Такой ли Star новый «Трек».

Свершилось долгожданное и давнообещанное: «On May, 2013 Earth will fall... INTO DARKNESS»*. По всему миру прогремела премьера очередного фильма из серии «Звездный путь» - «Падение во тьму» (или в немыслимой транскрипции наших переводчиков «Стартрек: Возмездие»). Одиннадцатый по счету полнометражный фильм в рамках киновселенной StarTrek с полувековой историей. Повторно её рассказывать здесь я не буду — любители фантастики и так в курсе, для новичков вкратце я уже всё это изложила в прошлых кино-новостях, а прочим интересующимся - Гугл в помощь. Лучше пройдусь по собственным впечатлениям, сбывшимся и несбывшимся ожиданиям. Предупреждаю сразу, количество спойлеров на квадратный сантиметр текста устрашающе, но всё равно лучше один раз увидеть...

Первая серия (я по привычке называю первым фильм 2009 года, в котором началась глобальная «перезагрузка» сюжетной линии) «Звездного пути» мне понравилась. Она была зрелищной, вполне логично сочеталась с «официальной линией партии», обладала связным сюжетом. Более того, выкрутасы этого самого сюжета заставили меня на некоторое время наморщить лоб, вычисляя причины, последствия и соотношения путешествий во времени и параллельных вселенных (ну люблю я потеоретизировать на тему скачков по времени. Люблю со времен А. Азимова и П.Андерсона!). Обновленные герои смотрелись неплохо и вели себя адекватно; злодеи, для усложнения жизни героев, были снабжены супероружием и должным образом мотивированы. Перемещения героев из огня да на горячую сковородку и обратно каждые 15-20 минут перехватывали дыхание, а их диалоги радовали слух. В общем, у режиссера Дж. Дж. Абрамса вышла бодренькая и красивая космическая опера. Пусть в ней несколько потерялся главный лозунг «Звездного пути»: «Смело отправляться туда, где не ступала нога человека». Но мы великодушно сделали автору послабление: это была «вводная» история в завязке альтернативной вселенной и в ней надо было как-то свести и собрать воедино всех будущих/прошлых героев. А вот дальше уже должно было начаться нечто...

Теперь появилась возможность воочию взглянуть на это нечто! Хитрый Джа-Джа Бинкс Абрамс последние полгода старательно нагнетал страсти вокруг готовящегося к прокату фильма. Трейлеры строго дозированы, фотографии и кадры со съёмок сурово отцензорены, всё особо секретно, а крошечные «утечки» информации подогревают фанатские страсти не хуже бортовых фазеров «Энтерпрайза» J.

Поскольку главные герои истории известны вот уже почти как полвека, то основной интригой стал главный злодей. Сперва на его роль пробовали Бенисио дель Торо и ещё пару-тройку менее известных актёров, но по счастью «прижился» предложенный Спилбергом Бенедикт Камбербэтч. Поговаривают, что ролик для проб на фильм Б.К. снял на кухне своего друга на собственный же айфон (представляете, как теперь поднимется и без того раздутый спрос на айфоны?!). Абрамс присланную «кустарщину» принял и теперь, по моему мнению, должен за это предложение Спилбергу как минимум процент от франшизы: стильный лондонский денди со своим лицом инопланетянина, пластикой профессионального мима, завораживающим голосом и харизмой Шерлока «сделал» весь фильм! Более того, впридачу к стройным рядам любителей фантастики он привел в кинотеатры орды собственных поклонниц, готовых смотреть и слушать «Беню», даже если он будет просто сидеть на лавочке и читать вслух телефонный справочник! Одна только фраза рекламного трейлера, произнесенная низким звучным баритоном «Youre think, that you are safe, but you are not» вызывала в кинозалах восторженный «Охххх!»

Хан Нуньен Сингх - Джон Харрисон - Бенедикт Камбербэтч
Хан Нуньен Сингх - Джон Харрисон - Бенедикт Камбербэтч

Так вот о злодее: жалкие обрывки «сливаемой» в СМИ информации довели зрителей чуть ли не до нервного срыва: будет это Хан (персонаж из оригинального сериала — человек с суперспособностями, самый сложный противник команды «Энтерпрайза») или некто Джон Харрисон. Народ чуть не передрался на форумах! Теперь можно спокойно выдохнуть: да, это действительно Хан Нуньен Сингх. Обновленный, «тюнингованный» и «прокачанный» до запредельного уровня возможностей сверхчеловек. Совершенный, логичный, самодостаточный и почти всемогущий - мечта Ницше и Шопенгауэра!

