«Первому игроку приготовиться…»

Кратко о фильме в двух цитатах:

Литературно: «Не нужно забывать, что Буратино шел всего первый день от рождения. Мысли у него были маленькие-маленькие, коротенькие-коротенькие, пустяковые-пустяковые.» (А.Толстой «Золотой ключик»)

Не совсем литературно: «Чёртова школота!» («Тихоокеанский рубеж 2», Найт Ламбер)

 

 

Говорят, что все известные литературные сюжеты уже давно изобретены, и килотонны писательских трудов – лишь вариации на тему примерно 2-3 десятков уникальных вариантов развития событий, украшенные разнообразными «рюшиками» или «воланчиками» в зависимости от эпохи и выбранного направления. Новое творение Спилберга (при всём моём уважении к создателю Инопланетянина, Индианы Джонса, «соучастнику» создания «Звёздных войн» и прочих культовых героев и вселенных) тоже не вывалилось на меня внезапным роялем из кустов в части внезапного прозрения. Рассказываю, почему.

Давным-давно, ещё в прошлом веке, в сборнике фантастики попался мне рассказ малоизвестного итальянского автора под названием «Онирофильм». Автор увидел возможное будущее человечества унылой серой рутиной техномира с яркими вкраплениями «снов на заказ» - видеофильмов, в которых зритель был непосредственным участником и, в зависимости от выбранного им сюжета, главным героем: обольстителем женщин, воином, шпионом и т.д.

 

 Рассказ неожиданно запомнился – даже в то время, когда космические корабли и воины-ниндзя в фильмах летали на веревочках, Годзилла и магистр Йода были куклами, а комбинированные съёмки погони по лесу Эндора в 6-х «Звездных войнах» немилосердно резали глаз своей топорностью, но даже тогда «параллельная реальность» киновселенных захватывала зрителя. Кому не хотелось пуститься на поиски гигантского изумруда 'Эль Коразон' с Джеком Н. Колтоном, порулить «Тысячелетним Соколом» или преодолеть пространственно-временной барьер на знаменитой «ДеЛориан» 1981г! 

Понятно, что будь изобретено такое устройство, как описано в «Онирофильме», от желающих воспользоваться не будет отбоя!
Включаем машину времени… вжжж… 25 лет спустя… Похоже мы действительно проживаем, шаг за шагом (или полка за полкой) наиболее яркие провидческие фантазии мастеров пера и бумаги. Давно реализован мир Жюля Верна с летательными аппаратами и подводными субмаринами, постепенно осваиваются миры Ефремова и других пророков космической эры. Донельзя актуален «Убийца» Р.Шекли с его беспроводными переговорными устройствами, заполонившими мир и занявшими людей бессмысленной и бесполезной болтовней. Больше чем на полпути к нам «451 по Фаренгейту» гениального Брэдбери и «Хищные вещи века» от АБС. Вот и шлем виртуальной реальности - уже совсем не фантастическое устройство. Подвигаем лестницу к следующему ряду библио- (пардон, видео-) теки: надо же приготовиться к грядущему. 

  Если бы «Первого игрока…» ставил не Спилберг, а, скажем, какой-нибудь Стэнли Кубрик или Тарковский, я была бы однозначно уверена в мрачности ожидающих нас перспектив и возможно даже пропустила бы премьеру. Но ведь добрый сказочник Спилберг должен нас порадовать, удивить и ошеломить! Да и отзывы о фильме, как о феерическом шоу из музыки, драйва, шутера и квеста в обрамлении хитов поп-культуры ностальгических 80-х, навевали оптимизм.

Устраиваемся поудобнее, надеваем, нет пока еще не виртуальный шлем, а всего лишь 3Д-очки …вжжж… машина времени… ещё 27 лет спустя. Мир  будущего. Жуткий замусоренный гадюшник, практически задворки какого-нибудь современного Каира или паче того - Камбоджи! Пост-индустриализм. Даже пост-пост-индустриализм – ни деревца, ни кустика, ни лужайки, сплошные трущобы. И зачуханного вида их обитатели в растянутых трениках или дырявых чулках и мешковатых свитерах, видимо оставшихся в наследство от обитателей Зиона. Зионовцев хоть можно было понять: сбежавшим из матрицы просто негде было ходить по магазинам по причине отсутствия таковых. А населяющим наше «альтернативное будущее» похоже вообще непонятно, зачем надо одеваться, следить за собой, за своим жильем и ближайшими окрестностями. Ведь есть Оазис! Чудесное изобретение слегка аутичного компьютерного гения – виртуальный мир, где можно быть кем угодно и заниматься чем угодно – в основном, понятно, развлечениями или войнушками с компьютерными монстрами. И зарабатывать там же в Оазисе виртуальные бонусы или виртуальные денежки. И жить там в своё удовольствие. И посвятить свою жизнь поиску святого грааля в виде пасхального яйца.

