“Интерстеллар”: “теория всего*” … и ничего.

Я ухитрилась пропустить почти весь предварительный этап к запуску одного из самых громких фантастических кинопроектов ушедшего года «Интерстеллар» и включилась в тему пару месяцев тому, когда PR-компания уже громыхала вовсю. Промо-ролики и трейлеры я обычно не смотрю, предпочитая сохранить новизну впечатлений для премьерного просмотра, а вот в удовольствии почитать сплетни и обсуждения отказать себе не смогла. 

Заявленный режиссёром Кристофер Нолан (кстати, до него проектом занимался сам Спилберг, но потом почему-то дал задний ход) внушал мне недюжинный оптимизм. До сих пор не могу забыть, как он ухитрился сделать “перезагрузку” совершенно картонно-комиксового “Бэтмена” в весьма драматического и динамичного  “Тёмного рыцаря»; а его «Начало» и «Престиж» отличались не только зрелищной картинкой, но и достойным сюжетом. Однако гораздо больше сидящего в режиссёрском кресле м-ра Нолана меня заинтересовала идея “Интерстеллара”, обещавшая крепкий классический “sci-fi”, основывающийся на последних научных достижениях и открытиях в области астрофизики. На фоне буйно цветущего в последние годы фэнтези - всех этих любвеобильных вампиров, ручных оборотней, мохноногих хоббитов, лопоухих эльфов, колдунов-самоучек и прочего “заповедника гоблинов” - порой такая тоска берет по «старой классике» - Брэдбери, Андерсону, Азимову, Гаррисону. Хочется головокружительных полётов, ураганных перестрелок из бластеров и лучевых пушек, межгалактических миссий, поисков следов исчезнувших цивилизаций, путешествий во времени, наконец!

И вот свершилось: нас ждут полёты в космос, чёрные дыры, перемещения во времени и пространстве. Ура, товарищи!

Интерстеллар

Более того, при создании фильма голливудскую команду консультировал Кип Стивен Торн – светило современной астрофизики, гравитационных и квантовых исследований, коллега самого Стивена Хокинга. Если кто и сможет вам внятно объяснить, куда ведёт «кротовая нора», где у чёрной дыры находится «горизонт событий» и что такое «космическая сингулярность*» - так только эти два человека!

Увы, как мне ни хотелось «вживую» посмотреть на гравитационные коллизии, созданные на мощнейших компьютерах под чутким руководством м-ра Торна, но до местного отделения IMAX я не добралась. Не добралась даже до банального 3D, осев перед домашним компьютером с запасом чая и вкусняшек - хронометраж-то у фильма 3 часа без каких-то минуток! Питера Джексона когда-то за такие «кинохроники» чуть не закидали пустыми пакетами от поп-корна, но у него ж на каждую получасовку по одному эпичному сражению приходится...

Очередной вариант унылого будущего от "Интерстеллар"
Очередной вариант унылого будущего от "Интерстеллар"

«Интерстеллар» начинается с видеозаписей «мемуаров» некоей группы пожилых людей, скорбно рассказывающих о том, как плохо стало жить на Земле после наступления глобальной засухи.  Чуть погодя для усиления эффекта нам вживую показывают все эти выжженные земли, пересохшую стерню на полях и пылевые бури, грозно клубящиеся над одинокими фермерскими домами. Еще нам показывают простых, но героических фермеров, стойко борющихся со всей этой напастью и ухитряющихся выращивать такую ядрёную кукурузу, что самому Никите Сергеевичу должно беспрестанно икаться и переворачиваться. Еще нам показывают немудрёный быт простых фермеров – квартиры, засыпанные пылью, машины, пробивающиеся сквозь пылевые облака, финальный матч по бейсболу, на который накатывается пыльная буря, школьников, из которых воспитывают будущих героических фермеров, которые будут бороться с пылевыми бурями и выращивать кукурузу-рекордсменку (впрочем нет, кукуруза вскоре должна вымереть, не вынеся перемен климата, поэтому они будут выращивать рапс, или просо, или гречу… или вообще кунжут!) … и так 30 или 40 минут экранного времени!!!

