"Игра в имитацию" - быть не таким, как все.

Игра в Имитацию, Бенедикт Камбербэтч

Говоря словами классика, «Февраль уж наступил и «Оскар» собирает...» - на 22.02 запланировано самое известное кино-шоу мира — вручение наград голливудской киноакадемии «Оскар». Дабы не «выходить из образа» кинокритики, вечно номинирующие на золочёную статуэтку говорящих свиней и прочую божественную чушь, в этот раз включили в «шорт-лист» невнятную якобы спортивную драму «Охотник на лис». По счастью, сие уныло-тягучее творение уравновешено несколькими более достойными номинантами. Про мастера качественно взломать зрителю мозги Дэвида Финчера я постараюсь рассказать в ближайшем времени, а пока — английское кино про английскую историю: «Игра в имитацию» и (трам-там-там-там! Фанфары в студию) шикарно-неповторимый Бенедикт Камбербетч.

Фильм снятый, по сути говоря интернациональной командой под руководством норвежского режиссёра, относится к классу так называемых «байопиков» - кино-биографий известных людей. Кстати, БК уже отметился в одной биографической ленте про создателя «Викиликс» Джулиана Ассанджа. Однако фильм «Пятая власть» вышел на редкость нудным, невыразительным, не понравился ни зрителям, ни самому Ассанджу, и единственным достойным упоминания в ней было то, как осветляли кудряшки  Камбербетча, чтобы сделать из него блондина-альбиноса. 

Алан Тьюринг Игра в Имитацию
Алан Мэтисон Тьюринг

«Игра в имитацию» переносит нас во времена Второй Мировой войны, но не грандиозных баталий на полях сражений, а не менее острых интриг, ведущихся спецслужбами воюющих сторон. Сюжет посвящен расшифровке кодов германской суперсовременной шифровальной машины «Энигма», благодаря чему в руки британской разведки попадали сообщения о военных планах нацистов. В  «Правительственной школе кодов и шифров» МИД Великобритании работала целая команда специалистов — математиков, шифровальщиков, криптоаналитиков, переводчиков – из которой сценаристами было выбрано одно имя: Алан Мэтисон Тьюринг. Английский математик, логик, криптограф, заложивший основы информатики, придумавший идею абстрактной вычислительной машины (так называемой «Машины Тьюринга»), и задолго до создания первых компьютеров начавший исследовать теорию искусственного интеллекта. Кавалер Ордена Британской империи, член Лондонского королевского общества, осуждённый правосудием Великобритании по статье «гомосексуализм» и впоследствии помилованный лично королевой Елизаветой (к сожалению, уже посмертно). В общем, личность достаточно интересная для популяризации в попкорно-зрительской среде. 

Бенедикт Камбербэтч Игра в Имитацию

Начало фильма создало стойкое чувство, будто я смотрю очередную серию «Шерлока»: небольшая комната, в которой царит творческий беспорядок из листов газет, разрозненных записей, чайных чашек вперемешку с инструментами и деталями непонятного назначения; доска на стене, в несколько слоёв обклеенная заметками и схемами. И знакомая долговязая фигура, что-то собирающая на полу. Пара детективов Скотланд-Ярда прибыла сюда для расследования взлома, однако хозяин совсем не жаждет помощи от блюстителей порядка, к тому же в доме ничего не пропало. Знакомое презрительно-отвлеченное выражение лица, пара коротких язвительных фраз (так и ждёшь знаменитого «Прекратите думать, Андерсон, вы снижаете IQ всей улицы!») - и слегка ошарашенные детективы непочтительно выставлены вон.

«Я дам тебе фунт, если ты назовёшь более невыносимого человека,» - переглядываются «бобби».

Мне! Дайте фунт мне! И я даже назову его адрес: Бейкер-стрит 221б :)

Игра в Имитацию Бенедикт Камбербэтч

На этом режиссёр прерывает погружение в ре-экранизацию конан-дойлевских книг. Сюжет начинает развиваться в трёх временных линиях сразу.

В 1951г дотошный детектив продолжает расследовать странный взлом, выходит на документы хозяина дома, и обнаруживает любопытный факт: досье на него хранится в засекреченных правительственных архивах. Неутомимая ищейка продолжает «копать», добирается до архива... и обнаруживает там девственной чистоты папку. Ищейка впадает в профессиональный азарт.

