«Звёздные войны. Изгой один. Истории.»

Эпиграф 1: «Хьюстон. Стыковка прошла успешно.»

 

Эпиграф 2: «То в дырочку,
То в щелочку,
То в странное отверстьице...»

 

Никому не открою Америку своим признанием в трогательной любви к оригинальной истории ЗВ, рассказанной волшебником Лукасом ещё в прошлом веке. Однажды, в далёком детстве, увидев убегающие вглубь экрана желтые буквы на фоне звездного неба, я навсегда увязла в далёкой-далёкой галактике.

    Сменился век. Сменились технологии. Сменился владелец известного бренда. Досняв еще три фильма киносаги, Джордж Лукас передал права на экранизацию всевозможных сиквелов и спин-оффов киностудии Дисней, которая строго выполняет взятые на себя обязательства раз в год радовать нас новостями из жизни ситхов и джедаев. Теперь на-гора выдан уже второй фильм серии без участия оригинальных авторов. 

Первое творение Дисней Пикчерс «Звёздные войны. Часть 7. Пробуждение Силы» получилась этаким фантастическим аналогом «Мушкетеров 20 лет спустя» - в неё попытались собрать весь звездный состав изначальной трилогии. Однако, после просмотра «послевкусие» у большинства фанатов и меня лично осталось, мягко говоря, паршивеньким. В виноделии есть такой термин, когда в букете вина присутствует ненужный сторонний дух: «отдаёт мышкой», так вот «Пробуждение силы» так конкретно отдавало «мышкой-Микки», что этот дух не удалось перебить ни звездным кастингом, ни дотошными (порой даже навязчивыми) отсылками к оригиналам. Ностальгия – чувство хорошее, но для перевозки крупногабаритных хитов она подходит плохо. Унылые главные положительные герои, бездарный главный отрицательный герой и куча фансервиса — изделие вышло похожим на какой-то дорогостоящий капустник.  

С таким багажом мы подошли к премьере «Изгой один. Истории». Сюжет, предваряющий события части 4 «Новая Надежда», по сути был построен из одной фразы, прозвучавшей перед атакой повстанцев на Звезду Смерти: «много хороших людей погибло, чтобы достать эти чертежи». Поэтому делать большой секрет для маленькой компании из финала «Изгоя» смысла не было. Планы боевой станции украдут, два маленьких робота пронесут их через полгалактики и, после демонстративного уничтожения Алдераана оружием Звезды, Люк Скайвокер при огневой поддержке «Сокола Тысячелетия» рррас...фигачит её к тёмным ситховым магистрам. 

Опять же — рейтинг нового фильма 16+. Это конечно ещё не 18+, но уже и не 6+ прошлых серий. Чем же они его нагоняли?! Суровой мясорубки на лайтсайберах быть априори не должно: на момент истории в далекой-далекой галактике осталось два годных световых меча — у последнего ситха и последнего джедая. (Плюс еще один в сундуке ждет появления Люка.) Море крови и отборная матерщина с экрана — так режиссёр у нас не Тарантино вроде. Остаются только скользкие шутки «на грани» Deadpool'a! Усилием воли отогнала мысленную картинку: Дарт Вейдор, томно поглаживающий себя по обтянутым чёрным латексом бёдрам, на фоне стрёмной кучки штурмовиков,.. и пошла на сеанс. На месте разберемся.

Открытие первое: вслед за знакомой заставкой не последовали привычные музыкальные аккорды. Впервые композитором серии не выступает Джон Уильямс. Впрочем, к общей музыкальной теме претензий нет — сильно не запомнилась, но и не мешала, а это главное.

Сюжет. Сюжет похож на игру квест — летим-ищем-находим-крадём-убегаем-летим в новое место. По пути в звездолёт набираем «всякой твари по штуке». А потом оказывается, что у сценаристов, как у предусмотрительного Филлеаса Фога, для каждой из этих странных личностей определен свой кусочек в общем квесте.

Герои. Главные впечатлили не сильно. Драма главной героини, Джин Эрсо, почему-то смотрится натужно (хотя не скрою, здесь актриса пытается хотя бы сыграть какие-то эмоции, в отличие от мусорщицы из 7й части, запомнившейся безумно выпученными глазами в стиле раннего Арнольда). Главный герой, глава разведки повстанцев, Кассиан Андор, появился как крутой беспринципный мачо — смесь контрабандиста Соло, разведчика Исаева и агента Ханта из первой «Миссии» — но постепенно попал под дамский каблук и скатился в амур-гламур и ненужный пафос. В результате в списке ярких личностей вселенной ЗВ он будет располагаться где-то во второй полусотне, рядом с Джар-Джар Бинксом. Да и лицом он, по мнению гламурных барышень, совсем не вышел. Вот же беда-печаль! :) 

Второплановые личности порадовали существенно больше. Анархист-повстанец, пилот-перебежчик, монах-приверженнец культа той самой Силы, которую пытался донести до учеников магистр Йода. 

Ну и конечно Дарт Вейдер. Да, он здесь однозначно хорош — в духе классической трилогии — огромный, черный и устрашающий. Признаться честно, сюжет спокойно обошелся бы и без него — но кто еще мог вот так колоритно пройтись по коридорам «Звёздного разрушителя», постукивая каблуками, «в плаще с кровавым подбоем». Ну и в заключительные минуты он обеспечил-таки финальный треш с лайтсайбером, вызвав бурю восторгов и взрывы попкорна у мужской «диванной гвардии». 