На этом месте меня банально сморил сон, и дальнейшее знакомство с шедевром современной научно фантастики пришлось отложить до следующего вечера.

Интерстеллар
"Отцы и дети" - версия капиталистическая

Попытка №2

Ладно, признаюсь, в «первой части» я не только ознакомилась с очередным вариантом «конца света» через глобальное потепление. Мне представили семью главных героев (да-да, тех самых фермеров, растящих кукурузу!) – бывшего лётчика (Мэттью МакКонахи), живущего на ферме с пожилым отцом и двумя детьми. Сынок звёзд с неба не хватает и готовится лет через –дцать продолжить выращивать кукурузу (ну или там рапс) – благо школьная программа нынче упрощена до минимума, необходимого для выпуска качественных агротехников; инженерные и прочие высококвалифицированные специальности изъяты (то-то у них техника вся разваливается на глазах), полёты в космос признаны вредными, а космическая программа конца 20го века была лишь рекламным трюком.

А вот фермерская дочка обладает полным набором качеств, необходимых для того, чтобы можно было начать педалировать извечный конфликт отцов и детей. Она рыжая, у неё дурацкое имя «Мёрф» (видимо сокращенное от «Мёрфи», не Эдди Мёрфи конечно, а «Закон Мёрфи»), она слишком сообразительна для своего возраста и слишком своенравна, чтобы периодически огорчать отца и раздражать брата. А еще она всерьёз уверена, что у неё в комнате живёт полтергейст. Он периодически двигает предметы на огромном, в потолок, книжном шкафу, а однажды во время пыльной бури ухитряется так строго геометрически рассыпать пыль по полу, что получается то ли гигантский штрих-код, то ли шифровка. Уставший от девчачьих выдумок герой МакКонахи предлагает любопытной дщери заняться расшифровкой штрих кода и доказательно обосновать наличие полтергейста. Чадо на некоторое время затихает над декодированием, а потом выдает какие-то координаты для давно накрывшегося пыльным тазом GPS. Папа прыгает в свой пикап и едет по координатам, обнаруживает спрятавшуюся в кузове в кучке тряпок дочь,  затем обнаруживает проволочный забор в кукурузном поле, затем обнаруживает секретный объект за забором, …затем уже его с дочерью обнаруживает говорящая хромированная плита габаритами метр на два, по конструкции похожая на сложенный пляжный шезлонг.

Нет, это не IPad версии конца 21 века. Это робот Тарс. Он много чего знает и умеет...например, он может ходить :)
Нет, это не IPad версии конца 21 века. Это робот Тарс. Он много чего знает и умеет...например, он может ходить :)

Плита оказывается полицейским роботом-охранником секретного объекта (робот-охранник! Вот эта шагающая  хромированная консоль! Три «ха-ха»!!! В сравнении с ним Р2Д2 - пылесосообразный робот из "Звездных войн" — образчик ловкости и функциональности!). Она охраняет учёных НАСА, которые на остатках еще действующей техники пытаются проводить научные исследования.

Сногсшибательное обаяние героя МакКонахи приводит к тому, что в течение какого-то получаса он из пойманного нарушителя становится  едва ли не последней надеждой землян: он пилотировал самолёты, а значит сможет пилотировать и космические корабли.

Ура! Наконец-то дело дошло до звездолётов! Даёшь третью космическую!!!

Интерстеллар
"Дети кукурузы" - версия обновленная

Осталось не заснуть и переждать изложение «теоретической базы» сэром Майклом Кейном, сидящим у исписанной формулами до самого пола (точно как у студентов в «Необыкновенных приключениях Шурика») доски, комплект истерик неуправляемой Мёрф («Ты нас бросаешь здесь умирать! Я не хочу тебя видеть!»), скупые прощания ГГ с отцом и старшим сыном («-Я могу иногда пользоваться твоим автомобилем? -Он теперь твой, сынок!») - и наконец-то зажигание включено, проверка всех систем, на старт... поехали!

