The Expendables 2: «Старая классика»

Неудержимые-2
Неудержимые-2

21й век наступил. Причем уже давно. Очень многое из фантастических фильмов уже стало реальностью, хитроумные устройства, доступные раннее лишь секретным спецагентам, мы вовсю используем в жизни. Киноиндустрия, в свою очередь, идет еще дальше. Дальше, выше, глубже, в будущее, в космос, в недра подсознания и наркотические сны. Современные технологии состоят на службе у голливудских сказочников, старающихся поразить нас невероятными зрелищами. Огромные экраны IMAX, знаменитое 3Д (а есть же еще 4 и 5 Д J); безбрежный космос и чужие планеты умещаются в павильон с небольшим зеленым (синим) экраном, трехмерная графика создает грандиозные катастрофы: хотите уронить Спасскую башню или обрушить Великую Китайскую стену, взорвать бейсбольное поле или затопить Нью-Йорк цунами – нет проблем, нарисуем! Заодно и сотрем из кадра веревочки, на которых летают актеры, творящие невероятные с точки зрения законов физики трюки... А ведь когда-то было по-другому. Были же времена, когда все «спецэффекты» делались вручную с минимумом постороннего вмешательства?! Конечно, были! Были же герои, собственными мускулистыми руками державшие негодяев за…, ну в общем, крепко державшие и негодяев, и наше внимание! Помните разгар эпохи видео и начало кабельного ТВ? Прокатные пиратские кассеты, «дублированные» переводчиками «с прищепкой» на носу, и на экранах телевизоров ОНИ – легендарные Джон Рэмбо и Джон Маклэйн, коммандо Джон Матрикс и техасский рэйнджер Корделл Уокер, советский боксер Иван Драго и универсальный солдат Люк Дэвро… Конечно помните! Так вот, спешу сообщить хорошую новость: они все вернулись! Вернулись, чтобы на пару часов снова окунуть нас в ушедший 20й век. В прокате уже вторая часть боевика С. Сталлоне «The Expendables». В нашем переводе он идет как «Неудержимые», хотя дословно «еxpendables» – это мелкий расходный материал, который не стоит отдельной статьи в смете затрат. J Скромненько так, без претензий.

Итак, прослушаем последние сводки с фронтов.

Предупреждаю сразу: того, кто пойдет на этот фильм, и будет искать в нем сюжет, следует немедленно связать и с кляпом во рту затолкать под дальнее кресло последнего ряда – чтоб не мешал наслаждаться экшеном и знакомыми лицами. Та же судьба ждет тех, кто будет что-то бубнить о кино-штампах. Да, это кино-штамп, кино-гэг, кино-стёб и сплошное дружеское ёрничанье участников друг над другом, над своими классическими героями и собственными же «коронками» прошлых лет! Под то же дальнее кресло стоит отправить завернутых в батист со стразиками всех оптом поклонниц современных гламурных «киногероев» типа патиссона-Паттинсона, Редклиффа на его помеле и прочих мальчиков-зайчиков… (это ж надо было додуматься переснять «Вспомнить всё» и поставить Колина Фарелла вместо железного Арни! Они б еще Терминатора пересняли…с Джейком Джилленхолом или Марио Кассасом в главной роли!!!... Извините, отвлеклась). Поберегите ноготки и гламурную шкурку – здесь работают настоящие мужчины. И плевать, что кто-то из них разменял пятый, а кто-то и шестой десяток – все еще ого-го какие орешки! Еще компанию под креслом (ого, а у нас там уже много народу собралось!) пополнят романтически настроенные дамы всех возрастов и прочие любители семейных ценностей. Как пела какая-то попсовая группа «Мужики не танцуют!». Да! А еще они не женятся и не никогда целуются. Даже в щечку!!!

Итак, предупреждения розданы, целевая аудитория определена, стратегический запас пива и попкорна готов. Пристегнулись. Поехали!

Фильм начинается сразу – без многословных вступлений и философии. Правильный зритель в подсказках не нуждается, он сам разберет, где тут хорошие, а где плохие.

Дикая полуазиатская страна с военным режимом, злобные душманы таскают за волосы женщин, пинают детей. Узкоглазый плосколицый «азер» идет мучить прикованного к стулу пленника, на голову которого натянут грязный мешок. Однозначно это плохие.