…Я смотрю, в последнее время стало модным включать в фильмы персонажей, тем или иным образом модифицированных до уровня супер-расы, практически нового витка эволюции человека. Только почему-то появляются они всегда либо на вторых ролях, либо в антигероях - чтобы дать возможность на их фоне как следует развернуться «простому парню из народа». Видимо, это безмерно тешит самолюбие средних обывателей, сидящих в креслах кинозалов с ведром попкорна в обнимку: мы, мол, тоже если потребуется каак встанем, да каак дадим прочихаться всем этим суперменам…

В плащике да по Лондону...не хватает только синего шарфика и верного д-ра Ватсона в кильватере!
В плащике да по Лондону...не хватает только синего шарфика и верного д-ра Ватсона в кильватере!

Не буду распространяться о достоинствах и качестве игры м-ра Камбербэтча – поклонницы это с успехом сделают за меня в более ярких красках. Если в двух словах – образ удался. Чего стоят переходы от невозмутимости мраморной статуи до какой-то отчасти вполне не-человеческой жуткости, выражаемой порой одним только пристальным взглядом, тяжеленным, как весь «Энтерпрайз», груженный по самую ватерлинию! Правда, из образа космического злодея периодически норовил высунуться Шерлок J В паре моментов, когда он, рассуждая о собственной безупречной логике и способностях, разглядывал Кирка отстраненным «шерлоковским» взором, я так и ждала от него коронной фразы: «Господи, что же происходит в ваших маленьких скучных мозгах?!» Да еще стилисты навязчиво одевали его в классические приталенные плащи. Представьте себе дерущегося с отрядом клингонцев Хана, обряженного в длиннополый плащ, и с каким-то пылесосом «керхнер» в руках… Ужас!

Зои Салдана - лейтенант Ухура
Зои Салдана - лейтенант Ухура

Оружие и интерьеры в фильме – отдельная большая боль. Надо было очень постараться, чтобы намыслить такие неэргономичные и громоздкие для 23го века «гаджеты»! Взгляните хотя бы на это «личное оружие». Как такое на поясе носить? Это ж сплошная фантастика!

Еще кто-то в зале ехидничал по поводу переговорных устройств, напоминающих уже почти отжившие телефоны-«раскладушки». А вот это они зря! Примерно в таком виде коммуникаторы и были придуманы в 60-е годы дизайнерами оригинального сериала. Также ими был придуман дизайн компьютерных мониторов. Потом конструкторы настоящих приборов придавали им вид, схожий с фантастической техникой. Первый в мире мобильник-«раскладушка», появившийся в 1996 году, был скопирован из сериала и назывался Motorola StarTAC! 

Джеймс Тиберий Кирк - Крис Пайн в "руководящей должности"
Джеймс Тиберий Кирк - Крис Пайн в "руководящей должности"

Вернусь к остальным героям.

Джеймс Кирк, слегка удивлявший меня в первом фильме своими действиями, в этом уже просто раздражал! Оно понятно, что во все века, все главные герои от Д’Артаньяна до Хэна Соло просто обязаны обладать некоторой бесшабашностью и нестандартностью мышления – только с этими качествами можно раздвигать границы и добиваться невозможного. Но здесь это уже не бесшабашность, это просто какая-то подростковая неуравновешенность, заставляющая искать на ровном месте приключений на собственную филейную часть! Долго соображала, кого же он мне напоминает. Вспомнила: Джона Коннора до встречи с Терминатором и до осознания своей великой миссии. Чем он там пробавлялся: на байке рассекал, в залах игровых автоматов просиживал, хакерствовал понемножку, развлекался… И этот такой же – то в баре дерется, то в неразборчивые межрасовые отношения вступает. Ну с него-то ладно, что возьмешь – безотцовщина J. Но куда смотрел капитан Пайк, настойчиво усаживая его в капитанское кресло «Энтерпрайза»?! Чем весь Звездный флот думал, вручая безбашенному юнцу корабль и путевку в космос на 5 лет?! Надо бы у сценаристов поинтересоваться…