Классическое объяснение идеи "кротовой норы" для двумерного пространства (через выход на третье измерение)
Классическое объяснение идеи "кротовой норы" для двумерного пространства (через выход на третье измерение)

Вкратце поясню: учёным удалось зафиксировать и расшифровать «послание» неких существ, живущих в параллельном нам, но пяти-мерном измерении. «Посланцы» донесли до учёных теорию так называемых «кротовых нор» или «червоточин», позволяющих, презрев законы Эйнштейна о конечности скорости света, достаточно быстро переместиться на огромные расстояния через гравитационные искривления пространства времени. В объяснениях (которые на самом деле достаточно мало объясняют зрителю с нулевой базой знаний в области квантовой механики) столько раз звучало  слово «гравитация», что я начала всерьёз опасаться появления духа Мэтта Ковальски в сюжете картины J

Интерстеллар
"Чувак, слышь, в твоей ксиве только про самолёты прописано, а про звездолёты ни слова. Ты в натуре хоть раз из стратосферы выходил?!

Так вот, учёным удалось заполучить не только основные принципы новейшей физической теории, но и координаты внезапно обнаружившейся в районе Сатурна «кротовой норы». В результате десятку космолётчиков был выдан «билет в один конец» на полёт сквозь червоточину. Пилоты должны были обследовать планеты, расположенные по ту её сторону (вот тут или я немного проспала и не поняла, как из одной червоточины несколько пилотов попало на разные планеты, или это ляп сюжета – один из многих), а обследовав их на предмет доступности для колонизации, послать сигнал на Землю. Даже несмотря на соединение пространства червоточиной, путь к ней, полёт внутри, а потом возвращение обратного сигнала заняло 10 лет. За это время учёные должны были разработать всевозможные планы А, В и С — строительство и отправку большого корабля, развёртывание колонии и в итоге переселение землян на новое место жительства. И вот 10 лет прошло, сигнал получен, а планы учёных всё еще в стадии планов: межпланетные корабли для эвакуации человечества не построены, и только доска в кабинете м-ра Кейна обросла формулами. Отсутствует даже возможность отослать к каждой из планет по бригаде колонизаторов! Экипаж одного-единственного корабля с грузом замороженных оплодотворенных яйцеклеток, гарантирующих сохранение генофонда людей, должен, буквально ткнув пальцем в небо, прокладывать себе курс и надеяться на успех «операции», потому что никаких запасных вариантов «план А» не предусматривает.

К этому моменту фильм уже перевалил за середину. Когда прозвучала коронная фраза про 18 месяцев полёта до Сатурна и еще несколько лет плюс, я было испугалась, что оставшуюся половину экранного времени нам будут показывать в деталях этот эпический полёт. Нет, обошлось.

Высадка на чужой планете. Нет, на заднем плане не шкаф из фамильного гарнитура мадам Петуховой. Это робот Тарс. И он-таки ходит :)
Высадка на чужой планете. Нет, на заднем плане не шкаф из фамильного гарнитура мадам Петуховой. Это робот Тарс. И он-таки ходит :)

Зато не обошлось без набора пафосных диалогов, невразумительных интриг, невпечатляющих психологических драм и поступков героев, достойных номинироваться на Оскары разной степени по уровню идиотизма.

Почему, например, из всех возможных вариантов для колонизации была выбрана планета звёздной системы неподалёку от самой настоящей черной дыры?! Ведь каждому школьнику, ознакомившемуся с курсом квантовой механики, должно быть известно, что чёрные дыры своей стремящейся к бесконечности плотностью создают сильнейшее гравитационное искривление пространства, захватывающее все объекты, пересёкшие границу действия гравитационного притяжения («горизонт событий»). Более того, черные дыры также «искривляют» время – чем ближе к центру притяжения находится объект, тем медленнее течёт на нём время. 1 час на выбранной для высадки планете равняется 7 годам на Земле (на самом деле здесь голливудцы видимо отвлекли м-ра Торна спецэффектами и тем временем слегка подправили озвученную цифирку – для разницы «1 час-7 лет» гравитация на планете должна быть такой, что храбрых колонистов расплющило бы в лепёшку). Тем не менее, герои сперва героически наступают  на грабли, а потом лечат шишки от них, перемежая это действо пафосными речами. 