Из-за горки в клубах пыли появляется пара бронированных машинок полу-ручной сборки. Бодрая рок-музыка, оружие на-товсь, трафаретная надпись по борту броневичка «Bad attitude». Ураа! Хорошие идут! И понеслась…Автоматные очереди, перемежаемые взрывами из каких-то гранатометов (простите, несведуща в видах оружия!), скрежет металла, убитые душманы горохом сыплются из всех окон, броневик сметает противотанковые ежи, взрывает склад горючего…Как гласит образный и живописный украинский язык: «Ну негідники, начувайтеся!»

В душе зрителя смешиваются радость от узнавания каждого из когорты легендарных героев боевиков и экстаз от творимого ими действа.

Неудержимо сметающий всё на своем пути к цели Сталлоне. Лундгрен с поистине скандинавской невозмутимостью шинкующий супостатов в мелкий винегрет. Джет Ли, появившись ненадолго, демонстрирует рукопашный бой, стрельбу, приемы против холодного оружия и уникальную рукопашку на кухонных сковородках J. Мастер-класс Стэйтема по ножевому бою под прикрытием громогласной базуки Терри Крюса…. «Первый уровень пройден. Ваши потери – 0%. Потери противника – 100%»

Краткая вводная по сюжету: команда Росса (Слай) отправлена сюда спасти какую-то китайскую «шишку», украденную азиатами с целью выкупа. Где наш пленник? Сдергивают мешок с фигуры на стуле…ааа!!! Спасите, Терминатор вернулся!

Бывшие конкуренты по цеху, Арни и Слай, прожигают друг друга взглядами:

-Тренч?!

-Росс!.. Яка ганьба!

(Дубляж у нас украинский, в результате чего диалоги сверкают новыми весьма колоритными красками!)

Герои выяснили отношения и подобрали «ценный приз», противники подкрепили силы и мобилизовались. Переходим на второй уровень: отступление из стана врага. Взрывы, перестрелки, мужские шутки, короткие как выстрел; думать быстро, действовать еще быстрей.

-Дайте мне ствол. И побольше! Вот твой подойдет.

-Мой большой ствол останется на своем месте, где он был раньше!

Или

-Как будем выбираться отсюда?

-Ты меня спрашиваешь? Я у тебя спросить хотел!...

ОЙ! Внезапно вспоминает режиссер. Мы же название фильма не показали! Пауза на несколько секунд, заставка «The Expendables. Показывать роли смысла нет – героев все знают в лицо. Поэтому я, не опасаясь что-то заспойлерить, могу исполнить за режиссера эту миссию. Итак, звездный casting:

Сильвестр Сталлоне. Однозначно крут. Он – стар! Он – супер-стар! И плевать, что с возрастом изгиб его рта стал еще более неровным, а разрез глаз - косым! Он широкоплеч и мускулист, у него щегольские усики и красочные тату на плечах. У него умопомрачительный мотоцикл-чоппер, кожаная косуха и куча блестящих фенечек с изображениями черепа. Он элегантно курит сигары толщиной пальца в два и не поддается на женские уловки. Единственная героиня женского полу в фильме, несмотря на все свои боевые навыки, знания компьютеров и изощренных восточных пыток, так и не смогла отвоевать у этого супер-мачо хотя бы один прощальный поцелуй!

Правильно. Так и надо! Мы пришли на суровый боевик, а не на девчонские сопли с поцелуйчиками! Зато какой шикарный «стриптиз» в его исполнении был продемонстрирован в финальном бое на заброшенном заводе. (Вообще-то по сюжету все находились в аэропорту, но когда дело дошло до финального сражения положительного и отрицательного героев, те сумели отыскать укромную «комнатку» в лучших традициях «олд-скульных» боевиков – с железными решетками, металлоконструкциями, цепями и вентиляторами!). Закрываем глаза, включаем воображение: Слай в спецназовском камуфляже стоит на железной решетке в полутемном цеху. Синеватые лучи неясно подсвечивают его снизу сквозь ячеи решетки. «Главгад» традиционным «главгадовским» жестом манит к себе ладошкой – давай, выходи драться один на один….Сейчас. Не спеши, дорогой… Маэстро, музыку! …нет-нет, только не «Leave your hat on» Джо Кокера!

