллюсков. Ветра и дожди хорошо поработали после подъема гор на поверхность из моря Тетис, в результате чего образовались причудливые силуэты, гроты и каменные навесы. В таких гротах располагаются пещерные монастыри Шулдан и Челтер, а также кельи их обитателей. Такие скалы-останцы сформировали характерный облик гряды Каралезских сфинксов. Да и жилища обитателей Эски-кермена легче было долбить в мягком известняке, чем где-либо. 

Кстати сказать, пещерная жизнь в Крыму не прекратилась и в наше время: вот например в одном из гротов в балке Черкез кто-то устроил себе обиталище. Чуть ниже находим еще один родник – в отличие от первого, благоустроенный.

 

А в самом центре урочища громоздится самодельная юрта с такой же примитивной «летней кухней» в стиле хиппи. Шумно и весело тут должно быть в теплое время года!

Однако юрта и плетеные «ловцы снов» - не главная достопримечательность этого места. Первоцветы! Подснежники. Весь склон усыпан крошечными фарфоровыми колокольчиками. Ветер разносит тончайший аромат, в котором ныряют первые в этом году бабочки. На некоторое время мы зависаем над дивным зрелищем этих цветочных зарослей и лишь чуть погодя вспоминаем про нашу сегодняшнюю цель. Она наверху. Туда ведут весьма условные ступени по земляному склону, которые на вершине Кильсе-Кая превращаются в крошечные каменные уступы в гладкой макушке «Черепа». 

...древние дороги и ступени всегда привлекали мое внимание и запускали буйное воображение: сколько же людей прошло здесь передо мной. Эти камни топтали древние воинские сандалии, охотничьи сапоги, какие-нибудь плетеные монашеские лапти, вышитые женские башмачки. Цветные картинки накладываются на небогатый красками ранне-весенний пейзаж. Представляешь глядящих вдаль дозорных, всадников на горизонте, поскрипывающую повозку работяги-земледельца... легкие тени призраков прошлого скользят следом за мной. 

Остатки фрески предположительно 12-13 в.
Остатки фрески предположительно 12-13 в.

Храм Донаторов скрыт в огромной глыбе Кильсе-Кая. Его практически не видно снизу из балки, да и здесь наверху небольшой проход открывается только тогда, когда уже подойдешь почти вплотную. Если кто-то до сих пор представлял себе храм монументальным сооружением в стиле византийских базилик древнего Херсонеса — спешу разочаровать. Это маленькая семейная часовня, целиком вырубленная в камне, наподобие известного Храма трех всадников под Эски-Керменом. Впрочем, вырубленная в соответствии со всеми правилами культовых христианских сооружений. В плане просматривается алтарь на небольшом возвышении с углублениями по бокам, где вполне могли быть установлены царские врата.  Справа и слева условно отграничены «нефы», а барельефы колонн вырублены в боковых стенах, образуя арки, в которых когда-то находились фрески. Часть фресок позже была похищена, часть просто разрушилась со временем, но даже сохранившиеся остатки позволяют представить, насколько красивым был храм, весь украшенный ручной росписью. 

Согласно данным исследователей, заставшим храм в более ранний период, на  боковой стене у входа была изображена предположительно семейная пара, обеспечившая его строительство. Донатор (donate) — даритель. Как и большая часть культовых сооружений, данный храм был построен на средства местного феодала, возможно правителя. Возможно для себя и своей семьи — размеры помещения не предполагают обширного круга паствы. На противоположной стене в рамке цветных арабесок располагались христианские персонажи. В частности упоминается изображение Георгия Победоносца. А вот алтарная сторона храма весьма необычна: сохранившиеся документы утверждают, что в центре её находилось изображение младенца в чаше, окруженного ангелами и святыми со свитками. Это - один из традиционных способов изображения святого Грааля. И вот тут начинается самое интересное. 

Грааль. Cогласно первоначальному своему значению — это чаша, в которую последователи собрали кровь распятого Спасителя, отчего чаша приобрела не только символическое значение, но и магические свойства, часть из которых могла перенести на владеющего ею, но лишь на того, кто был достоин такого дара. Во времена крестовых походов чаша Грааля была утеряна (или надежно скрыта хранителями) однако поиски ее не прекращаются и в наше время. Так, Грааль был одной из целей легендарной организации  Анненербе.

 

Другим классическим изображением Грааля как раз и есть чаша с младенцем, то есть ясли или колыбель Спасителя рожденного, когда ему пришли поклониться цари-волхвы. Такие алтарные росписи были обнаружены не только в храме Донаторов, но и в других храмах пещерных городов Эски-Кермена, Мангупа и даже Инкермана. Концентрация Граалей на сравнительно небольшой территории необъяснимо удивительна. И становится ещё удивительнее, если добавить к ней еще несколько фактов как то: во многих крымских легендах упоминается золотая колыбель. Она хранилась в одном царском роде, и когда великая смута пришла в крымские земли, последние защитники золотой колыбели надежно спрятали её в пещере до прихода героя, достойного владеть сокровищем. Караимские предания в свою очередь гласят, что когда колыбель будет вновь обретена, в ней родится спаситель, который принесет благоденствие и мир на землю. И если теперь задать вопрос, что же было изображено на эмблеме крымского княжества Феодоро — не поверите: золотая чаша-колыбель... Вот так загадочно переплетаются с народным фольклором религиозные верования. Вполне возможно, что сверкающий неземным светом волшебный сосуд до сих пор ждет своего героя в одной из крошечных пещер в белёсых известковых скалах юго-западного Крыма. Однако для его поисков потребуется как минимум действующий экземпляр машины времени и помощь заслуженного специалиста по Граалю — профессора Генри Джонса-старшего J. Тогда как толкователи священных текстов всё чаще приходят к выводу, что поиски святого Грааля — это поиски божественного света и внутренней цельности внутри себя. Свой Грааль с волшебными дарами лежит в сердце каждого, надо только отыскать его.

Возможно, за этим и приходят сюда редкие паломники, каждый по-своему представляя путь к истине. Кто-то читает тексты Ветхого завета, кто-то оставляет монетки в дар богородице, ещё кто-то предпочитает творить обращение к небесам прямо под лучами солнца!

А нам пора возвращаться обратно в городскую жизнь – через просыпающийся весенний лес, через поляны дружно кивающих на прощание подснежников и заросли фантастических лиловых пришельцев из дальнего созвездия Гончих Псов.

Пещерные города в ближайших окрестностях:

- Эски-кермен;

- Монастырь Челтер-мармара;

- монастырь Шулдан;

- гряда красивых гротов со звучным названием Зангурма

 

- Поиски Грааля в фотопроекте Gudwin

 

 

назад в Крымские путешествия...

Контакты:

e_sol@ua.fm