Препарация фильма "Прометей" (ХХ век Фокс, 2012г)

 Вернулась с просмотра долго ожидаемого фильма Ридли Скотта «Прометей». Сейчас пока ничего не позабыла, пробегусь по свежим впечатлениям.

 Вводная. Фильм был обещан, как пред-пред-предыстория знаменитейшей фантастической франшизы «Чужие». С момента выхода первого фильма «Чужой» прошло аж целых 33 года (посчитала – и сама удивилась!), пока Р.Скотт наконец приготовился побаловать поклонников новым фильмом из популярной серии. Наконец-то мы узнаем, откуда взялись в нашей галактике такие на редкость отвратительные твари, что с ними никто даже не пытается установить контакт (как-никак инопланетный разум), а сразу развязывает противостояние. Скажу сразу: я не являюсь страстным фанатом вселенной «Чужие». Меня вообще сложно отнести к ярым фанатам кого- или чего-либо, но если уж касаться великого мира кино, то я скорее проголосую за вселенную «Звездные войны». Хотя также соглашусь с тем, что «Чужой» - это все же классика фантастического триллера, достойная ре-просмотров, даже 30 лет спустя. Но это мое личное, как говорится ИМХО, а на вкус и цвет, как вы знаете… Поэтому многочисленные поклонники приключений зубастых-черепастых пришельцев с серной кислотой вместо крови ждали выхода «Прометея» едва ли не как второго пришествия J. При всем при том, что этими самыми фанатами и поклонниками мир «Чужих» исследован и препарирован досконально. Не побоюсь сказать, что поклонники обычно знают об объекте своей горячей любви гораздо больше, чем сам режиссер-создатель. А если им дать немного железок и подкинуть какой-нибудь б/у-шный ионный двигатель, то и звездолет состряпают в гараже в свободное от работы время (вот, ознакомьтесь - замечательная подборка техдокументации).

 Но не будем о фанатах, вернемся к фильму.

 В целом впечатления от него остались не такими уж плохими. То есть я не плевалась от возмущения на каждом углу. Но это скорее благодаря спецэффектам и в частности знаменитому ныне 3Д, а также благодаря тому, что шла на просмотр, как на возможность понаблюдать красивую космическую картинку, а отнюдь не за новым откровением в великой саге. Так что свои ожидания я оправдала, но не более того.

 Действительно, поначалу из кинозала выходишь порядком пришибленный взрывами, полетами, скользкими тварями, летящими в твои 3д-очки осколками, брызгами и вспышками пламени из огнемета – спецэффекты внимания достойны. И достойны большого экрана и стерео-очков. Потом начинаешь осмысливать обозренную картинку и понимаешь, что ничего такого, чего стоило вынашивать 30 лет и три года, в фильме не обнаружено. На поверку под электронным микроскопом образец оказался стерильно чист от всяких сногсшибательных идей и открытий и (да не убьют меня фанаты валенками и гнилыми помидорами) склеен из многочисленных кино-штампов, предсказуемостей и ожидаемостей.

Сюжет можно изложить парой предложений и это не будет спойлером.

 Ученые обнаруживают древний артефакт, который приводит их в таинственное место, где их встречают вредные для человека «продукты жизнедеятельности» внеземной цивилизации. Герои борются со своим «открытием» ценой собственных жизней. Всё!

 В эту немудреную картинку вложены едва ли не все штампы, которые я смогла вспомнить по фантастическим фильмам, как-то:

- дошедшие из глубины веков загадочные рисунки-карты, ведущие в строго определенную звездную систему,

- высокоразвитые пришельцы с далеких планет,

- темные, мокрые и ужасные подземелья-лабиринты, служившие исследовательской лабораторией высокоразвитым пришельцам (почему они не захотели отстроить себе лабораторию покомфортнее, а сидели в этой гномьей норе – мне не понятно! Но в этом фильме мне еще много чего не понятно)