1939г Англия объявляет войну нацистской Германии. Молодой перспективный учёный-математик  Алан Тьюринг проходит собеседование у высокого военного чина секретной службы. Причём, поди разбери, кто кого интервьюирует. Тьюринг, к примеру, чётко уверен: он именно тот, кто нужен разведслужбе Её Величества. Он не просто уверен, он это знает, он принял решение. А эти недалёкие военные... «Господи, что же творится в ваших крошечных мозгах?!»

-       Сколько вам лет, мистер Тьюринг?

-       27

-       Сколько вам было, когда вы стали аспирантом в Кембридже?

-       24

-       А в каком возрасте вы опубликовали статью, название которой я едва смог понять?

-       В 23...

-       И вы не считаете себя гением математики?!

-       Ньютон вывел формулу бинома в 22, Эйнштейн опубликовал 4 статьи, которые изменили мир, к 26 годам… Я едва лишь стал с ними в один ряд!

-       Господи, да вы серьёзно!!!

Игра в Имитацию, Бенедикт Кабмербэтч
Команда дешифровщиков из Блетчли-парк

И вот когда наш «высокоактивный социопат» наконец «достучался» до извилин принимающего решения штабного, выясняется, что работать над взломом немецких секретных кодов он будет в команде — неплохой команде азартных, патриотически настроенных, в меру амбициозных молодых людей. Коллектив «взломщиков» неодобрительно косится на выскочку, а Алан совершенно искренне не понимает, зачем нужен весь этот балласт, если уже есть он. Уволить лишних, а сэкономленные средства выделить ему для постройки дешифровального аппарата. И да, Тьюринг совершенно не знает немецкого!

Третья линия сюжета. 1928г. — юный Алан учится в частной школе Шербон. «Ботаник» и «заучка» немножко не от мира сего, как водится, становится объектом насмешек местных заводил. Шутки мальчишек разнообразны и изобретательны, а некоторые из них нельзя назвать безобидными. Не сразу, но логический ум находит ключ к поведению одноклассников. «Знаете, почему люди так любят насилие? Потому что им от него становится хорошо. Люди находят насилие глубоко удовлетворительным. Но уберите это удовлетворение, и сам акт становится пустым…». Если не можешь дать отпор, постарайся хотя бы испортить «шутникам» удовольствие от их выходок. Держи внутри свои мысли и свои эмоции, скрывай их, во что бы то ни стало, ничего не показывай окружающему тебя «стаду». Возможно, именно эта стена, которую пытается построить вокруг себя ученик-одиночка, плюс его неординарные способности к математике и логическому анализу и приводят Алана к изучению кодов и шифров. Вместе со своим единственным школьным другом Кристофером Алан тренируется в создании шифров и криптограмм, которыми они переписываются, как школьники — обычными записками.

Игра в Имитацию
Стюарт Мензис - один из руководителей легендарной МИ-6 (кстати, прототип для руководителя Джеймса Бонда "М" из одноименной франшизы)

-Вы с вашим другом на уроке математики решаете математические задачи, потому что математика слишком скучна для вас!..


Режиссер играючи переводит сюжет с одной линии на другую, держа зрительское внимание включенным. Посмотрим на эти игры.

В первую очередь игра актёрская. В целом она балансирует между посредственностью и добротной подёнщиной, увы, без особой искры. Руководство Секретной службы и МИ-6 разыгрывает стандартные роли «плохой начальник -  хороший начальник». Группа дешифровщиков смотрелась некоей безликой серой массой, пока Алан самолично ее не «проредил» и не заразил своей пуленепробиваемой уверенностью. 

Игра в Имитацию. Кира Найтли
Джоан Кларк - Кира Найтли...как-то не верится, что эта особа решает в уме кроссворды быстрее дипломированного математика!

