Ремейки классики - "На гребне волны"

Давным-давно в далекой… в эпоху, когда самым крутым отечественным  боевиком считались «Пираты ХХ века», а самым интересным телевидением было кабельное, в голливудский прокат вышел фильм, возможно не ставший всемирным хитом, но в памяти любителей иноземного видео всё-таки отложившийся. Речь о криминальной драме «На гребне волны» (снятом, кстати, дамой, Кэтрин Бигелоу). Из довольно непритязательного сюжета - история молодого агента ФБР, внедрившегося в группу сёрферов-экстремалов, грабивших банки курортных городков — вышло одновременно и красивое, и драматичное кино. Яркие колоритные персонажи привлекали зрительские симпатии. Причем к середине фильма зритель обнаруживал, что симпатизирует не только закону и порядку в лице тогда еще молодого и не обремененного миссией Избранного Киану Ривза, но и харизматичному антагонисту в исполнении очаровательного Патрика Суэйзи. Собственно детективная составляющая исчерпалась достаточно быстро — нарушители закона были шустрым героем Ривза успешно установлены. На первое место вышел поиск приоритетов: дружба или служебный долг. За кем из наставников идти — за напарником-фэбээровцем или за лидером сёрферов со знаковой кличкой Бодхи*.  

*Бодхи — сокр. от Бодхисаттва — существо, через пробуждение сознания идущее по пути полного просветления «на благо всех живых существ»   т. е. стремящееся стать Буддой.

 

Жизненные концепции, а также личная харизма Бодхи были способны снести крышу не только молодым и незрелым кандидатам в спецагенты ФБР, но и многим более психологически устойчивым людям из числа зрителей! Немудрено, что к концу фильма никто не желал видеть обаятельного «высокодуховного» грабителя за решеткой, а выбранный им самим «выход» добавил плюсов если не в его карму, то в образ свободолюбивого и справедливого даже к себе самому героя. 

С момента премьеры фильма прошло более 20 лет, когда голливудские режиссеры решили отправить «На гребне волны» на перезагрузку. Увидев эту новость на киносайте я откровенно расстроилась: ну ладно наши режиссеры за неимением связных идей снимают римейки собственной и зарубежной классики, но почему Голливуд пошел этим порочным путем?! Где они сейчас найдут такого шикарного альфа-самца, которого сыграл Суэйзи, кто будет исполнять роль агента Юты и его наставника Папаса??? Потом посмотрела трейлер к фильму... и решила всё-таки сходить на сеанс — хотя бы для того, чтобы впоследствии заплевать его со знанием дела.

На гребне волны
"Герой нашего времени" - пока еще не агент Джонни Юта

В новом прочтении от оригинала остались разве что имена главных героев и основная завязка: молодой амбициозный агент ФБР, стремящийся подняться в карьере, внедряется в группу подозреваемых. Сценаристы решили не ограничиваться красивым катанием на волнах и расширили круг увлечений Бодхи и его последователей. Чем теперь они только не занимаются: прыжки с парашютом, фрирайд, полеты на парашютных костюмах типа крыла, мотокросс, скалолазание — бедных зрителей в 3Д-очках швыряет с альпийских склонов в стратосферу, из-под гигантских волн под горную лавину, из Гранд Каньона на водопад Анхель... 

Пришлось изрядно постараться, чтобы подбить весь этот калейдоскоп хоть на какую-то базу-основу, иначе «разрыв шаблона» в мозгах агента Юты и последующие его метания между служебным начальником и духовным наставником смысла не имели бы. В результате получилась смесь не хуже, чем в трюковой составляющей: восточные практики, спортивные (если экстрим можно назвать спортом) достижения, стремление человека преодолеть преграды внешние и страхи внутренние. Не обошли и модную тему безответственного использования человеком ресурсов планеты, прошлись по экологии, карме и даже  каким-то краем задели подвиги Робин Гуда. 

Честно сказать, на первых двух посылах уже можно было остановиться, поскольку сценаристы явно не собирались делать из фильма драму с характерными героями. Вполне достаточно было бы группы последователей восточных практик и экстремального спорта, которая в память об основателе стремится повторить восемь сложнейших трюков в воздухе, на воде, в горах - «Восьмерку Озаки». Но увы, нынче модно, чтобы главные герои фильма замахивались как минимум на спасение целой планеты, а не на какие-то мелочные покорения головокружительных вершин и высоких волн. Поэтому исполнителю роли Бодхи приходится периодически нести высокопарный бред про ответственность, выбор пути  и про «пионер, береги природу, твою мать», а исполнителю роли Юты восторженно ему кивать, хотя у него по глазам видно, что его главная цель — довести дело до победного конца, виноватых — до цугундера, а себя любимого — до вожделенного значка агента ФБР. В результате на месте суровой мужской дружбы с духовным наставником получился провал. С напарником по службе тоже как-то не сложилось: агент Папас вышел на редкость картонный, да и в кадр попадал нечасто — в основном чтобы попенять агенту Юте за то, что он по две декады не появляется на службе, катаясь на лыжах и обнимаясь с девушками. 