- блуждание по этим темным лабиринтам вместе и поодиночке

- заражение неведомыми бациллами честных ученых-землян

- богатый денежный магнат, щедро спонсирующий полет, но при этом преследующий свои совершенно не исследовательские цели…

 Не обошлось даже без традиционной «шутки» всех злобных пришельцев, прячущихся в темных коридорах: когда главный герой на цыпочках крадется навстречу злобно рычащей неизвестности, подбирается, готовит оружие, прислушивается… БАМММ!!! – склизкая лапа/щупальце/конечность с размаху лупит по отделяющей от героя двери/окну/перегородке, заставляя его подскочить, а зрителей подавиться попкорном!

 В конце фильма, тоже в соответствии с законами жанра, все умерли. Пришельцев настигла недобрая «пришелицкая» смерть, ибо задумали они нехорошее - посягнули на планету Земля во главе с непобедимыми Железным человеком и Брюсом Уиллисом… брр, это меня немного не туда занесло. Здесь нет ни Железного человека, ни Крепкого орешка, но смысл тот же. Герои погибли – тоже по законам жанра: отрицательные глупо и бездарно, положительные – героически, с музыкой и фейерверками… а у последнего выжившего осталась важная миссия, из которой впоследствии можно будет соорудить очередную серию фильма.

То есть обсуждать здесь сюжет – бесполезное дело. Диалоги – увольте, какие могут быть диалоги в фантастике со спецэффектами?! (хотя тех же «Мстителей» перепалки персонажей существенно спасают). Пройдемся тогда что ли по персонажам. Их набор целиком в моей голове не особо уложился, да они, если честно и не старались. Поэтому опишу запомнившихся.

Что надо для традиционной завязки фантастического фильма с чудовищами? Конечно же ученый, фанатик своего дела. Лучше если их двое. И еще лучше, если они не только страстно влюблены в свое дело, но и друг в друга. У нас есть пара влюбленных археологов, которые собирают по миру недалекого будущего (2089г) наскальные надписи.

С парнем всё было предельно ясно с самого начала. Поскольку его рожица не присутствовала ни на одном из постеров, то сразу ясно, что он нужен лишь на то, чтобы помочь разыскать инопланетянскую базу, быстренько там чем-то заразиться, умереть в муках на глазах у своей коллеги…ну и своей смертью подарить исходный толчок к продвижению сюжета. На нем не задерживаемся.

Барышня (Наоми Рапас) переживет всех, включая своих коллег и жутких пришельцев. Это также было ясно из тех же многочисленных постеров и из классики жанра: кого же оставлять в живых, как не умную, целеустремленную, молодую даму, которая ничего плохого своими руками не создавала…ну разве что затащила громадный звездолет с исследовательской командой в жуткую Тмутаракань на всеобщую погибель.

Кстати целеустремленность этой ученой в процессе просмотра вызывала у меня серьезные сомнения: она так быстро переключала свои приоритеты и переориентировывала систему ценностей, что я за ней просто не успевала. Вот она с горящими глазами разыскивает древние фрески-свидетельства присутствия на земле внеземной цивилизации. Более того, ее устремленности и фанатизма хватает, чтобы убедить престарелого мультимиллионера снарядить огромный космический корабль на поиски этой цивилизации. Когда же цивилизация была найдена, но в воздухе «запахло жареным», целеустремленная учёная ударяется в панику: здесь страшно, мы всё бросаем и убираемся отсюда домой. Еще чуть позже все с тем же фанатичным блеском в глазах она кричит: мы нашли зло, его надо не исследовать, а немедленно уничтожить до основанья. …И ведь ей верят! Даже наемник-капитан корабля ей верит и соучаствует! А потом в финале она с загадочной улыбкой сообщает, что идет искать этих пришельцев заново!!! Мол, у нее к ним есть пара вопросов, а потом она их всё-таки уничтожит…в одиночку J… Ну почти в одиночку. В общем, суматошная барышня. Порой своими рыжими кудряшками она слегка напоминает Сигурни Уивер в оригинальном фильме, но дальше кудряшек дело не пошло, ибо до целеустремленности Элен Рипли ей копать и копать…снегоуборочной лопатой J. Та как поставила целью разнести всех пришельцев вдребезги и пополам, так и шла серия за серией к исполнению замысла. Сама. Ни на кого не рассчитывая. Собственно благодаря Рипли мне весь этот сериал и нравится. Люблю решительных женщин!