Снятый небрежным жестом черный берет летит на пол... Объектив камеры скользит по вырезу бронежилета, вниз… «Щелк, щелк», - расстегиваются кнопки кожаной наручной кобуры. Мускулистые руки скользят еще ниже вдоль торса и останавливаются …ааа… на широченном ремне с огромной бляхой. Щелк! Черный кожаный аксессуар пикантным жестом отбрасывается назад …и приземляется с жутким грохотом от закрепленных на нем 1.5-2 кг военной амуниции J… Экстаз! Пятикратный экстаз, когда за спиной Росса стоит отряд Expendables, готовый к бою не на жизнь, а на смерть (понятно - не свою, а вражескую!) – все в черных беретах, черных бронежилетах, черных штанах, заткнутых в черные же шнурованные ботинки. Без малого тонна живого спецназовского веса плюс пару центнеров боеприпасов и вооружения. Даже представить сложно, кем должен быть протагонист, осмелившийся встать на пути такой компании (держим в уме пока еще не разыгранных «козырных тузов» - Шварца, Уиллиса, Норриса) – как минимум Годзиллой J

Щетинистый Джейсон Стэйтем составляет хорошую поддержку Сталлоне – и в шуточных репликах, и в перестрелках, и в кулачном бою. В отличие от ставшего мыльно-сериальным «Перевозчика», его присутствия здесь как раз в меру. Подраться, сурово нахмурить брови, изображая неукротимую ярость, сдерживаемую одним лишь приказом начальника, похохмить, когда ситуация ощутимо пахнет жареным:

-Ты меня послал х… знает куда. Вернусь – я тебя зарежу!

-Буду очень ждать!

И очень хорошо, что после первой части его весьма неубедительный любовный роман перевели из натужно-драматической в юмористическую струю! В общем, Стэйтем мне здесь понравился почти так же, как в «Блице» (кстати, классный английский боевик с английским юмором для английского актера; рекомендую!)  

Дольф Лундгрен в роли экс-спецназовца, экс-наркомана, экс-стипендиата Фуллбрайта и доктора химических наук держится по сравнению с остальными в тени, выступая в основном в экшен-сценах и в суровом скандинавском юморе. Но даже когда он молчит, до чего ж колоритно смотрится этот белокурый викинг с мрачным взглядом из-под светлой челки и сурово сжатым ртом, в небрежно подпоясанной мохнатой дубленке, шнурованных ботинках-берцах по колено, небрежно помахивающий остро отточенным «ножиком» внушительной длины. Вот кого стоило брать "Марвеллам" на роль бога Тора вместо пухлощекого Хемсворта с его розовыми губками бантиком и пергидроленной шевелюрой!

Совершенно не зря сценаристы судорожно "оживили" его в последних секундах первой серии! Здесь он однозначно хорош.

Арнольд Шварценеггер. Губернатор штата Калифорния за 5 дней, которые он посвятил съемкам в этом фильме, заполучил 10 млн.долл., попутно провел PR-акцию ремейка «Конана-варвара» и встречу на высшем уровне с премьер-министром Болгарии. В отличие от остальных героев он не подкреплял имидж сурового солдата всякими берцами, бронежилетами, заплечными, наколенными, набедренными и прочими кожаными кобурами, унизанными вооружением. Мешковатые штаны и куртка, похоже взятые напрокат у Индианы Джонса, рубашка-гавайка и ручной пулемет – Терминатор крут сам по себе и без разных «примочек». Кому-то в отзывах не понравилось, что он устроил комик-шоу из каждого своего выхода. А я считаю – правильно сделал! Понятно, что нельзя делать серьезный фильм с такой огромной кучей звезд боевиков ветеранского возраста. Поэтому долой ненужный пафос, даешь юмор и экшен! (Возьмите за пример «Р.Э.Д.» с тем же Уиллисом).

Брюс Уиллис шикарно смотрится в роли начальника «Лавочки»: в стильном костюме и розовой рубашке, со своей лысой как колено макушкой и харизматично сломанным носом. Он четко знает, «кто в доме хозяин», а потому из Слая-Росса буквально веревки вьет: это ж надо было ухитриться затесать в среду этих «работников кулака и пистолета» девицу! (Ладно, она особо не раздражала: к героям сильно не приставала, беспомощную институтку из себя не строила. Умная, симпатичная, восточная, боевая, без особых претензий – под поп-корн сойдет!). В конце-концов Брюс все ж не удержался и, сменив костюм на бронежилет, в паре с Арни шикарно «подзажег» албанский аэропорт.

