Крокусы, партизанская землянка и речка Бага

Есть у нас такая негласная традиция: если хочется пойти погулять на природу, но не знаем, куда же именно нам хочется, мы идем на Багу!

Скромная речушка Байдарской долины возле села со смешным названием "Новобобровка" привлекательна практически в любое время года и при любой погоде. Однажды нас сюда занесло даже в бесснежную январскую хмарь - и то нашли чему порадоваться. А сейчас уже почти весна - у окрестных котов, по крайней мере, стопроцентно весна.

Вот собрались мы нашей традиционной компанией, приехали в Новобобровку и пошли весну искать. Первым делом нашли весеннюю распутицу - эпичную грязь, растоптанную местными коровами, свинюшками и джипами наезжими.

Выше по склону дело пошло веселее. Сквозь прошлогоднюю листву стали проглядывать первые подснежники, а на солнечных склонах каньона вспыхнули золотистые звездочки крокусов. Восторгу фотографов просто не было пределов - мы эти крокусы с подснежниками отсняли и так, и этак, и сверху, и снизу... и еще на мобильный телефон :)

Кроме крошечных первоцветов ещё мы нашли грибы. Несъедобные (и мы их даже не попробовали, только отфотографировали!). Зато очень красивые.

И встретили уже проснувшуюся бабочку. Бабочку! В феврале!!! Чудеса, да и только!

Бага нас удивляла всю нашу вдоль неё дорогу: такой звонкой, говорливой и бурной мне её, пожалуй, доселе видеть не приходилось.

Каскады и перекатики, пенные кружева и мелькание солнечных зайчиков.

Весенние разливы, с их звонким журчанием и бульканьем под аккомпанемент птичьего пения да при солнечной погоде - зрелище весьма успокоительное. Если б не одно но: периодически через эти речушки и ручейки приходится переправляться с берега не берег. Ох и напрыгались же мы с палками да по камешкам! Пару раз даже временную "понтонную переправу" из подручных средств наводить пришлось!

Наградой за наше упорство нам был водопад. Не масштабный, конечно, как какой-нибудь Учан-Су или хотя бы Козырек, но как положено водопаду, вполне себе бурный, пенный и искрящийся.

А вот после водопада пошли приключения (обычно без них у нас также ни один поход не происходит).

На повестку дня на привале был вынесен классический вопрос: что делать? Идти назад прежним путем или двинуться вперед и в горы, тенью промелькнуть мимо лесного кордона Ай-Димитрий, обойти уже известную нам гору Сюндюрлю и по другому её склону скатиться к пещере. Поскольку повторно сплавляться через речку по наспех набросанным корягам и камешкам путешественникам не захотелось, приняли решение идти в гору, благо дорога вверх катилась широкая и укатанная.

Потом на этой дороге появился снег.

Мы шли дальше, а снега становилось всё больше! Пока наконец не пришлось пробираться в нём по щиколотку!

Солнце ушло в тучи, птицы замолкли, крокусы исчезли, вокруг серо-белый унылый пейзаж, хлюпанье под ногами. Настроение соответствующее.

А главная печаль - что не удалось избежать речных переправ! Выше по течению Бага совершенно распоясалась-расплескалась и текла многочисленными ручейками в местах совершенно не предусмотренных секретной картой Генштаба СССР! Еще полдюжины раз переправившись вброд и изрядно намочив обувь, мы наконец выбрались к человеческому жилью.  Диспозиция напоминает старый анекдот: внизу у ручья партизанская избушка, выше у озерца кордон лесников. "Понедельник - партизаны выбили немцев из избушки лесника; вторник - немцы выбили партизан из избушки. Среда - пришли партизаны погнали немцев, четверг - пришли немцы... Пятница - пришел лесник и выгнал всех к чертям вон из лесу!"

На самом деле землянка - это восстановленная энтузиастами из посёлка Черноморское реконструкция одной из баз Ак-мечетского партизанского отряда, действовавшего на территории урочища Ай-Димитрий в конце 1941 - начале 1942гг. Краткая история отряда изложена одним из участников реконструкции здесь...

От землянки примерно минут 40 ходу до кордона Ай-Димитрий. На пути попалось несколько табличек, запрещающих охоту в этих местах, да и вообще их посещение, но мы удачно избежали встреч с лесниками и ушли оттуда (как нам кажется) незамеченными. Совершенная глушь, даже мобильная связь не ловит, тучи, дикий лес, озеро... и люди тут как-то живут. Уму не постижимо!

Еще полчаса хлюпанья по сырым кочкам, еще одна переправа - и наконец дорога начинает уходить на перевал к развилке дорог. Влево отсюда водопадом с романтическим названием "Терновая Роса" начнется красивейший Узунджинский каньон, который в свое время мы прошли практически весь целиком. Возможно, нам стоило сбегать посмотреть на полноводную Росу, однако мы и так изрядно припозднились. Поэтому пришлось ограничиться созерцанием солнечной "дырки в небе" над каньоном и завершить свой хоровод вокруг Сюндюрлю.

Дорога дальше проста и известна. Вправо возле турика поворот к красочной пещере Сюндюрлю-Коба. Вниз же мимо оленьей кормушки тропа пойдет в деревню.

Над нами снова ясно, Чернореченское водохранилище ртутно отблескивает под солнцем, снизу слышится перезвон коровьих колокольчиков, а по склонам меж подсохшего чабреца и стеблей ковыля гуляет уже вполне весенний теплый ветерок.

А самое главное - кругом опять цветут крокусы! Вот так мы совершили путешествие из весны в зиму и обратно. На всё про всё ушло 2 литра чая с бутербродами, 5 пар подмокших носков, 6  с небольшим часов пешего ходу и всего 13 км!

И кстати сказать настоящие фотографы на такие мелочи, как грязи и мокрый снег вообще внимания не обращают, занятые исключительно выдержкой, диафрагмой и высокими материями. И фотографии у них соответствующего уровня, и слов меньше, а больше дела, и весна уже пришла по их календарю окончательно и бесповоротно. Можете убедиться сами... ссылка Севфотоблог...

Еще прогуляться по Баге...

Спуститься в каньон Узунджи...

Вернуться на Крымские путешествия...