Впридачу к этой паре в фильме была еще толпа каких-то ученых геологов-спелеологов и прочих -ологов, творивших всякую немыслимую ерунду, т.е в нужные моменты уходивших в одиночку бродить по лабиринтам, терявшихся, трогавших руками всякие инопланетные пакости, успешно заражавшихся, потом мутировавших, тащивших эту заразу на корабль, и кидавшихся на своих экс-коллег с целью их поперезаразить. В результате фильму было обеспечено несколько хоррор- и несколько экшен-сцен. Заодно удалось подсократить количество персонажей.. а то куда ж такую кучу – целых 17 человек – в финал тащить?!

Следующим идет тот, благодаря кому всё это приключение состоялось – престарелый мультимиллионер Петер Вейланд (искусственно состаренный до безобразия на целых полвека красавчик Гай Пирс). Как и полагается акуле капитализма, заработавшей состояние своим изощренным умом, деньги на исследовательский полет он спонсирует, но преследует при этом свои акульи цели. Пока научные исследования этим целям соответствуют, ученые могут возиться со своими артефактами, колбами и пробирками. А когда придет нужный момент, он встанет и возьмет контроль в свои руки. Все остальные должны будут скромно подвинуться и посторониться.

Наиболее колоритный персонаж всего фильма – подчиненный Вейланда, его глаза и уши (а зачастую и руки с ногами) киборг Дэвид (Майкл Фассбендер). Судя по рецензиям, публика от него просто в восторге. И похоже есть с чего! Высоченный красавец-блондин с голубыми глазами и дивно загнутыми пушистыми ресницами, обряженный то в строгую форменку, намертво слитую с шикарной фигурой, то вообще в «скафандр» в обтяжку (ох уж мне эти передовые технологии, превращающие многофункциональный суперзащитный скафандр для высадки на неизвестную планету в слегка прорезиненное трико наподобие костюма Спайдермена). Как и подобает порядочному киборгу, наш блондин умен, силен, точен в движениях, скуп на слова и холоден на эмоции... просто не человек, а какой-то холодильник «эрикссон», родом из Скандинавии J

Впрочем, своим поведением ему действительно удалось создать вполне кибернетический образ, собравший воедино и Т-1000 из Терминатора, и Бишопа из Чужих-2 (кстати, эпизод с «говорящей головой» киборга бессовестно содран оттуда), и конечно же канон роботов всех времен и народов: трогательно-сентиментального Вертера!!!

Собственно говоря, в течение всего фильма я пристально наблюдала за этим слегка очеловеченным совершенством и пыталась разгадать, кто он такой: запрограммированный компьютер в форме человека или искусственно созданный разум, который пытается понять, чем же он отличается от своих создателей и эту разницу ликвидировать? Т-1000 или всё-таки Вертер?!

* В начале фильма, пока корабль летит в пункт назначения, а вся команда спит в анабиозе, он, помимо контроля за работой всех систем, изучения древних языков и физических упражнений (зачем они ему, при его-то синтетической идеальной шкурке?!) вдумчиво разглядывает какой-то фильм про 20-е годы прошлого века и копирует стиль и фразы главного героя. Даже прическу себе исправляет и волосы красит!!! Учится «быть человеком» и познавать наши чувства? А чуть позднее в ответ на реплику одного из членов команды:

-Тебя же сделали похожим на нас.

Преспокойно отвечает:

-Надеюсь, не слишком похожим.