Для не знающих терминологию поясню: «пасхальное яйцо» - спрятанный забавный бонус в некоторых компьютерных программах и играх: или смешная картинка, или коротенький ролик, или дополнительные возможности. Он не обязателен для прохождения игры, но если случайно наткнешься – сюрприииз! Помню, однажды я  прочла подсказку, где прячется «пасхалка» в электронных таблицах Excel: если набрать в определенной ячейке определенную комбинацию символов, экран таблицы превращается в игровое поле с мячиком. Набрала код, поиграла… а выйти-то не могу. Другой код нужен. Esc не работает, «возврат» не работает, Excel вообще выключаться не хочет. А компьютер не мой, я только реферат села набрать. Караул, однако!.. 
Создатель «Оазиса» тоже видимо любил поглумиться над заядлыми геймерами, и в своем завещании объявил, что все права на обладание Оазисом (и, соответственно, доходами от него) передаст тому, кто разгадает ключевые вопросы и найдет «пасхалку» в его игре.

Тут в гонку за призом вступают главные действующие лица. Солидный бизнесмен - владелец крупной компьютерной корпорации, и прыщавый юнец-ботаник – геймер без определенных занятий, учёбы и с единственной целью в жизни: найти пасхалку, забрать причитающееся бабло и «накупить кучу всякой всячины». Угадайте, кто из них наш положительный герой, образ и пример для подражания?! За кого мы будем переживать, до обгрызания ногтей, с кем захотим сделать селфи на память?! Уж конечно не с миллионером, сумевший подняться от скромного ассистента в лаборатории изобретателя Оазиса до управляющего компанией, разрабатывающей и производящей разнообразную периферию для работы с компьютерами и для пребывания в том же Оазисе. Действительно, какой из него пример для нынешнего поколения – он даже свой пароль для входа в виртуальный мир не помнит, пользуется бумажной шпаргалкой, лохобойщик ушастый! 

Зато геймер – настоящий герой нашего времени. Пусть в реальности он – унылый лузер, прозябающий в каком-то клоповнике со своей теткой и её бойфрендом. У геймера-лузера в Оазисе шикарный аватар: Персиваль! У него тату,  клёвая челка как у Неро из Devil May Cry, прикольные друзья: самурай, ниндзя и огромный андроид-механик; куча собранных бонусов в автогонках, и в стрелялке-Doom; он ездит на реплике той самой «ДеЛориан». А с некоторых пор у него еще и шикарная подружка, тоже сетевая знаменитость, которая до того давала от ворот поворот и более модным парням, но внезапно сдалась победителю, разгадавшему первый вопрос легендарного создателя Оазиса. …Чтобы угадать развитие событий и хэппи-энд истории, не нужен магический шар и анализ полудюжины катренов Нострадамуса. Всё просто, очевидно и легкодоступно, как пачка чипсов.

Да, конечно не надо забывать, что это всё-таки Стивен Спилберг. Поэтому визуальная составляющая фильма нареканий не вызывает. Особенно та его часть, что проходит в Оазисе. Анимированные герои выполнены мастерски, всякие гонки, стрелялки и прочее «рубилово» выглядит красочно, музыкальное сопровождение радует. Но выбрав в герои подростков, Спилберг поставил себе весьма низкую планку, разом опустив сюжетную часть до уровня весьма наивной детской книжки. Хотя вроде бы и его «Инопланетянин» был фильмом для семейного просмотра, да и возрастной рейтинг для «Индианы Джонса» не сравнить с матерно-кровопускательным «Дэдпулом», однако же смотрелись и пересматривались эти ленты буквально до зажеванной плёнки видеокассет!
А «Первый игрок…» явно вызывает некий когнитивный диссонанс у зрителя. С одной стороны фильм переполнен милыми ностальгическими штучками из эпохи 80х – тут и персонажи фильмов, и отсылки, и известные фразы, и эпизоды компьютерных игрушек – всё это под хиты 80-х, как на концерте «Ретро-ФМ»
J. С другой же стороны – крайний примитивизм сюжета, рассчитанного даже не на 12+, а на ещё меньший возраст. 

