Сказ про то, как Джон Уик* «зажигает» с русской мафией.

* wick – в переводе с английского «фитиль, запал»

 

Обычно в пред- и пост-новогодние дни кинопрокатчики стараются не сильно отвлекать мозг зрителя от процесса переваривания оливье. Репертуар кинотеатров в это время обычно заполняют детскими и взрослыми сказками разного уровня слезливости и идиотизма. Но в этом году что-то пошло не так: наряду с богатырями, конями и дебильными ёлками… ведущими российскими шоуменами с афиш сумрачно взирает самый неяпонский самурай, избранный взломщик Матрицы и аккредитованный изгонятель бесов и демонов — Киану Ривз. Премьера нового боевика с его участием «Джон Уик» назначена в аккурат на 1 января. На самом деле к 1 января до нас Джон Уик не добрался — застрял видать на Керченской переправе или того хуже — попал под ответные антиамериканские санкции. Но пока еще мы не отключены от всемирной паутины, эта проблема решаема благодаря торрентам, а смотреть кино дома порой даже удобнее, поскольку просмотру не мешает хруст попкорна с соседних кресел. 

"Джон Уик",
"Джон Уик" - официальный постер (один из..)

Составить предварительное впечатление о фильме «Джон Уик» по комментариям смотревших его ранее мне не удалось. Мнения разделились диаметрально от «бред сивой кобылы в лунную ночь» до «зачОтный фильмец, Киану жжОт». В пассиве фильма числятся: примитивизм сценария, слегка превысившего плоскость фанеры, но не дотянувшего до уровня валенка, примитивизм исполнителя главной роли, который совершенно «не умеет играть лицом», и примитивизм заявленной в сюжете драмы. Те же статьи - как в хорошем бухгалтерском балансе - записаны и в актив: экшен и закрутка сюжета, самурайская невозмутимость Ривза и разыгранная драматическая тема любви и мести. Дабы не повторять классическое «не смотрел, но осуждаю» пришлось самой браться за просмотр и оценку. Посмотрела, оценила. В очередной раз убедилась: наши «великие  кинокритики» хотят увидеть глубину мысли и актерскую игру, достойные постановки «Гамлета»..., но при этом почему-то идут не на спектакль во МХАТ, а на типовой голливудский боевичок.

Если, садясь за просмотр немудрёной «стрелялки», не ставить перед собой завышенных ожиданий, то уверяю, вечер не окажется даром потерянным. Более того, если ваши персональные «киноархивы» углубляются в историю кино чуть дальше последних «Сумерек», «Ёлок» и плоских ре-экранизаций советской фильмоклассики, то от «Джона Уика» можно получить море удовольствия. А уж домашний кинопросмотр этого фильма с одноголосым дубляжом — просто ностальгия по старому доброму советскому прошлому. Тому самому, с мороженым по 12коп, бесплатным проездом для всех пионеров на 19 мая и кассетами с голливудскими боевиками, переведенными «голосами видеосалонов» - Володарским-Гавриловым-Горчаковым, виртуозно умевшим превратить один-единственный f**k в добрых полторы дюжины разнообразных русских ругательств, произнесённых неподражаемо гнусавым голосом. 

Сюжет фильма прост, незамысловат и легко умещается даже не на салфетке, а на спичечном коробке или в детской считалке: «у попа была собака…». Причём, у Джона была не только собака, но и жена, и горячо им любимый «Мустанг» 1969г выпуска.  Но одна внезапная встреча с русской мафией (да-да, русская мафия даже сейчас является для американцев гораздо более подходящим символом вселенского зла, чем собранные в кучу исламские террористы, коза-ностра и инопланетные «внедренцы» в правительстве США!), так вот, одна встреча с русской мафией - и всего этого не стало. Впрочем нет, к жене мафия отношения не имеет - её не стало чуть раньше, а вот машина в один недобрый час приглянулась несдержанному мажористому юнцу, оказавшемуся сыном главы мафиозного клана; собака же попросту некстати подвернулась под руку одному из уверенных в собственной безнаказанности малолеток. В принципе, никто из нас не застрахован от встречи с подобными агрессивными «недорослями», но далеко не каждый готов с лихвой воздать обидчикам ответною мерой. Конечно, ведь не каждый из нас — Джон Уик J