Ну никакого ж сравнения с Землёй, согласитесь - всюду чистенько, ни пылинки. Вот здесь и развивать сельское хозяйство. А скафандры - ерунда. Они почти не мешают жизнедеятельности!
Ну никакого ж сравнения с Землёй, согласитесь - всюду чистенько, ни пылинки. Вот здесь и развивать сельское хозяйство. А скафандры - ерунда. Они почти не мешают жизнедеятельности!

Более удачной оказывается «вторая попытка» высадки – планета по крайней мере стабильна в пространстве и во времени, правда пустынна настолько, что «великая сушь» на Земле в сравнении с ней кажется субтропиками. К тому же здесь холодно, к тому же здесь атмосфера перенасыщена ядовитыми газами, к тому же найденный в гибернации пилот-первооткрыватель похоже слегка двинулся разумом и вот-вот отправит всю экспедицию «в вечное путешествие»… слушайте, товарищи учёные, а почему б вам было не потратить эти 10 лет и кучу денег на развитие тепличного хозяйства и выведение засухоустойчивых культур кукурузы?! 

Это не кольца Сатурна и не солнечная корона. Это самая что ни на есть современная версия чёрной дыры.
Это не кольца Сатурна и не солнечная корона. Это самая что ни на есть современная версия чёрной дыры.

… Опять идут полёты-перелёты, стыковки-расстыковки кораблей в открытом космосе через управление джойстиком (ау, «Гравитация»!), разгерметизации-стабилизации, «у нас заканчивается топливо, нам не на чем продолжать полёт», «ничего страшного! У нас есть чёрная дыра, мы оттолкнёмся от её «горизонта» и на полученном импульсе долетим до следующей планеты» (ау, мистер Торн, в этой фразе есть смысл с точки зрения квантовой физики? А вообще в ней есть смысл с точки зрения здравого смысла?!)

И вот апофеоз событий: изрядно потрёпанный звездолёт выходит на «горизонт событий» (вы еще не забыли, что это «граница», за которой действие притяжения чёрной дыры становится необратимым?!). Тем не менее, если верить пилоту (а кто ж не поверит красавчику Мэттью МакКонахи?!) сперва левое крыло, а потом и левый двигатель корабля благополучно проходят под этот горизонт, а потом пилот с героическим лицом Мэтта Ковальски («Гравитация» всё-таки рулит!) «отстреливает» шаттл от основного корабля, чтобы тот на полученном импульсе долетел до третьей планеты системы Медуза предполагаемой колонии, а сам проваливается в чёрную дыру.

На этом месте уважаемому астрофизику и знатоку теории квантовой гравитации м-ру Торну сценаристы наверное выдали персональный компьютер с мощнейшим движком и безлимитным доступом в игру «World of Tanks», и он самоустранился от контроля за научной достоверностью сюжета. По идее, лететь по краю «горизонта событий», слегка касаясь его левым крылом, нельзя – разница гравитации над и под горизонтом порвёт это левое крыло, простите, как Тузик грелку. Более того, эта разница в притяжении разных частей материального объекта должна вытянуть его в почти бесконечно длинную "макаронину" без всяких гарантий возвращения в прежнюю форму. Но герой Мэттью абсолютно невредимым проходит горизонт, падает в чёрную дыру вслед за свалившимся туда секундами ранее шезлонгообразным роботом, и еще некоторое время передает оттуда приветы всем радиослушателям. 

Примерно вот так для нашего трёхмерного воображения должен выглядеть пятимерный книжный шкаф. Объемненько
Примерно вот так для нашего трёхмерного воображения должен выглядеть пятимерный книжный шкаф. Объемненько

А чтобы уж совсем взорвать мозг ошеломить зрителей, сценаристы впутывают сюда временной парадокс и многомерное пространство. В итоге оказывается, что чёрная дыра на противоположном конце нашей Галактики через 5е измерение ведёт …ух, ни за что не угадаете!... ведет в книжный шкаф маленькой рыжей Мёрфи два десятка лет тому назад!!! От такого откровения я проснулась окончательно, и уставилась в экран, наблюдая, как сценаристы пытаются протащить совершенно дурацкий временной парадокс через пятое измерение. Потуги выглядели неэффектно и совершенно малоубедительно – то ли дело док Эммет Браун с Марти МакФлаем из «Назад в будущее» - вот кто мастерски стряпал и элегантно разруливал такие парадоксы!

