Бред & Питт (краткие мемуары по World War Z)

Война Миров Z
Война Миров Z

Поздравляю, вот мы с вами и дожили до пророчества очередного апокалипсиса от адептов «важнейшего из искусств». Вроде бы удалось уже перешагнуть знаковую дату  “21.12.2012”, но тема конца света себя явно не исчерпала.  Фабрика грёз и кошмаров так и норовит добавить капельку адреналина,  припугнуть и взбодрить человечество, плещущееся на волнах высоких технологий и благодушной сытой жизни. Берегитесь! Грядет Мировая война – война “Зет” - c  таким предупреждением стартовал блокбастер летнего сезона 2013 со 150-миллионным бюджетом World War Z (в устах наших переводчиков превратившийся в «Войну Миров Z»).

Кратко о сюжете: неизвестный молниеносно распространяющийся вирус заражает людей, превращая их в дикие агрессивные и трудноубиваемые существа (aka «зомби») . Планета погружается в пучину хаоса, число зараженных растет в геометрической прогрессии... и только один ООН-овский аналитик способен расправиться со злобным вирусом и спасти «мир во всём мире».

Ну как? Не слишком похоже на сюжет двухчасового фильма. Скорее — на «вводную» к компьютерной игре, что-то типа HalfLife или ResidentEvil. Но если в компьютерную игру главгерой вступает практически безоружным с минимумом функционала, добывая в процессе всё необходимое для решения квеста, «прокачивая» способности и зарабатывая пункты «жизней» и «здоровья», то герой WWZ — явно злостный читер. Он изначально получает бесконечную жизнь, бесконечный боезапас и статус на уровне члена тайного мирового правительства, в результате ему без возражений поставляется всё необходимое: данные, пароли, явки, доступ к требующимся объектам, самолеты, охрана и даже лекарство в аптеке. Ах да, я совсем забыла упомянуть, что наш неубиенный ни об дверь, ни об стенку герой — Брэд Питт! Он конечно не Крепкий орешек, чтобы вот так походя спасать мир, но «Мистеру Смиту» тоже многое может быть позволено.

Брэд Питт с первоисточником "Войны.."
Брэд Питт с первоисточником "Войны.."

Сооружено сие творение по мотивам одноименного романа Макса Брукса. Не буду врать, первоисточник лично мной не читан, отзывы же на него расходятся в тональности. И всё-таки большинство сходится во мнении, что Брукс — это вам не Пол Андерсон и далеко не Айзек Азимов :). В принципе это не смертельно: в Голливуде, при «овеществлении» книжных историй на экран из них попадает несколько главных героев и (если очень повезет) — эпоха. Остальное — на вольное усмотрение сценаристов, которые при наличии таланта могут сделать мега-фильм даже из непутевого комикса.

В нашем случае всё происходило гораздо сложнее. Первым сценаристом WWZ был Джо Стражински, который написал достаточно близкий к книге и интересный для реализации текст. Но продюсеры порыв не оценили: сценарий Стражинского предусматривал рейтинг R - жесть, мрак и хоррор. Кинокомпания (очевидно перепугавшись не на шутку) его работу отвергла, решив, что фильм должен иметь рейтинг не выше PG13 (т.е для детей от 13 лет под присмотром родителей — семейное кино). Вот тут-то и пришел к детищу Брукса весьма известный пушной зверь :) ибо кто может представить, что на кино о пожирании мира зомбо-тварями будут ходить семьей с дитями летним воскресным утром!?

Один из первоначальных постеров - война Z в России
Один из первоначальных постеров - война Z в России

Однако с держателями кошелька спорить сложно. Для утрамбовки фильма в прокрустово ложе продюсерских требований был приглашен Мэтью Карнахан, который недолго думая написал такую непроходимую чушь перед которой меркнут даже «шедевры» эпохи холодной войны. Война с зомби в метровых снегах, покрывающих Красную площадь.   Мародерствующие русские солдаты, много русской водки и один храбрый американский агент. Такая развесистая клюква подошла бы для середины 80-х прошлого века, но в 2013м пьяные русские с гармошкой - это уже моветон! Удивительнее всего то, что режиссер и продюсеры не вытолкали г-на Карнахана в шею сразу по прочтении его нетленки, а рванулись снимать по ней кино. Осознание пришло уже на этапе монтажа: Holy shit, это реально Бред... т.е Брэд, но всё равно бред! Отснятое едва не полетело в мусорку. Но ведь изначально проект вызвал такую шумиху, Брэд Питт наперегонки с Лео ди Каприо оспаривали права на его реализацию. Рекламная кампания давно запущена. Мосты сожжены и отступать некуда. Премьеру WWZ перенесли, выделили дополнительных денег и вновь взялись кроить сценарий. Теперь на борьбу с ним пригласили Деймона Линделофа и Дрю Годдарда. Герои засучили рукава и, неоднократно поминая всуе своего графомана-предшественника, как могли подлатали текст с учетом того, что материал-то фактически весь снят! За 7 недель пришлось заново переснять последнюю треть фильма (то-то зрители не перестают удивляться, куда делась коронная фраза из трейлера «Это Россия!») и еще ряд сцен из первой половины, для обозначения у повествования логической составляющей. После чего этот франкенштейн от кинематографии был собран воедино и пущен в прокат, где он даже ухитрился добиться успеха и положительных отзывов у некоторых зрителей.