Спок - Закари Куинто
Спок - Закари Куинто

Его помощник/друг/напарник Спок также расстроил своими выходками: то он в любви признается, то в суицид ударяется, то семейные скандалы устраивает, то (неслыханное!) морды бьет в порыве ярости. Спок?! В порыве ярости!? Как выражался один не в меру говорливый мультяшный конь "Не смешите мои подковы!" В оригинальном сериале полсюжета было построено на том, что Спок – идеальный логик, почти киборг, чуждый эмоций и невозмутимый как дзенский монах во время медитации. Фейк, однако, господа сценаристы

 

Павел Чехов - Антон Ельчин
Павел Чехов - Антон Ельчин

Остальная команда особо больших сцен в свое распоряжение не получила, мелькая где-то «в подтанцовке». Лейтенант Ухура, размахивающая космической пушкой на злобных клингонцев, безбожно копировала принцессу Амидалу на арене Джеоносиса. Скотти, сдуру посланный в отставку нашим «пятнадцатилетним капитаном», вообще пропал на полфильма. Сулу порадовал суровым выступлением в духе грозного самурая – увы, всего один раз. Снизить накал всеобщего пафоса кое-как на пару с вернувшимся Скотти пытался милашка Чехов. Да, по сюжету он русский, и играет его русский актёр, который очень-очень забавно говорит по-английски, что стало его своеобразной «фишкой». Наши переводчики не знали, как это достойно отобразить… в результате мне показалось, что дублировать Чехова на украинский был приглашен г-н Азаров! Еще в фильм зачем-то ввели шикарную блондинку в черном неглиже - дочку адмирала Звездного флота. Дочка адмирала, блондинка…инженер-физик-ядерщик-оружейник – говорю же вам, фантастика!!!

Интересно, где таких инженеров обучают? :)
Интересно, где таких инженеров обучают? :)

Впрочем, всю логику в сценарии очевидно случайно потёрли, перепутав с каким-то вредоносным вирусом. Провалы в сюжете зияют подобно дырам, проеденным лангольерами из одноименного ужастика С. Кинга, а действия персонажей порой вместо душевного трепета вызывают идиотскую ухмылку во весь рот. Ныряющие под воду и взлетающие прямо над головами людей космические звездолёты, погружения людей в вулканы, капитаны, бросающие свой корабль на вражеской территории не только без первого лица, но и без заместителя... Про умственные способности руководства Звёздного флота я уже говорила - как можно было ухитриться собрать СверхСекретное Совещание Командования всея Космофлота в какой-то всеми просматриваемой и простреливаемой стеклянной башне?! И самое главное – весьма слабенькая мотивация персонажей. Особо умилил диалог Кирка с Ханом. Капитану срочно нужен супермен для реализации очередной его бредовой идеи.

-Укажи мне хоть одну причину, по которой я должен пойти с тобой, - взвешенно интересуется невозмутимый Хан.

-Ты должен это сделать. Ты пойдешь со мной!

Скотти - Саймон Пегг с "моторолкой" в руках
Скотти - Саймон Пегг с "моторолкой" в руках

…и он действительно идёт, наплевав на свою гениальную логику, а заодно на тактику, стратегию и на собственные «злодейские» планы. В общем, как высказались на одном из форумов: «Обоснуй хромает на обе ноги!» Зато пафоса, щедро налитого по фильму, с лихвой хватит на пару-тройку патриотических роликов для поднятия духа нации ко дню независимости. Героям приходится надувать щеки и нести высокопарную чушь, которая, увы, совершенно не берет за душу. Опять же заметила: в последнее время фильмы перенасыщены крупными и ОЧЕНЬ крупными планами героев. Вкупе с огромным экраном (это еще у нас в Севастополе IMAXа нету!) и 3Д изображением можно разглядывать лица полюбившихся персонажей в мельчайших деталях и восторгаться работой визажистов (ну, если порой кроме как на потрясающе-синие (черные, зеленые) от контактных линз глазищи и милые мордашки и взглянуть не на что!). Во втором Стартреке открывшимися благодаря новой технике возможностями пользуются еще больше: из этих широко распахнутых ясных глаз беспрестанно льются слёзы. Рыдают в фильме все: суровые капитаны и десантники, храбрые боевые подруги и сообразительные учёные, безбашенный Кирк, и невозмутимый Спок. Даже из холодно-расчетливого и логичного, словно главный компьютер ЦЕРН, Хана сценаристы ухитрились выжать скупую мужскую слезу (поклонницы лежат под креслами в глубоком обмороке от восторга!) J.