...Шкаф-гиперкуб, струны времени, завязанные на стрелку фамильных часов, морзянка на этих струнах, поистине ослиный кретинизм Мёрфи по отношению к собственному отцу и как следствие слишком позднее решение ею загадки этих часов… и традиционный хеппи-энд в конце. Ладно, уговорили, не совсем традиционный и не совсем «хеппи» - даже всех пятых измерений и чёрных дыр не хватило, чтобы полностью презреть теорию относительности: за время, проведенное звездолётом в космосе, на Земле сменилось целое поколение, и вредина-Мёрфи теперь годится своему отцу в прабабки…

-Как это, про такое уже писали в "Туманности Андромеды"?! Не может быть! До неё 2,5 млн световых лет и ни одной кротовой норы поблизости!
-Как это, про такое уже писали в "Туманности Андромеды"?! Не может быть! До неё 2,5 млн световых лет и ни одной кротовой норы поблизости!

В итоге просмотр фильма оставил острое чувство вторичности в сравнении с читанной мною в далёком детстве «Туманностью Андромеды». Там хватало космических путешествий, инопланетных загадок, теории относительности и личных драм гораздо более высокого качества, и вместе с тем никто не бубнил заумных фраз про гравитации, сингулярности и червоточины. Объяснение "основ" в "Интерстелларе" вышло, на мой взгляд, неудачным: оно чересчур сжато для полностью непросвещенных, и вместе с тем изобилует упрощениями и неточностями для тех, кто хоть немного "в теме".  Плюс огромное количество ляпов, и «подвисших» нераскрытых эпизодов, непростительных ни для фильма, призванного популяризовать науку, ни для любого художественного сюжета. Да чего там, уж если говорить о сюжетах, у меня самой «под сукном» лежит фантастический рассказ с чёрными дырами, петлями времени, звездолётами и даже с гиперкубом, написанный – всего ничего – в конце 90х без малейшего вмешательства светил квантовой физики. Так что ничего для себя нового – ни в плане кино как развлечения, ни как популяризатора науки – из "Интерстеллара" я не вынесла.  

Кадр со съемок - как ходят космонавт и робот (только не спрашивайте, чего мне дался этот робот!)
Кадр со съемок - как ходят космонавт и робот (только не спрашивайте, чего мне дался этот робот!)

Хотя опять-таки, моё мнение не совпадает с мнением большинства зрителей, всерьёз считающих «Интерстеллар» этаким новейшим заветом, а его просмотр - равнозначным прохождению факультативного курса по квантовой гравитации, отсюда и восторженные эпитеты, и заоблачно-звёздные рейтинги… Хотя согласно нынешней теории эволюции звёзд, когда в последних заканчивается поддерживающий реакции синтеза водород, они вспыхивают до сверхновых и потом сжимаются в зависимости от своих размеров либо в нейтронную звезду, либо в чёрную дыру. Похоже, когда реакция синтеза закончится в “Интерстелларе”, он попросту лопнет, словно мыльный пузырь, не оставив даже брызг на поверхности.

 

П.С. еще мне категорически не нравится сокращение имени главного героя с Купер на  идиотское “Куп”!

П.П.С. и не сочтите, что для написания этой рецензии я успела прослушать курс лекций по  квантовой гравитации. Просто популяризованные версии научных трудов К.Торна и С. Хокинга нынче доступны каждому читателю (буде у него желание на их прочтение). 


  • Теория всего” - недостижимый (пока) идеал в квантовой физике – попытка создать теорию, которая бы увязывала вместе все известные на нынешний момент виды фундаментальных взаимодействий тел и частиц, не противореча ни  одной из составляющих их формул и постулатов


  • Сингулярность — точка в пространстве-времени, где искривление пространства-времени достигает бесконечного значения. 



Вернуться на Кинорецензии

Контакты:

e_sol@ua.fm