* «Разочарование мне не знакомо», сообщает он о своих взаимоотношениях с человеческими эмоциями…и десятком минут спустя со вполне человеческом огоньком в глазах и восторженным изумлением на непробиваемой физиономии разглядывает пульт управления инопланетным кораблем… А уж с какой самодовольной улыбкой он усаживался в пилотское кресло – точь-в-точь школьник, которому дали порулить Камазом J

* Он выполняет абсолютно все указания своего хозяина (в том числе и совершенно преступные), но когда от него под угрозой вывода из строя требуют открыть последнее из полученных указаний, он абсолютно спокойно его сообщает… хотя при его-то физической силе вряд ли стоит опасаться угрозы со стороны женщины.

* Он вежлив, любезен и предупредителен со всеми членами команды, готов помочь в исследованиях, спасти в критической ситуации, сделать кружечку чая…и тут же подает одному из них напиток, зараженный инопланетным ДНК (похоже в него забыли встроить знаменитые «3 закона робототехники» J)

* Он с рабской покорностью надевает тапки на престарелого Вейланда и он же совершенно спокойно говорит о том, что желал бы «освободиться» от власти хозяина…а ведь еще недавно утверждал, что «хотеть – мне это незнакомо»!

* А уж с каким неподдельным любопытством он расспрашивает об отношении людей к религии, вере, любви, прочим «философским ценностям»!

В общем, на фоне остальной картонно-лубочной компании сей экземпляр заинтересовал меня не только своим шикарным экстерьером!

Ну а чтобы мужской половине зрителей было не скучно взирать на киборга-блондина, для них припасли конечно же блондинку. Шарлиз Терон играет редкостно сволочную начальницу, отправившуюся в инопланетную Тмутаракань, чтобы лично проконтролировать, куда расходуются денежки, выделенные Вейландом на исследования, убедиться, что никаких инопланетян не существует и гордо утереть нос этим восторженным фанатикам ученым. Вышло наоборот, нос утерли ей. Но в промежутках она успела порадовать зрителя исполнением отжиманий в бикини, а также мелкими издевательствами над Дэвидом и остальной командой. Честно сказать, если бы я не знала, кто в команде киборг, запрограммированный на всякие пакости, то поставила бы именно на нее, настолько «себе на уме» она выглядит, и ведет себя как совершенная машина. К тому же в середине фильма она признается, что она не просто высокопоставленный менеджер «Вейланд корпорейшен», но и дочка Петера Вейланда. Однако, откуда у столетнего старика 30-летняя дочь?! Фанаты на кинофорумах цитировали слова самого Скотта, о том, что Викерс двигается как робот, действует как робот… и строили далеко идущие планы на стычку двух роботов с взаимоисключающими программами от своих хозяев. Ан нет! Викерс весьма остроумно, доказала, что женщина она - настоящая! (по-моему это был единственный забавный диалог за весь фильм).

Ну вот, сюжет рассмотрен, герои исследованы, а количество моих дурацких вопросов к создателям ничуть не уменьшилось.

Во-первых, скажите, зачем было тащить в космос эту ораву ученых, если все их знания вполне можно было изначально «впечатать» в Дэвида и послать его одного?! Показателен эпизод, когда орда специалистов тупо таращится в запертые врата с «шумерскими» надписями.

-Дэвид, ты можешь это прочесть?

А Дэвид уже и прочел, и код разгадал, и ворота открывает…

Сидели б вы дома, господа ученые…целее были бы. Функциональность капитана корабля и двух пилотов примерно такая же.

Умолчу про то, что, едва спустившись к планете через атмосферу и плотные грозовые облака, наша команда натыкается на искомые инопланетянские артефакты моментально – без облетов территории, сканирования местности, длительных поисков – это ж примерно как ткнуть наугад пальцем в стог сена и получить в палец иголку! Оставлю это на совести сценариста.

