«Подержите свечку, м-р Содерберг!»

"За канделябрами" кадр со съемок: С.Содерберг и исполнитель главной роли М. Дуглас
"За канделябрами" кадр со съемок: С.Содерберг и исполнитель главной роли М. Дуглас

Моё неугомонное любопытство, которого наверняка хватит на пресечение жизней не одного десятка представителей кошачьего племени, недавно втянуло меня в просмотр весьма неоднозначного фильма.

Стивен Содерберг, которого относят к голливудскому «мэйнстриму» и который снимает то странноватый «Трафик», то забавных «11 друзей Оушена», то оригинальное прочтение Тарковского «Соляриса»,  перед уходом «на покой» представил биографическую ленту (как их принято называть – байопик) об одном из этапов жизни известного пианиста  Владзи Валентино Либераче (1919-1987гг) «За канделябрами». Картина с участием таких известнейших актеров как Майкл Дуглас и Мэтт Дэймон не была допущена к показу на большом экране во многих странах. Причина в скандальной личности самого Либераче: виртуозный пианист, мастер сценических шоу, самый высокооплачиваемый артист в мире в 50е-70е года прошлого века отличался не только эпатажностью своих нарядов, но и нетрадиционностью ориентации. Официальные источники деликатно обходят эту тему, предпочитая рассказывать о драгоценных перстнях, украшенных стразами одеждах и сверкающих инкрустацией роялях артиста с непременным атрибутом каждого выступления: витым канделябром с горящими свечами. Однако существует книга, написанная «бой-френдом» шоумена Скоттом Торсоном  в соавторстве с неким Алексом Торлейфсоном «За канделябрами: Моя жизнь с Либераче». Именно ее и взял в качестве основы сценария С. Содерберг. 

Майкл Дуглас и Мэтт Дэймон
Майкл Дуглас и Мэтт Дэймон

Визуальная составляющая фильма потрясающе красива: вычурные интерьеры в стиле барокко, статуи, зеркала и лепнина, шикарные авто, меховые шубы и перья, драгоценности, гламурные собачки, атласные халаты с монограммой и вызолоченные тапки... Происходящее под виртуозные фортепианные пассажи действо поначалу напоминает романтический мюзикл. Но Содерберг решил быть откровенным до конца: никаких ширм, полунамеков и стыдливо отворачивающейся в сторону камеры. Возможная интрига задушена на корню: Либераче и его молодой…хм как будет «пассия» в мужском роде?!...короче, пара делит не только соседние шезлонги у шикарного бассейна и джакузи, но и постель…со всеми вытекающими последствиями. 

Аполлон! (на заднем плане) На переднем Мэтт Дэймон :)
Аполлон! (на заднем плане) На переднем Мэтт Дэймон :)

Бесспорно хорошо, что режиссер пригласил на роль Торсона уже достаточно взрослого Мэтта Дэймона (в оригинале Скотту на момент его знакомства с эпатажным «Ли» было всего 17 лет!) – иначе это была бы уже полная содомия. И все равно наблюдать, как мускулистую …кхм … филейную часть агента Борна вожделеюще тискает мечта всех женщин Джек Т. Колтон из «Романа с камнем» – это какой-то сюрреализм. Фантазии по мотивам Дали! Абсентовые галлюцинации совместно куривших нечто забористое Юнга с Фрейдом!!! Никакие познания в истории искусства об актерах-травести и японском театре кабуки не помогают. Меня не покидала мысль, что в какой-то момент Дуглас пинком спихнет с себя атлетического блондинчика-Деймона, оба глумливо ухмыльнутся в камеру, подмигнут и спросят: «Неужто поверила?! Эх ты, шляяяпа!»

На киноэкраны фильм не пустили, но вниманием СМИ он обделен не был
На киноэкраны фильм не пустили, но вниманием СМИ он обделен не был

Понятно, что такой «артхаус» никак не мог попасть на широкие экраны. Показывать его скорее всего будет телеканал НВО, известный своей, мягко говоря, толерантностью (чего стоят демонстрируемые ими «Игры престолов» с огромным количеством никак неотцензуренной крови и обнаженки). Зато свою широту взглядов продемонстрировал Каннский кинофестиваль, где прошел премьерный показ фильма, номинированного, между прочим, на «Золотую ветвь» за главную мужскую роль.