Введённая для обозначения драмы Кира Найтли, пытаясь изобразить хоть какие-то эмоции, старательно таращит накрашенные глазки и округляет пухлые губки,  являя собой приложение к сюжету «симпатишное, но бесполезное», совсем как в «Пиратах Карибского моря». Кстати, я специально искала, был ли исторический прототип у героини Киры Найтли. Оказалось да, мисс Джоан Кларк (пусть и не такая красотка) действительно работала в Школе кодов и шифров и она действительно встречалась с Аланом Тьюрингом. Более того, она продолжала встречаться с ним, даже зная о его нетрадиционной ориентации! Возможно, по-настоящему яркие, харизматичные мужчины интересны женщинам не только своим «тем самым» достоинством. 

Алан Тьюринг Алекс Лоутер Игра в Имитацию
Алекс Лоутер шикарно сыграл юного Тьюринга

А вот с чем режиссёру (и нам с вами) повезло - это с исполнителями роли учёного. Молодой Алекс Лоутер, сыгравший Тьюринга-школьника, хорош и убедителен в своих эпизодах – с другом, с одноклассниками, с директором школы. К сожалению, Гугл отказался мне искать кадры или постеры с ним – пришлось самолично резать скрины. Ну и конечно Бенедикт Камбербетч, который своей харизмой в одиночку держит значительную часть фильма. 

Бенедикт Камбербэтч Игра в Имитацию

Как-то я написала, что на актёра с таким дух-захватывающим бархатным баритоном будут восторженно взирать поклонницы, даже если он будет сидеть на лавочке и читать вслух телефонный справочник. Исправлю. На него стоит восторженно взирать, даже если он будет всего лишь читать телефонный справочник. Уверена, БК способен сделать интересным и увлекательным даже такое немудрёное чтиво. На фоне современного кино, в котором «играть» зачастую означает надеть соответствующий костюм и исправно отбарабанить реплики перед зелёным экраном, на котором специалисты по спецэффектам нарисуют потом головокружительный экшен, мистер Бенедикт играет и голосом, и лицом, и всем телом и самое главное – глазами. До сих пор вспоминаю тяжеленный завораживающий взгляд Хана в «перезагруженном» «Стартреке» - такому позавидует даже Медуза Горгона со всеми своими сёстрами! 

Бенедикт Камбербэтч Игра в Имитацию

Так же и здесь: БК не ограничился твидовыми костюмами в полоску и исправляющей форму прикуса накладкой на челюсть. Изменилась походка, осанка и даже речь – математик иногда слегка заикается. Увы, голосовые модуляции нам оценить не доведется, так как озвучка в русскоязычном релизе ужасающа – ну нельзя озвучивать Камбербэтча таким голосом!

Алан Тьюринг в фильме меняется от сцены к сцене (вспомним на минуточку – Камбербэтч «охватывает» 13 лет жизни своего персонажа) – это и «белая ворона», которой совершенно некомфортно в команде, и уверенный (даже самоуверенный) одарённый молодой учёный, и не знающий (или не признающий) субординации подчиненный, и совершенно неуклюжий бойфренд. А как дивно он «включает социопата», решая порвать с Джоан, чтобы не впутывать её в игры спецслужб! А какой шикарный у него диалог с детективом, расследующим взлом в Манчестере! 

Бенедикт Камбербэтч Игра в имитацию

Здесь идёт отсылка к еще одной исследовательской теме Тьюринга: может ли компьютер думать и можно ли будет отличить настоящего человека от создания с искусственным интеллектом. При просмотре сцены мне вспомнилась классика фантастики – фильм по мотивам произведения Филлипа Дика «Бегущий по лезвию». Герой Харрисона Форда занимается уничтожением беглых «репликантов» - искусственных людей, созданных для каких-то конкретных функций. Пообщавшись с киборгом самого последнего поколения, охотник задаётся вопросом, есть ли разница между живым  и искусственным разумом, и как узнать, кто ты сам – киборг или человек… но это уже высокие философские материи. В общем вы поняли, что игру Камбербетча имитацией не назовёшь. Она достойна внимания, а в последнем эпизоде буквально пробирает до дрожи. 