Диалог:

А. -У меня закончились патроны. Ill be back.

Б. -Да ты уже навозвращался! Теперь моя очередь.

\сматывается куда-то, возвращается секунд через 20 за рулем крошечного двухместного «Смарта»\

Б. –Садись.

А. -Что?! У меня башмак больше, чем эта машинка!

Б. -Садись! И подстрели что-нибудь!

Одинокий рейнджер Чак Норрис – этакий Чеширский кот, что гуляет сам по себе. Появляется, когда он крайне нужен, под саундтрек Э.Морриконе к «Хороший, плохой, злой», со снайперской меткостью «выкашивает» супостатов и тяжеловесную боевую технику, на которых не хватает огневой мощи главного отряда. Особо противящихся «успокаивает» приемом рукопашной борьбы. Улыбается доброй улыбкой благообразного фермера, мило шутит (в том числе и над самим собой) и уходит. При необходимости возвращается вновь. Как он определяет место и время, где его услуги будут нужны – осталось неясным. Наверное слушает предсказания индейских шаманов.

Терри Крюс по-прежнему небрежно прохаживается по периметру действа в обнимку со своим мега-супер-ганом (это на него положил наметанный глаз Арнольд), но тут его несколько поменьше, а в общем грохоте выстрелов уже и супер-ган не слышен…В первой части этого актера было существенно больше.

Джет Ли – маленький, юркий, шустрый. Появился, выдал «плохишам» на орехи сковородками и быстро «ушел по-китайски». Сильно не запомнился, но звезд в кастинг добавил. Кстати по слухам сюда приглашали также Джеки Чана, но он был занят с другим проектом. Представляю, как бы выглядел фильм, если б сюда добавили еще и Чана. Это уже однозначно комедия! 

Лиам Хемсворт (кстати брат Криса – «Тора» - Хемсворта). На фоне всей этой суровой излучающей мачо-ферромоны компании ветеранов выглядит словно детсадовец, по ошибке заглянувший в кораблестроительный техникум. Смазливая розовощекая мордашка с огромными голубыми глазами (девочки под креслом заднего ряда начинают умильно попискивать), косой саженью в плечах и снайперской винтовкой поперек этой сажени. По-собачьи преданно заглядывает в глаза командиру-Россу (только что хвостом не вертит), с дрожью в голосе повествует о первой и единственной любви, с которой мечтает воссоединиться. Когда же пытается поразить компьютерщицу-китаянку историей своей трагической судьбы, приведшей его из армии в отряд к «Неудержимым», то выглядит до противности неубедительно. Сценариста с режиссером он видимо тоже не убедил и те его быстренько пустили в расход, обеспечив Слаю дополнительный мотив «надрать задницу» главному негодяю.

Жан-Клод ван Дамм видимо все эти годы не переставал тренировать балетные па и растяжки, в результате чего в свои 50 с маленьким хвостиком он прекрасно исполняет удар уро-маваши-гери в голову и способен в развороте пяткой попасть в рукоять ножа, загнав его в цель на полное лезвие… футболистам впору поучиться так по мячу впечатывать! Обряженный дизайнерами в стильный кожаный френч, высокие сапоги, кожаные перчатки на заячьем меху и черные очки балансирует на грани боевика и гламура… Чем-то он мне слегка напомнил «таинственных незнакомцев» из аниме разряда «сёнен-ай» J. А вот герой его меня не особо впечатлил. Всё-таки «главные гады» должны быть более «гадскими», такими сволочами, чтоб их до зубовного скрежета хотелось убить, замочить, «вынести», предварительно превратив в отбивную,…а потом чтоб они вернулись в продолжении, ибо уровень крутизны героя определяется уровнем противостоящих ему врагов! Конечно, ему сложновато было в одиночку всего лишь с дюжиной албанцев и одним (правда достаточно эффектным) помощником противостоять всему вышеописанному «звездному десанту», но надо было как-то поизобретательней что ли быть, поковарнее. Мотивацию его «негодяйства» сценаристы и так упростили до минимума: ни тебе власти над миром, ни революционных замашек, ни кровной мести. Простое, банальное, понятное всем: «хочу денег!». Но и тут не сложилось. Да еще и драку финальную не вытянул на должном уровне – маловато было, маловато!

