Век 21й. Открытие «Гравитации»

Кадр из фильма "Гравитация"
Кадр из фильма "Гравитация"

Краткая рецензия по результатам просмотра нового фантастического шедевра.

Мысль первая: «А чудеса-то всё чудесатее и чудесатее!» (с)

Мысль вторая: «Опять во всём русские виноваты!»

Мысль третья: «Пора укомплектовать IMAXы не только стереоочками, но и «самолетными пакетами».

Мысль-на-протяжении-всего-фильма:  «Хосспидя, каких дур нынче в космос берут!!!»

А. Куарон с крайне небольшим актерским составом фильма - С. Буллок и Дж.Клуни
А. Куарон с крайне небольшим актерским составом фильма - С. Буллок и Дж.Клуни

Теперь для любителей подробностей.

Признаюсь, смотреть «Гравитацию» я не собиралась совершенно. Имя режиссера (а также продюсера и сценариста) – Альфонсо Куарон – не говорило мне абсолютно ничего, а исполнителей главных ролей – Джорджа Клуни и Сандру Буллок – я просто «терпеть не переношу». Как написал в обсуждении кто-то из кинозрителей: полтора часа наблюдать на экране «Клумбу» с «Булкой» - нелегкое испытание. Так бы и прошло сие действо мимо меня незамеченным, но посещение киносайта с дивным названием «Кино-говно» свое черное дело сделало. Послушав фонтанирующих эмоциями зрителей и Джеймса Кэмерона, назвавшего «Гравитацию» лучшим фильмом о космосе за всю историю кино, я поняла, что сходить поглядеть на спецэффекты всё-таки придется

Один из постеров к фильму "Гравитация"
Один из постеров к фильму "Гравитация"

По итогам похода резюмирую: зрелище достойное просмотра. «Булка», конечно стройную картину слегка попортила.., но обо всём по порядку.

Сюжет фильма при желании может уместиться на одной салфетке: во время выполнения исследовательских работ на состыковавшемся с телескопом «Хаббл» многоразовом спейс-шаттле происходит катастрофа. Шаттл вышел из строя, а двое оставшихся в живых астролетчиков мужественно борются за свою жизнь в условиях враждебного космоса. Салфетка закончилась, детали можно дописать кетчупом на тарелке. Добавить туда  пару-тройку оскомину набивших мудростей, душевную травму героини, последний рейс героя перед выходом на пенсию, русских… О, ну как же обойтись в голливудском фильме без русских?! Для сюжета какой-нибудь примитивной мести с мордобитиями или шпионской игры сгодятся всякие албанцы-иранцы-мусульмане-моджахеды. Но если режиссер собирается устроить большой «бада-бум», то без русских с их военными, морозом, медведями и водкой – просто не обойтись! Итак, русские сбили свой устаревший спутник; его осколки, двигаясь по орбите, приобрели нешуточную скорость и разнесли еще пару-тройку спутников. Увеличившееся облако стало реальной угрозой орбитальным станциям – «МКС», китайскому «Тянгуню» и телескопу «Хаббл» с пристыковавшимися к нему не в добрый час нашими героями. Россияне и китайцы успели вовремя эвакуироваться, а вот американцы слегка замешкались, что стоило им шаттла. Теперь чтобы вернуться на Землю, оставшимся в живых придется пройти квест с выполнением сложных заданий, разрешением критических ситуаций, поиском и сбором разнообразных предметов.

Фильмов о выживании людей в разных суровых условиях снято уже немало, поэтому, чтобы остаться в памяти народа, сеньору Альфонсо нужен был какой-то неубиваемый козырь. И он его нашел, объединив модное 3Д, потрясающие космические пейзажи и «длинный план», о котором твердят все, видевшие фильм. Начальный эпизод длиной более 15 минут снят целиком и показан без единой монтажной склейки. А поскольку эта часть фильма как раз и демонстрирует работу космонавтов на орбитальной станции, эффект вышел потрясающий.

Даже не верится, что всё это создано в компьютерной лаборатории!
Даже не верится, что всё это создано в компьютерной лаборатории!

«Рассказ» начинается с бело-голубого диска Земли, появляющегося из-за горизонта экрана. Камера наплывает на маленькую светящуюся точку в звездном небе, та вырастает и оказывается состыковавшимися «Хабблом» и спейс-шаттлом, вокруг которого кувыркаются трое космонавтов. Дальше точка обзора смещается поочередно то к одному, то к другому главному герою, а в какой-то момент плавно и незаметно проскальзывает внутрь шлема героини Буллок, давая нам возможность в деталях разглядеть дивную панораму земных облаков и океанов, покачивающихся то под ногами, то над головой. В какой-то момент начинаешь чувствовать, как кресло под тобой медленно и неспешно начинает оборачиваться вокруг оси. А потом в «пиковые» моменты, когда потолок-пол-стены или Земля-звезды-Солнце мелькают вокруг, словно колесо, запущенное очумевшей белкой, хватаешься за ручки (или за руки соседей), потому что желудок внутри тебя переворачивается, а в среднем ухе возникает странное чувство, схожее с состоянием в спускающемся лифте или на американских горках. Кто-то из героев сформулировал это ощущение «как чихуа-хуа в стиральной машине» J.