Дааа, почему бы пацанам было не позариться на красный Феррари какого-нибудь богатея или не попинать бомжей в Нью-Йоркской подземке?! Дался им этот антикварный «мустанг» и его «ботанического» вида хозяин, живущий в уединении на опушке леса!.. Хотя возможно будущему наследнику мафиозного клана стоило больше времени уделять не компьютерным играм, а знакомству с делами своего папочки. Тогда бы он знал, что «не все «ботаники» одинаково полез... пригодны для пинания ногами», а некоторые тихие отшельники способны вдруг «обернуться другой шерстью», навалять в ответ обидчикам, разметать вхлам уютную бандитскую «малину», перестрелять, как уток в тире,  доверенных подручных, взорвать полдюжины крутых мафиозных «тачек» и, слегка прихрамывая от случайно прилетевшего в район печёнки «пера», гордо уйти в пылающий закат. 

"Джон Уик" Элфи Оуэн-Аллен
Элфи Оуэн-Аллен - звезда "Игр престолов" в роли мафиозного "недоросля"

 Собственно, уже из анонса фильма было ясно, что Джон Уик не так прост как кажется. Это явно не писатель в творческом отпуске и даже не полицейский на пенсии. Джон — профессиональный киллер в отставке, в своё время выполнивший не один «заказ» соперничающих мафиозных кланов Нью-Йорка. Он, похоже, вообще известен всем жителям «города большого яблока»  - от хостесс в ночном клубе до полицейских. Все с восхищением вспоминают, как он с помощью одного лишь карандаша выполнил «заказ» на трёх неугодных персон, и так страстно ждут, чтобы он вернулся «к делам», будто дело Уика — выпечка круассанов к завтраку в единственной в городе кондитерской.

Так что зрителям остается устроиться поудобнее и ждать, когда же недальновидные русские мафиози со «знаковыми» русскими именами «Вигго» и «Иосиф» насолят главному герою предостаточно, чтобы тот имел мотивированные основания для адекватного ответа супостатам. Прекрасно понимая, кино какого жанра он снимает, режиссёр не затратил много времени и киноплёнки на дебют, сразу переводя игру в миттельшпиль. Опять же, понимая, что главный герой у него габаритами далеко не Джейсон Стэйтем, он соответствующим образом подкорректировал экшен-сцены. 

Хоть Киану Ривз и занимается каким-то видом восточных единоборств (и даже режиссировал фильм о них), но лучше будет, решил режиссёр, в помощь к «железному кулаку» и «алмазной рубашке» жёсткого цигун выдать нашему герою простой и примитивный полуавтоматический пистолет. Результат, как говорится, налицо: экшен-сцены получились не только убедительными, но и на редкость...элегантными что ли (не знаю, применим ли данный термин к банальному мордобитию и перестрелкам). Все уходы, захваты и броски выполняются достаточно сдержано и не по-голливудски «малоамплитудно», а вместо эффектно сворачиваемых конечностей и вышвыриваний врагов через стеклянную дверь/ окно/сервант завершает их одиночный контрольный выстрел.

По ритму исполнения сцена погони через «лагерь» русских мафиози чем-то напомнила эпический штурм холла небоскрёба из «Матрицы», очищенный от фантастических трюков и полётов на верёвочках. Всё происходит быстро, эффективно, профессионально, убедительно. Герою Ривза на досуге вполне можно писать руководства — что-то типа «100 способов креативно прострелить голову». Кстати, дотошные зрители подсчитали, что всего в фильме ухитрились положить целых 119 человек, и 78 из них собственноручно «уговорил» наш киллер в отставке.