Основной сюжет (который разворачивается после заставки) описывать смысла нет, это надо видеть. Борьба идет за огромный запас военного плутония, спрятанный Советами (ну как же обойтись в добром старом голливудском боевике без призрака СССР?!) в тайном подземном убежище. Кому этот плутоний нужен и с какой целью – история умалчивает. Нужен. Хотя бы для закрутки сюжета, который попутно обрастает всякими деталями вроде угнетенных «добытчиками» плутония албанских крестьян, вскрытия заминированных сейфов на время, добывания информации в полулегальных пивбарах (ох, какой шикарный product placement сделало себе пиво «Старый мельник»: оно стояло на барной стойке, к которой подсели Сталлоне и Стэйтем!..странно, а куда делась русская водка?!). Но все это мелочи, так сказать антураж для того, чтобы компания звезд смогла показать себя в наилучшем свете. Местами это напоминает игру-шутер: мишени (кстати в преогромном количестве) исправно и добросовестно выскакивают на линию огня, чтобы быть искрошенными меткой очередью. Всё в лучших традициях Терминатора: каждый выстрел «наших» попадает в цель, враги валятся пачками, а в рядах героев хоть бы кого-то зацепило. Зато имеется живописный фейерверк сыплющихся гильз, битых стекол, пластика, картофеля-фри и кетчупа (ну невозможно воспринимать всерьез эти литры красной жидкости, льющиеся с экрана!). И это пожалуй единственная моя претензия к отсмотренному фильму – можно было бы поменьше автоматной мясорубки и побольше эффектной рукопашки. Вы скажете губернатору Калифорнии моветон месить кулаками каких-то албанцев? Ну так есть колоритный Стэйтем, достаточно молодой, весьма мышцатый и подготовленный, да и девчонке-китаянке можно было выделить кусочек побольше, чем одна сельская драка у паркана. Хотя Стейтем был просто шикарен в роли православного священника: изрядно небритый «отче» вышел навстречу шайке Вилэйна в домотканой рясе с дымящимся кадилом в руке…О, этот сумрачный взгляд из-под капюшона! О, эти метательные ножички и эффектные броски через бедро!

Добавим к вышеописанному ряд сценарных находок разной степени эффектности и оригинальности: взрывы, таран вертолета мотоциклом, самолет «Неудержимых» с размазанным по фюзеляжу Сантой и спрятанным под пилотской кабиной бронебойным орудием, броневичок с самодельным тараном, скромно подписанным «Тук-тук», перестрелка ранним утром под бодрый рок-н-ролльчик, гонки на реке …всё это захватывает и без малого 2 часа экранного времени крутит в водовороте простого, незамутненного экшена, щедро сдобренного ностальгическими воспоминаниями. Да здравствуют герои 90-х! «Старая классика» (я не имею в виду пару кастетов на мозолистых руках Стэйтема и Сталлоне) по-прежнему рулит! И совершенно зря Шварц ляпнул в ответ Сталлоне, возмущающемуся по поводу полученного в подарок советского «кукурузника»:

С. -Этому самолету пора в музей!

А. -Как и нам!

Ничего подобного! Не за горами уже третья часть (в ней с трепетом ждут возвращения Клинта Иствуда!)… правда злопыхатели пыхтят, что в Неудержимых-5 скорее всего пригласят сниматься Кларка Гейбла и Чарли Чаплина J, но мы же не будем их слушать, правда?! J Приятного просмотра! Экземпляр одобрен и разрешен к употреблению без ограничений.

Вернуться на Кинорецензии...

Comments: 3
  • #3

    Вася Пупкин (Tuesday, 21 August 2012 05:55)

    Тогда может в тексте поправочку сделать? С уточнением половой принадлежности коленок... ;-) А то как представлю Брюса... недепелированного...

  • #2

    Solo (Monday, 20 August 2012 21:30)

    Надо смотреть на женские коленки - они всегда тщательно отдепилированы :)

  • #1

    Вася Пупкин (Monday, 20 August 2012 06:35)

    Спасибо!! Всё понравилось, кроме "лысой, как колено макушки"... Колени разные бывают... Вот смотрю на свою и ...

Контакты:

e_sol@ua.fm