Первоначальный мрачный концепт WWZ
Первоначальный мрачный концепт WWZ

Дальше я собираюсь разобрать WWZ подетальнее.  Тем, кто хочет сохранить беспристрастность перед просмотром, рекомендую на этом абзаце остановиться и сходить за собственными впечатлениями. Потом сравним их вместе.

 

Итак, Война Миров, Брэд Питт, зомби, 3D и рейтинг PG13.

«Война миров» - это опять же идея локализаторов, т.к дословно (да и по сюжету) всё-таки здесь именно война на планете, т.е «мировая». Однако переводчикам видимо, что Г.Уэллс, что М.Брукс, что Т.Круз, что Б.Питт, «что совой об пенёк, что пеньком об сову» - однофигственно. Поэтому имеем «войну миров». Впрочем, аллюзии с вольной интерпертацией Г. Уэллса 2006 г.р. посещали меня постоянно.

Практическая реализация замысла Стражински после применения рейтинга PG13
Практическая реализация замысла Стражински после применения рейтинга PG13

Брэд Питт подхватил из рук Тома Круза пошатнувшееся было после съемок “Миссия невыполнима-4” знамя семейных ценностей и гордо понес его с экрана в массы. Не буду спорить, отец, сворачивающий горы, небоскрёбы и летающие тарелки за родное чадо  выглядит обалдеть как трогательно. Но до чего ж навязли в зубах эти штампы! Д.Кьюсак в «2012», Д.Куэйд в «Послезавтра», Т.Круз в «Войне миров». Особняком в этой когорте стоит действительно сильная постапокалиптическая фантастика «Путь» (The Road) с Лиамом Нисоном - мастер джедай умеет играть серьезные и одновременно трогательные роли. Он ухитрился вытянуть даже первую «Заложницу». Но потом его соблазнили участием в провальном сиквеле, который можно отнести в мусорку не глядя. Вот теперь и Питт пополнил стройные ряды героических папаш. Ему правда существенно повезло хотя бы в одном: по сюжету семья у него до неприличия дружная и решать проблему отцов и детей не приходится. Зато ему в нагрузку повесили на шею на редкость страшную и изрядно староватую супругу (Мирей Инос), а уж какая она лопоухая!!! Костюмеры с визажистами в течение фильма по-всякому пытались решить эту проблему. Озарение пришло лишь в конце, когда  она вышла встречать супруга с войны, одетая в спецназовскую шапку-«балаклаву».

Мирей Инос в роли героической жены спасителя человечества :)
Мирей Инос в роли героической жены спасителя человечества :)

Зомби в фильме традиционны: плешивые, страдающие нарушением функций мозжечка, тощие заморенные создания с запущенной стадией пародонтоза. Одного не могу понять: по сюжету вирус атаковал полноценных здоровых людей; инкубационный период за несколько дней его распространения сократился от нескольких минут до 12 секунд. И как, спрашивается, за эти 12 секунд из полноценно функционирующего человеческого тела получается этакая малоаппетитная развалина?! А с другой стороны эти зомби, которые неспособны ровно пройти по коридору, не задевая углы и не сшибая болтающимися конечностями незакрепленные предметы, весьма шустро бегают. Легко догоняют не только автомобиль, но и выходящий на взлет самолет. А уж прыгают так, что Человек-паук может с зависти удавиться собственной паутиной!  Впрочем, несуразиц с этими зомбями в фильме тьма-тьмущая (начать хотя бы с простого вопроса зачем они вообще кусают всех подряд, если не едят, не пьют кровь и вообще ничего не делают?!). Да и персонажи-человеки тоже порой вытворяют такое, что просто ни в дверь, ни в окно (взять гения-вирусолога с замашками неуравновешенного подростка...эх, охота поделиться, но не буду спойлерить. Это надо увидеть вживую!). Брэд Питт, названный последней надеждой человечества, несколько бестолково носится взад-вперед по миру, а зрители наблюдают за его суетой, пытаясь понять, что же в нем такого «последнего» (не считая совершенно терминаторской неубиенности). Но если говорить честно, то актер Питт — классный, он может не только бегать по улицам с ружьем, но и сыграть эмоции, напряжение. В сцене в лаборатории, когда он готовится на себе проверить собственную же теорию и выйти один на один с несколькими десятками нежити, начинаешь действительно переживать. Хотя до этого были классические хождения по слабоосвещенным подземным белым коридорам с традиционно некстати шумящими спутниками и стандартно блуждающими в потемках зомби, которые вдруг «каак прыгнут» :). В результате зрители то нервно обгрызают ногти, то глумливо хихикают. Вот что бывает, когда пытаются скрестить классический ужастик с фильмом для семейного просмотра!