Кроме Вейдера любителям ностальгировать на вселенную ЗВ сценаристы распихали по фильму множество мелких «подарков»-напоминаний. То там, то тут мелькали знакомые пейзажи, лица/морды, техника... Апогеем оказалось вИдение донельзя знакомого характерного затылка, владелец которого через стекло командной рубки наблюдал строительство Звезды Смерти. Гранд мофф Таркин — организатор строительства боевой станции, взорвавшийся вместе с ней в конце Эпизода 4. Но, простите, актёру-исполнителю Питеру Кушингу уже тогда, в далёком 1977м, шел седьмой десяток. Как же теперь собрались выкручиваться ушлые киношники? Всё время показывать нам один затылок и смутное отражение лица? Использовать архивные нарезки? - не успела я додумать мысль, как Гранд мофф повернулся в анфас. Настоящий! И разговаривает! Чудеса!!! Оказалось, не чудеса, а цифровые технологии. «Знатоки» в комментариях плевались на качество «оцифрованного» актера, но мне, как статистическому зрителю, подвох был практически не заметен, а колорита и харизмы Таркину — не занимать. 

Ну раз по героям прошлись, придется и сюжет хотя бы слегка прокомпостировать. Сюжет «мы ищем план Звезды Смерти» вряд ли удалось бы растянуть на 2 часа экранного времени. Сценаристам пришлось импровизировать. Сперва нам показали грустную историю главной героини, отца которой — выдающегося инженера — империя привлекла к проектированию боевой станции. Он, разумеется, жутко переживал, но Звезду тем не менее строил. Потом нам показали повстанцев. Которые конечно против империи, так сильно против, что аж сидеть не могут.., но воевать со Звездой Смерти — это уж слишком! Лучше продолжить загнивать под гнётом империи и заниматься потихоньку чем-нибудь в меру доходным — контрабандой например. Потом опять показали инженера-конструктора, который, оказывается, специально спроектировал «баг» в Звезде Смерти — ту самую знаменитую шахту, точное попадание в которую позволяет разнести Звезду по-гаечно (Ура! Наконец-то нам раскрыли главную загадку всей серии про происхождение незащищенных туннельных шахт имперского супероружия!).

К сожалению, сказать в двух словах простым человеческим языком, где искать этот «баг» и как им пользоваться, товарищ инженер не догадался. Вместо этого он отправил повстанцев и свою дочь «туда не знаю куда» за планом всей станции в центральный имперский архив... вот такими извилистыми путями нас привели к фразе «много людей погибло, чтобы достать эти чертежи».

Кроме вышеупомянутых в сюжете имеются и другие несуразицы: первоначальная миссия разведгруппы повстанцев - найти и уничтожить изобретателя Звезды Смерти (зачем?! Звезда уже не только спроектирована, но и построена и практически сдана «под ключ»), банк данных Империи в виде «останкинской» телебашни, способы передачи информации (с земли через кабель, в ионосфере — через щель в силовом поле); а ещё врожденная криворукость штурмовиков, мажущих мимо цели, резко снизившаяся бронестойкость боевых машин-шагателей, взрывающихся от тарана одинокого истребителя; а ещё торчащие передние зубки героини... но это я всё придираюсь.

А на самом деле кино вышло настоящим! Настолько настоящим, насколько им может быть фантастический фильм-сказка. Даже не знаю, что тому «виной» - натуралистичные, будто в военной драме, батальные сцены, постановка или операторская работа - или просто всей группе удалось поймать дух оригинального фильма, добавить туда настрой, зажечь зрителей. Миссией, целью, надеждой и искренне верой. Верой в то, что каждый из спущенной на планету-архив десантной группы делает какой-то маленький кусочек невыполнимого казалось бы мероприятия — и невозможное становится реальным, пусть не для Джин и Кассиана, но для других — повстанцев на Явине, флота адмирала Радуса, принцессы Леи. Необязательно быть джедаем и управлять Силой, порой, как монаху Чирруту Имве, достаточно просто верить, что един с ней.   

Ближе к концу просмотра возникло странное чувство: заранее знаешь финал («много людей погибло...») и всё равно до самого последнего момента, даже когда генераторы Звезды Смерти запущены и цель зафиксирована системой наведения, ждёшь happy end'a для тех немногих, кто шёл вперед до самого конца. Но нет. Стыковка с началом части 4й «Новая надежда» прошла просто с космической точностью. Гранд мофф Таркин проводит боевые испытания станции. Сенатор Бейл Органа вылетает на Алдераан, принцесса Лея удирает с планами Звезды Смерти на небольшом крейсере. Дарт Вейдер догоняет его на «Разрушителе» и берёт на абордаж где-то в секторе над Татуином. С3ПО и Р2Д2 катапультируются в спасательной капсуле. … а в это время Хан Соло совершает посадку «Сокола» в космопорту Мос Айсли, а «фермер» Люк с тоской смотрит на две луны, взошедшие над Татуином. История начинается.

ПС Гламурный комментарий к фильму от одной знакомой — реальная история. Барышню затянул на премьеру супруг. Далее от первого лица:

«-Ой, я прямо не знаю, зачем потратила два часа. Они что, не могли главного героя красивого выбрать!?

-Вообще-то по сюжету главная там героиня.

-Ну там же был герой, но только почему он такой страшненький?! Надо было актёра красивого взять... и вообще, я не люблю фильмы с незаконченным сюжетом!»

 

Т.е положить два десятка человек десантной группы и напоследок грандиозно взорвать двух последних чудом выживших героев вместе с целой планетой — это вам совершенно незаконченный сюжет?! Ок. Буду иметь в виду!

 

 

Вернуться на Кинорецензии...

Контакты:

e_sol@ua.fm