Свежие впечатления от одного из самых ожидаемых фантастических экшенов летнего сезона «Тихоокеанский рубеж» от Гильермо дель Торо.
Чтоб не тратить даром драгоценное время зрителей, я начну с изложения сюжета.
Pacific Rim — это фантастический экшен, в котором два с лишним часа огромные роботы и гигантские монстры колошматят друг друга врукопашную и с помощью подручных средств типа танкеров, диспетчерских башен и грузовых контейнеров. Весь фильм! Если кто-нибудь после этих слов все же пойдет в кинотеатр, надеясь увидеть там глубокую психологическую драму — извините за неоправданные ожидания. Как любил говаривать г-н российский президент: кто не спрятался, я не виноват. :)
А теперь приступим к разборкам.
Есть поговорка, что мужчины – это всегда дети, только стоимость их игрушек постоянно растет. Гильермо дель Торо в детстве явно не наигрался в войнушки и не начитался всласть комиксов и манги. Посмотришь — на вид солидный мужчина, даже очки носит, а игрушки делает весьма странные: комиксоидный четырех-фильмовый «Хеллбой», вампирское рубилово «Блэйд-2», жутковатые «Хронос», «Химера», «Мутанты». И совершенно безумная и в то же время притягательная сказка для взрослых «Лабиринт Фавна», номинировавшаяся на целый ряд кинопремий. Из последнего (и однозначно культового) он будет памятен за то, что снимал «Хоббит: внезапное путешествие». В принципе, после этого больше ему уже можно не снимать ничего. Постановка толкинианы – однозначный «билет в бессмертие» J Но да здравствуют люди, которым мало одного достижения!
С конца прошлого года началась рекламная компания его нового боевика «Тихоокеанский Рубеж», и уже с первых роликов зрители впали в экстаз, совершенно пришибленные размахом «войнушек». Судя по представленной нарезке нас ждало самое умопомрачительное зрелище с тех времен, когда первая (первый?) годзилла выбралась из вод Тихого океана, Кинг-Конг оседлал Нью-йоркский небоскреб, а Джейк Салли осуществил слияние со своим аватаром.
В интервью дель Торо рассказывает журналистам, что при создании фильма он вдохновлялся японскими аниме и токусацу (историями о супергероях), так что «Рубеж» - это большой реверанс в сторону заполонивших мир анимешек и их поклонников. Всех любителей «Евангелиона», разнообразных «Мобильных доспехов» и «Макросс Фронтиров», тех, кто в детстве восторженно следил за сражениями мультяшных автоботов с десептиконами, а позже бегал на кино-премьеры «Трансформеров».
По сути это экранизация хорошего меха-аниме, тщательно очищенная от подростковых истерий, муторных самокопаний героев и всяческой каббалистическо-потусторонней чепухи, которой увы грешат японские нетленки. Зато все остальные классические составляющие сохранены в неприкосновенности. Страшные чудища «кайдзю», пришедшие из иного мира через портал, открытый на дне Тихого океана. Созданные для охоты на монстров огромные роботы-«егеря». Очаровательная китаянка с синими волосами, словно сошедшая со страниц манги с легким уклоном в маха-седзё. Набор шикарных героических бисёненов всех мастей. Парочка комических ученых-«ботаников», неимоверно строгий громогласный начальник, и даже умилительно кавайный ребенок в коротком пальтишке, трогательных чулочках и краснолаковых туфельках, за которым по пустынным улицам гонится жуткое чудище! Мрачные подземные центры управления, предательское мировое правительство, сочувствующие мафиозные группировки. Сражения на роботах и не менее зрелищные постановки рукопашных единоборств. Был даже Ленин на броневике с пафосной речью…пардон, не Ленин – Морфеус на Зионе…нет, полковник на мега-роботе…а фиг с ним. Главное - КАК всё это выглядит! Умопомрачительно!
Операторская работа Гильермо Наварро (практически постоянного визуализирующего для дель Торо его замыслы) вызывает стойкий риск захлебнуться в потоке сногсшибательного драйва. Выкрутасы камеры просто вжимают в кресла не хуже мёртвых петель на американских горках (ловишь себя на судорожных движениях рукой в безуспешных поисках пристяжного ремня). Выверено всё. Каждый эпизод. Даже простенькая вроде бы сцена, когда Райли сидит на высоченной защитной стене – и та заставляет невольно вцепиться в ручки, потому что вниз — ого-го! - добрая сотня метров.
Если вам хоть когда-нибудь мечталось попробовать управлять трансформером или мобильным костюмом – добро пожаловать в кинозал. Ракурсы не только изнутри и снаружи кабины, но и изнутри пилотских шлемов. Головокружительные падения и полеты. Грохот гигантских мехов в системе стерео-звука довершает эффект – весь кинозал сотрясается, так что невольно смотришь на потолок: не появились ли там трещины. Отдельный респект Наварро за классический подход к сьёмке: все показано обстоятельно, на нужном расстоянии, хорошо зафиксированной камерой. После модного ныне якобы «документалистического» стиля съемок оператором-эпилептиком трясущейся камерой с затемняющим фильтром, когда огрызки сцен мелькают как в калейдоскопе, внятно и без напряга видимые сцены сражений просто радуют глаз!
Очень много экшена в фильме снято под дождем и в океане. Традиционный вроде бы приемчик для демонстрации эффекта 3Д зрителям, но и он исполнен безупречно. Капли летят в глаза, струи плещут в лицо, волны просто захлестывают очки так, что хочется отряхнуться и с трудом удерживаешься от желания протереть маску.