Ну и скажите, кто из этого «поколения гаджетов» играл в «Арканоид», «Пак-ман», или «Missile Command»?! Ха! Вы ещё спросите, кто из них  в «Морской бой» на автомате за 15 коп резался?! Ну там Кинг-Конг, Годзилла – может еще мелькнут смутненько в неглубоких извилинах. А остальные россыпи намёков, камео и знаков – они только для посвященных, для тех кто своим лбом проходил уровни в Doom, разбил кучу тачек на поворотах Need for Speed, а на школьной парте царапал заветные DuranDuran и Van Halen. (Впрочем нет, мы ещё Kiss со звездочкой рисовали – чтоб училка охрипла от возмущения! J ) Ну так вот эти малолетние любители видеоплейеров и игроки в SuperNintendo – нынче уже бородатые дядечки и солидные тетечки. Где-то в глубине души они, возможно, ещё те же подростки (иначе вместо Спилберга пошли бы на очередные «50 оттенков нестиранных носков»), но предложенный им сувенир оказался пустышкой в красивой обертке. Весьма слабенько обоснованный и обрисованный мир будущего, невыразительный «главгад» усердно и безуспешно пытающийся изобразить злобного Карабас-Барабаса, картонный главгерой и его подруга, возглавляющая, страшно сказать, «сопротивление» IT-корпорации - всё это настолько наивно, что даже не смешно! Финальный аккорд фильма вполне в духе нынешних ценностей и общего уровня фильма: вместо планов перспективного развития родных трущоб и создания на их месте технополиса будущего, объявляется тотальная амнистия всем игроманам, даже просадившим последнюю заначку, спустившим пенсию своей бабушки и проигравшим конуру своего пса. И всеобщий доступ в Оазис круглосуточно и безлимитно, за исключением двух дней в неделю – видимо чтобы пользователи успели потратить деньги не только виртуальные, но и реальные и закупить компьютерную периферию последнего образца.

Пагубная, на мой взгляд, тенденция переносить взрослые сюжеты в школьно-подростковую плоскость. Все эти «Сойки-пересмешницы», «Игры Эндора» и прочие, где во взрослом антураже и сюжетных линиях разбирается младшая школьная группа. Прыщавые юнцы и юницы выглядят непомерно пафосно под лозунгами «смело мы в бой пойдем…» или паче того «за нами будущее» - будущее такого плана, как нарисовал Спилберг, не пожелаешь и злейшему врагу! Заодно страдает и взрослый зритель, пришедший посмотреть что-то более солидное и забористое. Вот совсем недавно вышел в прокат «Тихоокеанский рубеж 2», так из шикарного фантастического рубилова, сотворенного Гильермо дель Торо в первой части, тут ухитрились сделать пафосную фигню про то, как группа сопливых школьников спасала мир от гигантских кайдзю. Теперь Джеймс Кэмерон снимает продолжение своего легендарного «Аватара» - там, наверное, тоже спасать на’ви от злобных промышленных корпораций будет старшая группа детского сада!? Впору писать лозунги: «Долой школоту с киноэкрана!» – достаточно того, что она оккупирует кинозал на фильмах с рейтингом 18+, а потом егозит и глупо хихикает весь сеанс, не в силах понять происходящее. 

Хотя на кинофорумах и даже на КГ-портале творение Спилберга буквально захвалили – дескать старый дедушка оказался ещё ого-го каким шутником и выдумщиком. Ну что вам сказать – по моему мнению, если кто из дедушек и умеет тряхнуть порохом в ягодицах, так это Джордж Миллер с его продолжением «Безумного Макса». Два с лишним часа драйва и адреналина без лишних рефлексий! Всем остальным, увы, учиться. Или в детский сад! 

 

Вернуться на Кинорецензии...

Контакты:

e_sol@ua.fm