Зрелищная составляющая меня тоже подрасстроила. По анонсам, плакатам и прочим информационным утечкам выходило, что Хан в порыве справедливой мести разнесет всю Землю «вдребезги и пополам». Чего стоил заглавный плакат с колоритным злодеем на фоне дымящихся руин? Мы-то ожидали, что это остатки Лондонского мегаполиса! И ждали зрелищ в духе «2012» и «Дня независимости» в одном флаконе. А вместо этого – два слегка подорванных небоскреба и один плюхнувшийся у побережья звездолет. И это вы называете падением во тьму?! «Не верю!»

Легкие подозрения об отсутствии свежих идей у сценаристов, возникшие у меня вслед увиденным трейлерам, после просмотра фильма переросли в твердую уверенность. У меня едва хватило пальцев на руках сосчитать фильмы, «уши» которых торчат из-за каждого сюжетного поворота. Ну-ка посмотрим:

-забег наперегонки с дикарями племени мумбо-юмбо - «Индиана Джонс»;

-пилотирование транспортника Кирком - «Звездные войны»;

-беготня по вращающимся коридорам падающего «Энтерпрайза», где полы и потолки меняют друг друга - «Начало»;

-безмерно патриотичное проникновение Кирка в ядерный реактор (А вы не знали?! В 23м веке все звездолеты летают на ядерном топливе!!!) - это в чистом виде «К-19» за вычетом Лиама Нисона и Харрисона Форда;

-балансирующая дуэль Хана и Спока на крышах летящего городского транспорта - слабенькое подобие противостояния Анакина и Оби ван Кеноби в «ЗВ»-3,

-а сам Спок, стоящий на камешке среди потоков лавы — ау, привет Фродо Бэггинсу!

-Обстрел небоскреба из зависшего напротив скутера — однозначно «Матрица», даже ракурс съемки падающих осколков точно такой же; а когда Кирк выдернул из бокса пожарный гидрант и стал разматывать шланг, я всерьез начала ожидать появления Тринити и агента Смита в черных очках J.

Где-то еще (сейчас не вспомню) у меня мелькали аллюзии с «Координатами Скайфолл». Ну и замороженный в криокамере Хан — ни дать ни взять Кай, последний из Бруннен Джи (сериал «Лексс») - такой же бледнолицый, холодный и абсолютно неубиенный J.

Итак, общее резюме: неплохая в целом идея, реализованная весьма несвязно и поверхностно. Обилие пафосных и слезоточивых сцен грозит переводом из категории «фантастика» в разряд розовых мелодрам. Впрочем, возможно я слишком строго подхожу к оценке фильма. Посмотрела отзывы на Кинопоиске – по результатам первой недели проката на 8 десятков положительных рецензий отрицательных всего 2! Публика визжит от восторга, «бросает в воздух чепчики» и делит фотографии главных героев и героинь на фотообои… И тут я со своим «особым мнением». Хотя с меня какой спрос. Я ведь из той категории любителей фантастики, которые еще Магистра Йоду помнят настоящим, а не в виде цифровой реинкарнации! J Так что возмущенно стучу туфелькой по трибуне и требую более внимательной ре-экранизации фантастического наследия. К тому же, как я упоминала ранее, Дж. Дж. Абрамсу предстоит теперь снимать продолжения «Звездных войн». Старательнее надо работать, «тщательнее». И поменьше пафосности, я вас прошу – учитесь у Тони Старка, как надо принимать всё, происходящее с нами по жизни! 

Резюме: получился фильм для разового просмотра на большом экране и в стерео-очках – спецэффекты всё же своё берут! А если еще убрать дубляж – то для тренировки английского языка. 

Напоследок еще пара фотографий с премьеры фильма в Лондоне. Трехмерной графикой разукрасили не только киноэкраны, а даже фасады зданий. Вся кино-съемочная команда снимает сливки с собственного успеха, а загадочный м-р Бенедикт сфотографировался пару раз и тихо куда-то исчез по-английски, видимо не желая принимать участие в грядущих безобразиях J

 

 

Прим. * «В мае 2013 Земля низвергнется во тьму»

 

С подборкой фотографий мне как всегда помогли Кинопоиск и Кинокадр.

 

Вернуться на Кинорецензии...

 

Контакты:

e_sol@ua.fm