Туда же, в эту несуществующую область отправлю вопрос, почему одна и та же инопланетная зараза, попадая на разных членов экипажа, дает разный эффект – один умер в муках и страданиях от боли и неразделенной любви, второй превратился в злобное, агрессивное и страшно сильное чудище…

А вот вопрос вопросов (от правильной трактовки которого, кстати, зависит возможность создания дальнейших продолжений) состоит вот в чём. Инопланетная раса решила уничтожить Землю (Почему? Ну не понравились мы им! Образец сочтен неудачным и подлежит уничтожению). Создала для этой благой цели в своих странных лабораториях сверхопасное оружие. Оружием выступают скользкие кальмары-переростки, которые могут ходить по земле и нападают на человекообразных (кто спросил, не проще ли было создать непобедимый вирус гриппа или облучить планету каким-нибудь излучением с орбиты, или попросить у Лукаса в аренду «Звезду Смерти» и взорвать Землю к тёмным ситхам?! Молчать! Не вашего ума дело! Инопланетный разум решил, что кальмары будут круче!) Наконец подготовка закончена. Колбы с водным раствором ДНК кальмаров заряжены в транспортные отсеки звездолетов. Маршрут проложен, звездные карты в планшеты упакованы… и тут пришельцы укладываются в анабиозные камеры и впадают в спячку, позабыв даже запустить автопилот. Если б наши не в меру любопытные ученые не прибыли на эту позаброшенную планету, не влезли в лабораторию, а из нее – в транспортный отсек, не вляпались в ДНК и не разбудили пришельца, весь тщательно разработанный наполеоновский план пошел бы буквально кальмару под хвост! Разве ж можно высокоразвитой расе полагаться на такой мизерный случай?!

Расе никак нельзя, а курившим нечто неподдающееся определению, но очень забористое сценаристам вполне можно! К тому же, когда они докурили свои косячки до конца, то вспомнили, что анонсировали нам вселенную Чужих. А где чужие? Фильм уже закончен, сейчас титры пустят. Стоп! Подождите! Полминуты сценарного времени – и из трупа убитого кальмаром инопланетянина, из самой его грудинки в лучших традициях оригинального фильма, всё в слюнях, соплях и слизи, «вылупляется» нечто. Распрямляет костлявые конечности, выпрямляется и гордо демонстрирует всемирно известный профиль – вытянутый метровый череп и двойную выдвижную челюсть. Всё! «Золотой стык» положен, обязательства выполнены. Мы вам показали, откуда произошла раса чужих.

…ох уж мне эти голливудские сказочники!!!

 

Заключение: пользоваться опытным образцом №1 нужно при соблюдении правил техники безопасности, как то.

1. Наличие большого экрана со стереовидением и стероезвуком;

2. Любовь к фантастике строго умеренная без фанатизма;

3. Сданные на период просмотра в камеру хранения мозговые центры, ответственные за логическое мышление.

Любительницам высоких блондинов пункты 2 и 3 можно опустить. Приятных экспериментов!

 

П.С. Ну а самое забавное (для меня, по крайней мере) во всем фильме – это опять же благодаря киборгу-Фассбендеру. Сейчас на кинофоруме узнала, что за фильм с таким упоением смотрел в полете Дэвид. Это знаменитый «Лоуренс Аравийский». То бишь для своего перевоплощения он выбрал Питера О′Тула, игравшего Лоуренса. Добавим немного пергидроля, гель для укладки… и у Дэвида получился результат, до умопомрачения похожий на советского киноактера Владимира Талашко!!!

Думаю, 50-60 процентам фанатов «Чужих» это имя мало что скажет. Для тех же, у кого в голове вертится фраза: «вот что-то довольно знакомое, но не помню что», подскажу: «В бой идут одни «старики»» - Сергей Скворцов. А еще Нед Ленд из «Капитана Немо». Взгляните. Это ж просто переселение душ какое-то!!!

...Вернуться на Кинорецензии...

Comments: 0

Контакты:

e_sol@ua.fm