Я-то смотрела фильм в обычном 3Д, да и с вестибулярными функциями у меня всё в порядке, а вот ходившие в IMAX утверждают, что зрелище реально укачивает! И при всём сказанном, это действительно Зрелище! Проработанное до мелких деталей – вплоть до точнейших отражений земного шара в выпуклом стекле шлема. Отражения вращаются согласованно с движением космонавта, видны очертания Земли, тени и солнечные блики, слегка затуманенные радужными разводами на тонированном стекле; видно, как само стекло запотевает изнутри от дыхания …  Абсолютное ощущение не только документальных съемок в открытом космосе, но и собственного присутствия на орбите. 

"Гравитация" - пока еще ничего не началось
"Гравитация" - пока еще ничего не началось

Говорят, Куарон так же, как в свое время Лукас и Камерон, ждал 4 года, чтобы уровень компьютерной графики позволил ему реализовать задумку. Актеры снимались поодиночке в трехметровой «коробке» с встроенной лампой, которую перемещали в соответствии с положением солнца относительно космонавта – так получили правильные тени и отражения, а уж потом наложили сверху  картинку с космическим пейзажем. Вот и получился «3Д-эффект присутствия». Эпизод, когда оторвавшаяся от модуля героиня Буллок, беспорядочно кувыркаясь, отдаляется от Земли и от шаттла, пробирает до дрожи и головокружения. Улетающая в усыпанную звездами черную бездну одинокая фигурка – словно оживший детский сон, в котором падаешь и не можешь упасть, не летишь, а куда-то бесконечно проваливаешься. Легкий ужас и вместе с ним восторг от разнообразных видов Земли: бело-голубые спирали циклонов, россыпи огней городов на ночной стороне, золотая корона восходящего Солнца, изумрудная зелень мерцаний аврора бореалис над полюсом, кометные хвосты сгорающих в атмосфере метеоров.

Вот он, "большой бада-бум" осколков спутника с МКС!
Вот он, "большой бада-бум" осколков спутника с МКС!

Разумеется, не обошлось без стандартных клише, использующихся в фильмах с эффектом 3Д. В лицо зрителю постоянно летит всякая всячина – то космонавты винтик упустили, то шмат космического мусора мелькнул, то капли воды, пролитой внутри корабля, блуждают перед глазами, пока не шлепнутся прямо на очки, вызывая желание снять их и протереть!

Впрочем, пару раз режиссер не удержался от искушения нешуточно «взбодрить» зрителей. В сцене после аварии шаттла камера неторопливо обводит интерьер разбитого вдребезги «челнока»: пробитые дыры в обшивке, осколки панелей и трогательные остатки «быта» космонавтов вроде игрушек-талисманов, записных книжек и столовых приборов.., как вдруг прямо перед глазами появляется объемный и до ужаса реальный труп погибшего космонавта! Следующий дивный эпизод, за который у куароновского фильма следовало бы отобрать категорию «12+» - это зрелище еще одного космонавта, с головой, насквозь пробитой шальным осколком. Зрелище развороченного черепа, сквозь отверстие в котором равнодушно светится бело-голубая восхитительно-красивая Земля, проняло настолько, что в задних рядах даже временно прекратили жевать попкорн!

Так что «самолётный пакет» на сеансе мог быть реально востребован!

"Хьюстон, у нас проблемы!"
"Хьюстон, у нас проблемы!"

Ну а теперь про ложку дёгтя в нашей восхитительной бочке. Поговорим о главной героине Райан Стоун и ее исполнительнице (актрису, кстати, безмерно хвалил маэстро Камерон, и ей даже довелось пообщаться с всамделишной космонавткой Кэди Коулмэн, работающей на МКС). Сандра Буллок не сильно изменилась со времен участия в фильме «Скорость». И я имею в виду не только ее внешность! Ей по-прежнему достается роль случайно втянутой в водоворот событий «простой американской гражданки», которую должен постоянно направлять к спасению своей недрогнувшей рукой мужественный главгерой. Ну ладно, не совсем простой гражданки: всё-таки здесь она – известный ученый, которого взяли в космический полет для проведения важного эксперимента. Как ее туда взяли – я просто ума не приложу. Приказов командира группы она не слушается, из рук у нее всё валится – детали улетают в космос, приборы теряются, шнуры запутываются. Бестолковое существо, просто какая-то ходячая беда!