По отзывам на сайтах кое-где зрители жаловались на темноту и неразборчивость картинки и на чем свет стоит ругали эти самые сьемки под дождем. Наверное, всё зависит от качества копии и настроек изображения, но в нашем кинозале можно было разглядеть всё до последней капельки и мелкой чешуйки на монстрячьей шкуре. Всё настолько великолепно и захватывающе, что во время просмотра в зале даже не было слышно мерзкого хруста попкорна и шуршания пакетов с чипсами!
Dixi! Высказалась.
...А вы что-то еще ждете? Разборку сюжета? Так его особо нет и не ищите! Разве что по героям пройтись слегка.
Главгерой Рэйли (Чарли Ханнэм) — стандартный положительный мачо стиля «блондин-губки-бантиком» (временами — просто реинкарнация юного Брэда Питта) с типовым набором развитой мускулатуры, патриотизма и наличия психологической драмы в прошлом. Просто штамп бывшего супермена, которого подкосили жизненные обстоятельства, но он не сдался и с помощью дружеской поддержки «надрал задницу» всем плохишам на старом вышедшем в тираж «ведре с гайками». Со своей героической ролью управился, особых достижений в нее не внес.
Зато второплановые герои порадовали яркостью и многообразием.
Идрис Эльба в роли полковника Пентекоста, руководящего проектом «егерей», запомнился всем зрителям. По слухам, изначально на эту роль приглашали Тома Круза, но честно сказать не представляю я этого коротышку с грузом семейных ценностей, руководящего проектом спасения человечества от огромных тварей, пришедших из иномирья. А у Эльбы командующий получился такой суровый, что во время сцен с ним так и тянет вскочить, вытянуться в струнку и отдать честь: «Есть, сэр! Слушаюсь, сэр!»
Колоритная парочка слегка «двинутых» учёных, изучающих гигантских зверюг «кайдзю», вставлена, чтобы разьяснять нам технические моменты (поскольку главным героям это недосуг), попутно они вносят в сюжет оживляющую струю. Готлиб (Берн Горман) чем-то смахивает на гениального физика современности Стивена Хокинга, а Ньюман (Чарли Дей) - вылитый режиссер Джей-Джей Абрамс — как вам такое содружество?!
Ну и мой любимчик - Рон Перлман в роли гонконгского мафиози Ганнибала Чоу. Очки, малиновый пиджак, золоченые ботинки и ножик-бабочка чудо как хороши! Не дожидаясь, пока зритель догадается, он сообщает сам: «Мой псевдоним — это имя любимого киногероя и хорошего китайского ресторанчика». Вы можете вспомнить его по ролям в «Чужой 4», «Имя розы», а еще его часто приглашают играть русских («Враг у ворот», «Полицейская академия: миссия в Москве» - типаж двухметрового Шарикова видимо идеально отвечает американскому представлению о нас).
Кстати парочка русских в фильме также присутствует: пилоты боевого робота «Альфа-Чернобыль» (sic!). Судя по виду — это прямые потомки боксера Ивана Драго («Рокки-4»), а по отзывам однополчан они параллельно подрабатывают на одесском Привозе:
«-Где мы возьмем водородную бомбу?
-Русские нам достанут!» :)
Ну и конечно же то, ради чего все шли на этот фильм: роботы — гигантские, многотонные и громыхающие, прорисованные до последней детальки титанового корпуса. В сравнении с ними Трансформеры утираются в сторонке; «стартреки» курят бамбук. Даже мои любимые ЗВ (при всем уважении к гениальному Лукасу!) – и те увы не дотягивают.
Да, в этих фильмах есть оригинальные находки и интересно снятые моменты, но здесь - 131 минута сплошного меха-драйва, снятого в 3D! Разве что одну маааленькую претензию могу я предъявить по завершении фильма: почему так быстро «слили» трёх весьма колоритных «егерей», оставив «Gipsy Danger» в одиночку крушить Гонконг тушкой монстра-пришельца?! Два робота – вдвое больше действа, разве не так?!
Итак резюме: крышесносительный экшен в шикарном 3D с заштампованным сюжетом. Для тех, кто не измеряет свой возраст цифрой в паспорте, смотреть обязательно! Обстоятельным занудам, которые требуют обоснования «физики процесса» прохождения через межпланетный портал, открытый на дне океана – лучше сходить посмотреть нечто более высокоточное…например кулинарное шоу с Борисом Бурдой.
На кинофорумах уже отсмотревшие фильм настоятельно советовали не уходить сразу после начала титров: якобы по традициям аниме после финального «эндинга» будет показан еще кусочек фильма. Поэтому когда в зале зажегся свет, я упорно продолжала сидеть с очками на носу, под удивленными взорами собирающейся на выход публики. Увы, мое терпение не опрадалось: ленивые операторы попросту выключили технику и попросили освободить зал. Пришлось лезть в интернет узнавать, чего же «не додал» нам украинский кинопрокат. Не обманули. Кусочек был: Ганнибал Чоу, проглоченный во второй половине фильма детенышем кайдзю, проковырял своим ножичком выход на свободу и, весь обслюнявленный, чертыхаясь и матерясь, пошел искать выплюнутый тварью золоченый ботинок. Ура! Есть шанс увидеть его в продолжении!
Правда даты выхода продолжения пока еще неизвестны. На ближайшее время дель Торо афиширует выход готического ужастика «Багровый Пик» с харизматичным Бенедиктом Камбербэтчем. Ждем новых потрясений!
Самый оперативный в размещении свежих кинокадров конечно же Кинопоиск. Ну и кое-что еще в просторах инета нашлось.
Вернуться на Кинорецензии...