Однако все эти шероховатости при первом просмотре на большом экране совершенно незаметны и всплывают в памяти только потом, по выходе из кинозала. А во время сеанса думать об этом особо некогда — когда ты с эффектом почти полного присутствия то летаешь, то прыгаешь, то падаешь, то выныриваешь — честно, не до оценки качества монологов и актерской игры! Мотоцикл, обвал, волна, снежный пик, ущелье – едва успеваешь перевести дух и расцепить судорожно сжатые на ручках кресла пальцы и глотнуть водички из запасливо принесенной бутылки. Да, потом уже, пост-фактум, вспоминаешь, что кое-где Бодхи действительно говорил правильные вещи – об ответственности за свои поступки, о выборе пути, в конце-концов о том, что нельзя всё время только брать – надо уметь и отдавать тоже, но я не думаю, что эти речи отложатся в памяти у зрителей, увлеченных действом. Зрелищная составляющая захватывает зрителя настолько, что ему становится не до размышлений о морали и высокой этике. Так что воспоминания о фильме в результате сводятся к перечню ярких локаций и эффектных трюков. 

Я говорю «трюков», а не "спецэффектов", потому что все съемки фильма проводились с участием каскадеров и настоящих спортсменов «на натуре» без знаменитого «зеленого экрана». В результате съемочная группа объездила чуть не полмира, а актеры и их дублеры в реальности творили все продемонстрированные нам «чудеса на виражах». В частности, рекордом стал одновременный групповой полет пяти человек (включая оператора) на максимально низкой высоте на вингсьютах в ущельях швейцарских Альп. Очень сложно, даже для специалистов, было реализовывать спуски на сноубордах по нетронутой снежной целине: когда друг за другом едут 4 человека, риск для каждого последующего попасть в «мини-лавину» увеличивается. 

А вот пробирающий до дрожи в коленках головокружительный подъем без страховки по скользким отвесным обрывам самого высокого в мире водопада Анхель его исполнитель – скалолаз №1 в мире Крис Шарма – оценивает всего лишь на 5,3 по сложности из 10 возможных баллов. Ему, как мастеру, конечно, виднее – у меня же от одного вида с края водопада в животе всё в узелок завязалось!

Один из немногих отсылов к оригиналу - сёрферы, выходя "на дело", надевали резиновые маски президентов США
Один из немногих отсылов к оригиналу - сёрферы, выходя "на дело", надевали резиновые маски президентов США

Раз уж речь пошла о трюках, скажу, что не совсем хорошую службу ремейку сыграли локализаторы оригинала 15 лет тому. Дело в том, что название фильма «Point  Break» - «Точка невозврата» - представляет собой технический термин, означающий точку в полете из пункта А в пункт Б, когда самолет уже не может вернуться на прежнюю базу из-за нехватки топлива. После её прохождения пилотам остается только один путь — вперед и до конца. И Бодхи, и Джонни Юта, и сёрферы-грабители в какой-то момент прошли эту точку, до которой всё оставалось игрой – опасной и противозаконной, но не смертельной. Но когда последний рубеж пройден, выйти из игры уже нельзя; маски президентов сброшены и неизвестно, кто дойдет живым до финала и каким будет этот финал. 

Пояснять все эти дотошности  в эру кабельного было не принято, поэтому фильм пошел у нас в прокате под известным ныне именем «На гребне волны». Сёрферы, волны, поймать баланс, удержаться — вроде бы всё логично сходилось. В ремейке же сёрфинг выступает всего лишь как небольшой эпизод, позволивший Юте «зарисоваться» перед Бодхи, и не охватывающий всего сюжета. Хотя я также не уверена, насколько подошло бы фильму оригинальное название, поскольку новый Джонни Юта – прагматик, целеустремленно и упорно движущийся избранным маршрутом к вожделенному званию агента ФБР. Нет у него никаких метаний между долгом и дружбой, да и показалось мне, что дружбы с Бодхи у него тоже не было, все речи о высоком пропали втуне – Юта собирался без колебаний арестовать его в первый удобный момент. Ну а то, что в финале позволил уйти в море на гребне 30-летнего шторма – скорее дань оригиналу, чем высоким чувствам. Что поделаешь, такова современная жизнь – o tempora, o mores! - романтикам в ней не место.

 

 

Вернуться на Кинорецензии...

Контакты:

e_sol@ua.fm