Возможно, актриса тут не сильно виновата – что поделать, если на сценарной «салфетке» для нее написали такой дурацкий образ. В целом персонаж Булок напомнил мне главгероиню весьма посредственного аниме – шуструю, всюду встревающую симпатяшку с огромными глазами. Одно полушарие бюста героини в два раза превышает оба полушария головного мозга, руки растут оттуда, откуда у нормальных людей растут ноги, а единственным способом реагирования на более или менее нестандартные ситуации является крупномасштабная паника в диапазоне от обморока до истерики. Хорошо, допустим она известный ученый и сделала какое-то глобальное открытие, которое необходимо проверить в условиях открытого космоса. Но кто ж ее пустил-то в этот космос, скажите пожалуйста?! Во-первых, у нее пониженное давление, во-вторых  - явно выраженная атаксия и сопутствующие нарушения координации, в третьих – что-то весьма похожее на астму, в-четвёртых - уже упомянутая психологическая неуравновешенность. Венчает всё это потрясающая способность притягивать на себя мыслимые и немыслимые неудачи. Сколько же  их она ухитрилась наколлекционировать за полтора часа фильма! В сравнении с Райан «невезучий блондин» Франсуа Перрен – просто обладатель всех в мире четырехдольных листочков клевера, подков и кроличьих лапок, ловкий и грациозный, как японский ниндзя!

Чтобы хороши пилотировать космический модуль всего-то нужно уметь управляться с джойстиком!
Чтобы хороши пилотировать космический модуль всего-то нужно уметь управляться с джойстиком!

Кстати, тема бюста (и остальных частей тела) раскрыта режиссером весьма достойно – будучи извлеченной из скафандра 50-летняя Буллок полфильма щеголяет перед зрителями в трусиках-боксерах и майке на голую грудь. А уж сам эпизод с «разоблачением»  - умоляю, «уберите ваших детей от наших голубых экранов». Столь эротичного снятия скафандра и последующих томных изгибов тщательно отдепилированного и накачанного звездного торса доселе не видала ни одна космическая станция!

Еще одно любимое занятие киноманов – охота на «киноляпы». Даже на такой тщательно проработанный фильм «их есть у нас». Не буду вдаваться в технические подробности и приводить расчеты орбит МКС, Хаббла и Тянгуня, которые покажут, что описанные в фильме события невозможны по причине неподходящего взаиморасположения указанных объектов. Также кто-то заметил, что на прическу Райан совершенно не действует гравитация; кто-то – что она откручивает винты в сторону, противоположную нарезке резьбы на обычном крепеже (впрочем, не только «уникум», подобный Райан, а и любая женщина скажет вам, что шуруп, вбитый молотком, держит лучше, чем гвоздь, вкрученный отверткой J). Меня же повеселили ее лингвистические способности. Попав на МКС, Райан с легкостью разбирается в инструкциях к пилотируемым модулям, написанных на русском языке (да, в этом фильме нет «привычных» русских надписей, составленных из произвольно чередующихся букв У, Х, Ц и Щ – все обозначения осмыслены, читаемы и строго соответствуют действительности). Зато в Тянгуне, увидев абсолютно аналогичную инструкцию (конечно аналогичную – ведь корни китайского военпрома растут напрямую из советских ЦКБ!) наша героиня впадает в очередную истерику и начинает тыкать кнопочки наугад.

В космосе главное - что? Правильно! Не бояться!
В космосе главное - что? Правильно! Не бояться!

О положительном: в результате пережитых передряг у Райан примерно к середине фильма напрочь прошли все ее давления-головокружения-одышки! А к концу ленты из так и норовящей хлопнуться в обморок институтки она превратилась в супервумен, которая легко может соперничать если не с ротой спецназовцев, то как минимум со звеном летчиков-испытателей (хотя до знаменитой Элен Рипли («Чужие») ей еще – как до Марса без скафандра).

О не совсем положительном. Изначально роль Мэтта Ковальски, командира спейс-шаттла, должен был исполнить ни много, ни мало Роберт Дауни-мл. Потом он по какой-то причине (какой - съемки в «Мстителях» и «ЖЧ-3», конечно) из проекта ушел. А представьте, во что мог превратить периодически скатывающийся в пафос фильм о выживании этот харизматичный раздолбай! С него бы сталось припереть откуда-нибудь вместо скафандра свой «мобильный доспех» и единолично спасти МКС, спейс-шаттл, Тяньгун…и попутно смазать булку маслом J

И тем не менее, вывод однозначный. Смотреть! По возможности в IMAXе, если нет – то в обычном 3Д. Возмущаться, шипеть героине сквозь зубы «что ж ты делаешь, дура набитая!?» и смотреть – хотя бы вместо воскресного похода в планетарий!

 

За идею кинопохода спасибо "Метагалактическому порталу Кино-говно", за фотографии - Кинопоиску.

 

 

Вернуться на Кинорецензии...

Контакты:

e_sol@ua.fm