"Джон Уик" Эдриан Палики
Эдриан Палики в образе плохой девочки

Не останется позабытой и та смелая часть женской аудитории, которую случайно занесет в кинозал полюбоваться на «милашку Ривза». В сцене рукопашки в номере отеля «Континенталь» герой трогательно щеголяет распоротым боком и голубыми атласными трусами-боксерами. Опять же памятуя о габаритах протагониста, режиссёр представил ему в соперники не брутального мафиози подвида «орк мордорский», а фигуристую барышню, владеющую бразильским джиу-джитсу. Они честно продемонстрировали друг другу и зрителям своё «кунг-фу», развалили весь номер, нарушили мирный сон соседей и правила отеля... в результате выяснили, что «кунг-фу» Ривза всё-таки круче. 

Русская мафия, похоже, адаптировалась к Нью-Йорку удачно!
Русская мафия, похоже, адаптировалась к Нью-Йорку удачно!

Ну и наконец о проанонсированной в начале рецензии ностальгии. Сценаристы, как встарь, в добрые 80-е, вытряхнули из пыли и забвения образ русской мафии, ухитрившись добавить новых красок и стереотипов в лубочную картинку: «эти странные русские». Времена ушанок, балалаек и водки из гранёных стаканов прошли — нынешние русские одеваются в модные костюмы «от кутюр», элегантно пьют коньяк и содержат в штате советника-консультанта (как это есть сказать по-итальянски - consigliori)... Однако даже и без балалаек не счесть изюминок этой «загадочной русской души» . Оказывается, русские любят собираться в банях. Не в  деревянных парных с лавками и вениками, а в огромных, облицованных плиткой и мрамором подобиях СПА-салонов. И там, забравшись с толпой длинноногих девиц в огромный мраморный бассейн, нестройным хором петь колыбельную «Баю-баюшки-баю, не ложися на краю». (Выглядит сие зрелище, скажу я вам, психоделически!).

Джон Уик
Пишут, что 90% всех своих трюков в фильме Киану Ривз выполнил сам, без дублёра (ай-яй, куда смотрит профсоюз кинематографа?!), а упомянутую сцену потасовки выучил и отыграл за один день


Еще одна милая деталька фильма - «русскоговорящая» мафия. Прошли те времена, когда для создания должного колорита Шварценеггер должен был мучительно разучивать слово «водка». Нынче несложно набрать для массовки русских исполнителей. Правда в итоге окажется, что «гастарбайтеры» говорят по-русски с жутким среднеазиатским акцентом, однако эти тонкости доступны только нашим зрителям. Для американских же приготовлены разноцветные плавающие субтитры,  «слизанные» с сериала «Шерлок» ВВС.

Сам Джон в среде русской мафии известен под милой кличкой «Баба-Яга». Нет-нет, он не сказочник, не летает на помеле и совершенно ни разу не «голубой». Просто у убогих американцев нет того точного перевода для всего богатства русской народной нечисти — домовых, леших, кикимор, и прочая-прочая. Есть Фредди Крюгер и есть собирательный образ всех остальных злых духов - Boogie Man. Раз Man, решили сценаристы, значит подойдет. В принципе да, подошло: американцам колоритно, русским смешно.

И так весь фильм — то за драками-перестрелками наблюдаем, то «русским колоритом» упиваемся. Еще несколько аллюзий — не уверена, были ли они сделаны специально — отсылают зрителя к «ранним» фильмам с Киану Ривзом. Особенно часто маячит «Матрица» - то зеленоватой подсветкой отдельных сцен, то уже упомянутой сценой в холле, то финальной схваткой под струями дождя... то совершенно нестареющей физиономией самого Киану Ривза — один в один м-р Андерсон, только небритый. 

Резюме: фильм должен понравиться всем фанатам игр-«стрелялок», любителям голливудского боевика эпохи 80х, поклонникам Киану Ривза в сумрачных ипостасях Нео и Константина и любительницам нежно-голубого атласного белья. Отдельно «Джон Уик» должен быть одобрен радикальным крылом организации «Гринпис» и номинирован на какой-нибудь приз борцами за права животных, поскольку более суровой и эпически поданной мести за домашнего любимца доселе мне видеть не доводилось!

ПС. На самом деле Киану Ривз вовсе не такой уж угрюмый неартистичный тип. Улыбаться он очень даже и умеет....когда у него нет другого выхода!





Назад на Кинорецензии...

Контакты:

e_sol@ua.fm