Это странное восточное кино.

Если б только мир

был также неизменен,

как эти вишни,

цветущие весною,

вернулось бы былое…

     (автор неизвестен)

 

«Весна, лето, осень, зима…и снова весна» - фильм, снятый южнокорейским режиссером Ким Ки Дуком 10 лет назад. Предупрежу сразу: понравится он далеко не всем. Это весьма специфическое произведение, годное для просмотра не во всякой компании и не в любой день.

 

Азиатское кино вообще выглядит очень нетипично для нашего взора выращенного на голливудских фильмах. Говоря «азиатское» я не беру в расчет их боевики, обильно политые литрами кетчупа, и сказания про монахов, владеющих тайными техниками единоборств и летающих по воздуху аки посуху на замаскированных веревочках :). Имеются в виду более традиционные что ли фильмы, насквозь пропитанные восточным настроением – «После дождя», «Последний меч самурая», или балансирующий на грани скандальности (опять же для нас, европейцев, балансирующий) «Табу», или «Сэн-но Рикю: смерть мастера чайной церемонии». О, вот где истинный азиатский арт-хаус, в котором собраны «в одном флаконе» история и тя-но-ю, дзен и бусидо…   Стоп, не отвлекаюсь! Если у меня еще раз появится тяга пофилософствовать, напишу обзор на "Сэн-но Рикю". Но не сейчас!..

В отличие от голливудского кино, развивающегося по традиционным канонам «завязка-развитие-кульминация-развязка» + «хэппи-энд», после которого герои «жили долго и счастливо», кино восточное на первый взгляд может показаться каким-то «без-действенным» что ли. Сюжет редко изобилует буйным экшеном и шальными страстями, и больше похож на неспешные, почти документальные, записи течения жизни главных героев. Плюс окончание фильма, которое зачастую остается «открытым», предлагая нам поучаствовать в его создании, обмыслить и до-мыслить содержание. В принципе это правильно, ведь на деле никакой сюжет в нашей жизни никогда не заканчивается титрами «The End»! Всегда что-то будет после… даже после надгробной плиты. Так зачем же ставить точку? Незавершенный набросок может создать гораздо больше эмоций, чем цельная, дописанная до последнего штриха в автографе картина.

Это из наиболее явно видимых разниц. Но было в этих фильмах что-то еще, что я никак не могла сформулировать для себя, а потому и не бралась за описание давно и не единожды просмотренной мною «Весны…». Кажется сейчас я это наконец сложила! В привычном нам кинематографе основной упор делается на развитие сюжета, на происходящее действо, на действия актеров, за которыми ошеломленный и потрясенный зритель взирает с противоположной стороны экрана. Здесь же предлагается проникнуться, прочувствовать, лично вжиться в картину. Потому очень много внимания уделяется всегда пейзажам, обстановке, каким-то мелким, но изящным деталям: капли дождя, срывающиеся с зелени листьев, пылающие клены на фоне островерхих крыш, снежинки, падающие на простой бамбуковый зонтик, кимоно красавицы гейши, изящными складками расстеленное по соломенному татами, одинокий цветок в простой глиняной вазе… Для того зрителя, которому важно скорее узнать, «чем же всё закончится», эти долгие крупные планы непонятны или даже раздражающи, а ведь нам как раз и предлагают не спешить, остановиться, оглядеться и задуматься… Именно так неторопливо-плавно и развивается сюжет в фильме «Весна, лето, осень, зима … и снова весна».

Съемочной группе не пришлось много переезжать с натуры на натуру. Всё действие фильма происходит на потрясающе красивом озере в лесной глуши. Весна. Посередине озера  на сваях стоит деревянный домик-храм где живет одинокий монах со своим пятилетним учеником. Озеро, монах, белый кот и петух – вот и весь мирок мальчишки, в котором он учится жизни, совершает поступки и отвечает за них. Сперва наказание за детские шалости вершит наставник, не на словах, а на собственном опыте ученика показывая тому, почему детские игры одного могут стать мучением другого  живого существа. .. Течет время в лесной долине. Лето сменяет весну, растет мальчик-ученик, ему становятся интересны другие игры, ради которых в какой-то момент он покидает уединенный храм. Теперь у него другие учителя и совершенно другие наказания за совершенные поступки. Но и это тоже уроки – любовь, измена, ревность, преступление… Осень. Полицейские-детективы находят юношу, вновь вернувшегося в озерный храм. Суд. Тюремное заключение… Зима. Умер старый монах. Опустел домик-храм. Лес и горы вокруг пустынны и присыпаны легким снегом. Вышедший из заключения молодой мужчина находит лишь следы погребального костра учителя в застывшем озере, аккуратно сложенное полотняное монашеское одеяние да древнюю статую Будды, которую он украл, пускаясь в бега, но не смог продать и вернул обратно.…

Наверное, только тогда в полной мере можно осознать и оценить свои поступки, когда способен сам себе назначить наказание за них и сам его свершить. Только так можно получить понимание…

…А потом снова наступит весна, новый монах-настоятель в древней скрипящей уключинами лодке повезет своего ученика на берег собирать лекарственные травы и нестрого попеняет непоседливому мальчишке, чтобы тот не забыл, возвращаясь, закрыть старые деревянные ворота на берегу.

Вот такая полуторачасовая дзен-медитация на фоне природы. Действующих лиц можно пересчитать по пальцам, сказанных слов почти нет, знаки и символы, взгляды и жесты, половину событий (произошедшее с молодым монахом после его ухода из храма) приходится додумать самому... И при всём этом по завершении фильма с удивлением обнаруживаешь влажные дорожки на щеках и какую-то легкость и спокойствие внутри, там, где должен находиться неопознанный врачами орган, именуемый душой….   

Одним словом, фильм явно не для просмотра в шумной компании с пивом и попкорном!

 

Вернуться на Кинорецензии...

Контакты:

e_sol@ua.fm