Джерри Лэнг в обнимку с "семейными ценностями"
Джерри Лэнг в обнимку с "семейными ценностями"

3Д в этом фильме нужно было с одной целью – повышения стоимости билетов и соответствующего увеличения кассовых сборов, поскольку никакой визуальной составляющей оно не добавляет. Да, имеется пара моментов: традиционный полет под дождем с несущимися навстречу капельками, не менее традиционный взрыв с осколками в зрительские очи и пара пейзажей, снятых с вертолета. Но сейчас этим не удивишь даже пятилетнего сорванца. Больше ярких сочных объемных картинок увидеть не удалось, поэтому можно смело рекомендовать смотреть фильм в обычном двумерном режиме: во-первых деньги сэкономите, во-вторых очки мешать не будут.

Однако по правде говоря, я даже затрудняюсь сказать, кому вообще можно посоветовать этот фильм. Фантастики в нём мало, экшена – тоже. Любительницы красавчика Питта будут разочарованы его неухоженной бородой и нечесаной шевелюрой. Куда девался  боевитый “мистер Смит” и элегантный Джо Блэк? Больше всего Брэд похож здесь на своего героя из «Бойцовского клуба”. Но «Клуб» не относится к любимым фильмам у девушек! Классического триллера от силы минут 10 на фильм – маловато будет. Ну и главная изюминка, на которой можно было бы выехать – трешевые сцены с зомби – провалена в глубокий погреб. Для любителей “Обители зла” и для тех, кто еще помнит “Ночь оживших мертвецов” эпохи пиратских видеосалонов, налицо явный недостаток оскаленных зубов и тянущихся отовсюду скрюченных когтистых рук. А главное — столь любимых  многими “хардкоровых” сцен, когда главные герои отстреливают многочисленную нежить сперва на расстоянии из скорострельного оружия, потом на ближней дистанции из пистолетов, и наконец решительно идут в рукопашную с использованием подручных тяжелых предметов.

Новинка сезона: летающие зомби. Спайдермен с Суперменом рыдают в уголке!
Новинка сезона: летающие зомби. Спайдермен с Суперменом рыдают в уголке!

 

В WWZ всё это упрощено и минимизировано. Зомби устрашают мирных жителей тем, что с размаху прыгают на лобовые стекла их авто, долбятся головами в закрытые двери, строят страшные рожи и щелкают редкими кривыми зубами. Массовые их атаки показаны в основном издалека и чем-то напоминают муравейник :) Никакой тебе злобной грызни, драк и откушенных конечностей.  Перестрелки также малозрелищны: гранаты просто издают громкий ба-бах и дают яркую вспышку с последующим появлением дырок в интерьере; выстрелы все сплошь как будто попадают в мешки с песком... (Операторов спецэффектов надо срочно отправить на переподготовку к м-ру Тарантино. Дядя Квентин в деталях покажет им, что делает пуля из армейской винтовки, попадающая в “непрочное соединение белковых молекул”, именуемое человеческим телом!). Если главгерою приходится идти врукопашную с ломиком-гвоздодером наперевес, камера стыдливо отворачивается в сторону и показывает нам только натужно кряхтящего Питта, якобы насаживающего нечисть на подручную альтернативу осинового кола. Ну и когда все-таки сюжет изворачивается так, что уйти без потасовки становится просто невозможно, оператор применяет секретную технику сьемки трясущейся камерой! Изображение прыгает и дергается, мелькают углы, лица и стены, тусклый свет, неясные крики...остальное домыслите себе сами в меру своей осведомленности в мире классических фильмов ужасов.

 

Немного Б.Питта - хорошего и разного 

Зомби-муравейник под Иерусалимской стеной
Зомби-муравейник под Иерусалимской стеной

Это ж надо было так испортить неплохую идею «жутика»! Клип Майкла Джексона “Триллер” и тот способен испугать гораздо больше. А всё эти семейные ценности, муху им в утреннюю яичницу!

Ну и чтобы закончить на радостной ноте. Сейчас, как говорит Задорнов, «вы испытаете гордость за наших»: из центра эпидемии Питт улетает на самолете Belorussia Airways. «Мне нужно в Кардифф!», - говорит он первому пилоту. И тот на хорошем русском отвечает: «Долетим!». Авиалиний с таким названием в Белоруси не существует, но всё равно батька Лукашенко явно приплатил за product placement всей державы :)

Если вы, прочитав вышенаписанное, всё-таки решили идти на сеанс, предлагаю вам квест «найди Хабенского». Краса и гордость отечественного кинематографа засветился в титрах, поисковики упорно выдают его фотографию на запрос о «Войне миров»...но на экране я его так и не углядела :( Может он тоже проплатил product placement?!

 

 

Вернуться на Кинорецензии...

Контакты:

e_sol@ua.fm