Да, Дуглас играет качественно. Эпатажная звезда на сцене; избалованный, эгоистичный гедонист, привыкший получать всё желаемое; спасающийся от неумолимого времени и одиночества человек, которого настигает-таки болезнь… 

А вот такие они на самом деле - Дуглас и Дэймон
А вот такие они на самом деле - Дуглас и Дэймон

Запомнился и Мэтт Деймон в паре эпизодов (нет, не тех, о которых вы могли подумать!). В начале фильма это молодой деревенский парнишка-ветеринар, на которого буквально с неба свалилась вычурная роскошь и богатство Либераче. К концу фильма вместо романтического мальчика остался потрепанный этой гламурной жизнью, подсевший на наркотики человек, выглядящий гораздо старше своих лет.

Но в создании обоих образов также во многом заслуга гримеров. Актеры упоминали, что грим в фильме был очень сложный. Съемки происходили быстро, а вот гримироваться приходилось ежедневно по нескольку часов, чтобы в итоге за два часа киноленты мы увидели неоднократные превращения-преображения героев. Преображения действительно ошеломительны. Досмотрев фильм, я полезла в Интернет искать нынешние фото Майкла Дугласа, так как на экране он выглядел то на 45, то на все 90. 

"Милый, ты храпишь!" :)
"Милый, ты храпишь!" :)

Итак, за картинку и за сопровождающую музыку фильму однозначно можно поставить пятерку. А вот с остальным – проблема. Я откровенно не поняла, с какой целью вообще всё это было снято! Сюжет банален до оскомины и предсказуем. Если б не известные актеры, оказавшиеся в «нетрадиционной» обстановке – вспомнить было бы вообще нечего. Более того, если бы на месте Деймона оказалась смазливая девочка «из народа», случайно попавшая  на глаза богатой звезде и ослепленная деньгами и роскошью, – опять-таки ничего в сюжете менять бы не пришлось.

Цитата из фильма: «-Милый, ты храпишь!» Да это же просто классика описания семейной жизни во все времена!!! Но услышанная из уст Мэтта Деймона, она вызвала у меня гомерический хохот минут на пять! Какая уж тут драма.

Шубы, кадиллаки, стразы и конечно же канделябры
Шубы, кадиллаки, стразы и конечно же канделябры

Кинокритики что-то там писали о «родстве душ», взаимном притяжении и пр. высокопарных материях, но в них просто не верится при возрастном соотношении 17-56 (именно столько было в оригинале героям на момент их встречи). Какая общность может быть у 17-летнего ветеринара из пригорода с видевшим мир и жизнь музыкантом?! О какой трагедии говорит режиссер?! Либераче захотел одну «игрушку» и он получил ее, а когда игрушка слегка поистрепалась тут же начал присматривать новую. И эти с позволения сказать «душевные метания» нисколечко не цепляют. Режиссер желает лишний раз привлечь внимание к актуальной нынче теме, показать, что он тоже «в струе» модных течений?  Или «обнародует» результаты общения с персональным психоаналитиком: у меня отсутствует комплекс к однополым отношениям, раз я способен вслух об этом говорить?! Но зачем было для этого раскапывать сплетни о жизни давно ушедшего человека? Напоминает недавние исследования могилы итальянки, которую «подозревают» в том, что она была натурщицей Леонардо для его «Моны Лизы». Даже если и была – разве это повод столько лет спустя ворошить фамильный склеп?!

Владзи Валентино Либераче (настоящий)
Владзи Валентино Либераче (настоящий)

В общем, если ваша душа жаждет хорошей драмы о людях, чьи отношения не укладываются в рамки общественных устоев, стоит посмотреть пронзительно трагическую «Горбатую гору» Энга Ли с невероятным Хитом Леджером. Для любителей эстетики, философии и символизма в антураже Японии времен бакумацу есть «Табу» Нагиса Осима – восточное кино в чистейшем его проявлении. А уж если потянуло на «остренькое» - помогут полки кинопроката, помеченные значком ХХХ J. «За канделябрами» ни одну из этих аудиторий не захватывает и напоминает мне современный глянцевый журнал: яркий, красочный, в меру пикантный и дозировано скандальный, но по сути пустой, словно позапрошлогодний орех! Вот уж поистине, настоящий голливудский мэйнстрим J

Пойду-ка я лучше посмотрю на Мэтта Деймона в более привычном ему амплуа супергероя в свеженькой ленте Нила Бломкампа «Элизиум». Ждите новых впечатлений!

Прим. Ме́йнстри́м (англ. mainstream — основное течение) — преобладающее направление в какой-либо области (научной, культурной и др.) для определённого отрезка времени. Часто употребляется для обозначения каких-либо популярных, массовых тенденций в искусстве для контраста с альтернативой, андеграундом, немассовым, элитарным направлением.

 

 

Вернуться на Кинорецензии...

Контакты:

e_sol@ua.fm