Между тем, изучение отзывов показало, что если исключить “Cumberbatchs cumberbitches” – орду фанаток БК, то достаточно многим фильм не понравился. В перечень недостатков фильма включают:  далёкий отрыв от реальности,  превращение живой истории в «картинку на киноплёнке» со стандартным набором персонажей и главным героем с глубокой личной драмой из детства. Кто-то считает, что в фильме мало показана непосредственно война: «бум-бах-тарарах! Все в атаку, урааа!» Кому-то мало интриги вокруг похищенной «Энигмы», дешифровки и триумфального разрушения злобных фашистских планов господства над миром. Отдельный класс любителей «этого дела» подзуживает, что тема «нетрадиционной ориентации» как-то слабо раскрыта на фоне нынешней свободы нравов… Да слабо, да без смакования деталей - что поделаешь, не всем же снимать канделябры

Игра в имитацию
Команда "Игры в имитацию" на премьере

И да, военным фильм тоже назвать нельзя - непосредственно войне в нём выделено несколько документальных эпизодов да один продемонстрированный ещё в промо-трейлере компьютерный ролик бомбёжки городов немецкой авиацией. О ней периодически напоминают, чтобы обозначить, скажем так, окружающие условия жизни и работы героя.

Что же касается документальности байопиков – в кинематографе с ними проблема: стремясь удержать зрительский интерес, сценаристы с режиссёрами рассаживают в сюжете такую забористую клюкву, что бедные исторические прототипы при каждом кинопоказе должны буквально юлой вертеться в местах своего упокоения. 

Если говорить непосредственно об «Игре», то нестыковки тут начинаются с  самой завязки сюжета. В реальности взломом «Энигмы» занимались до начала Второй мировой еще в Польше. Польский криптоаналитик Мариан Реевский выполнил работу по дешифровке первых версий механизма. Свою объемную и трудоёмкую работу поляки передали Британской разведке. Алан Тьюринг обобщил полученные ранее данные и создал алгоритм для автоматизации процесса декодирования. Первый аппарат-дешифратор - «криптологическая бомба» - также был создан в Польше, а конструкция в Блетчли-парке (штаб-квартире Школы шифров) являлась всего лишь более мощной и усовершенствованной её версией. И называлась она, кстати, не «Кристофер», а «Бомба» - «Turing Bombe». То ли в честь мороженого bombe, порционные формочки которого напоминают барабаны дешифратора, то ли из-за специфического гула во время работы. Тем кто желает покопаться в прочих сюжетных ляпах подробнее, могу посоветовать две интересных статьи(тык и тык). К сожалению, для прочтения необходим базовый английский.   

Но как мне кажется, изображение военных перипетий и игр разведчиков с контрразведчиками не ставилось основной задачей фильма. Также как не ставилось задачей с энциклопедической точностью экранизировать биографию Тьюринга. «Игра в имитацию» это действительно одна из игр, в которую играют люди, выбивающиеся из ряда обыденности и рутины, не укладывающиеся как «another brick in the wall» еще одним кирпичиком в стену. Герой игры - неординарная, харизматичная личность, обладающая с одной стороны непробиваемой уверенностью в себе, в своём разуме и знаниях... и вместе с этим абсолютно неумеющая играть по правилам нашего общества — приспосабливаться к обстановке, соблюдать этикет, быть порой неискренним, а порой и откровенно лгать в угоду мнению окружающих.

«-Шерлок, это неприлично!

-К чёрту приличия!»

У него есть цель, к которой он идёт напрямик, не обращая внимания на шёпот и возмущения за спиной, потому что его цель того стоит! Он выглядит не просто белой вороной, а инопланетянином — настоящим пришельцем, то ли сосланным, то ли посланным на нашу планету. И пока еще не придуман такой логический тест, который бы сразу дал нам понять, что мы имеем дело далеко не с типичным homo sapiens. Возможно, тогда бы общество попросту смирилось с наличием в своей среде подобных «инопланетян» - выделило бы им какой-то уголок, обозначило границы, повесило классификационные ярлыки, метки и бирки и успокоилось. А так приходится из кожи вон лезть, чтобы утрамбовать всех «выделяющихся» в среднестатистические стандарты и рамки, расчесать одним пробором, подровнять выступающие за рамки элементы и встроить в систему. Только нельзя забывать, что среди однообразных экземпляров эволюция невозможна. Нам нужны «чайки по имени Джонатан», чтобы вся стая могла подняться до более высокого уровня развития.

 

 

Назад на Кинорецензии...

Контакты:

e_sol@ua.fm