Вечерние размышления о песках и творчестве

Картина песком
Картина песком

Один из моих корреспондентов большую часть года обитает на загадочном и волшебном ближнем востоке в стране верблюдов, пустынь, оазисов и нефтедоларов – ОАЭ. А поскольку чужие страны, особенно такие экзотичные, мне всегда интересны, то я регулярно требую от него фотографий и видеороликов. В последний раз он прислал мне ролик, но не обычный, а картину песком, что нарисовала супруга нашего с ним общего знакомого после поездки в Оман.

Руки мои (точнее – глаза) дошли до этого песочного творчества вчера вечером. И вот теперь сижу я, посмотревши его, в глубоком раздумье…нет, не о судьбах мира, но вполне близко к этому.

Мысль первая. Традиционно кажется, что быть художником,  создавать  картины  -  должен  какой-то  очень особенный человек, творческая возвышенная натура, которой вообще неведомы такие бытовые  мелочи,  как  поход в магазин за картошкой и утренняя давка в троллейбусе. Это должна быть Личность: с огнем во взоре или наоборот со взором, витающим в облаках.  В общем личность по-любому не от мира сего...а не  толстенькая    домохозяйка  с  завивкой перманентом, сыном-оболтусом-студентом  и  мужем-МНС-ом  в  малопрестижном нынче в нашей стране научном институте J.

И  вдруг  -  БАХ!  -  оглушительный  удар  по моим стереотипам: эта домохозяйка пишет картины песком! Опять-таки, как мне кажется,  это творчество  не  из  простых (а какое творчество может быть простым?!). Перед мастером не холст и краски, на который он выкладывает статичную сложившуюся  перед глазами картинку. Это сродни съемкам  фильма  -  картина  живет  и превращается на твоих глазах. Т.е одного  таланта  правильно  рисовать  фигуры и тени тут недостаточно - надо  представить, как они развиваются, растут и перетекают друг в  друга.  И  это создает,  повторюсь,  домохозяйка с поварешкой! Так сколько же создателей, возможно, едет со мной рядом каждое утро в общественном  транспорте, толкается за спиной в очереди к газетному киоску  и  спешит  обогнать  по  пути  к свободному месту на городском пляже!

"Женщина,   посторонитесь!"   "Мужчина,   смотрите,   куда   вы  ноги ставите!"...  а  может  у него в голове сейчас какое-нибудь дивное творение  рождается!...только  вопрос,  достанет  ли  ему  терпения материализовать  эту  мысль.  Взяться  за  нее  и  тащить не отпуская, пока осязаемо не  сможешь увидеть ее воплощенной, продемонстрировать, проявить   на свет... Или  он  помечтает секундочку, а потом, проснувшись от внезапного толчка неуклюжего пешехода, мысленно махнет рукой и скажет: "Да разве  это  моё  дело?  Шедевры вон художники всякие создают! Они этому  учились,  ну  или родились гениями семи пядей во лбу. А я так, посредственность,  побелить-покрасить"... и  пойдет  белить,  красить, строгать или долбить асфальт.  Потому что асфальт - он вот, лежит перед носом, простой, понятный и недолбленный, а книгу\картину\вышивку мало того что сделать-сотворить надо, так еще и не  побояться  на  свет  вынести! Для этого ведь тоже смелость нужна, т.к. червячок  "кому это надо,  кто  это  вообще смотреть захочет" - как ни крути а имеет место быть! L

…Вот так мелькнувший  в  голове  гениальный сюжет  попадает  прямиком  в библиотеку ненаписанных книг, хранящуюся где-то на задворках лабиринта слегка свихнувшегося короля Мёнина, а возможный вариант жизни его автора попадает в разряд несбывшихся. Как там гласит о жизнях «Энциклопедия мифов»: «Одна сбывшаяся, остальные – несбывшиеся, про запас. Чтобы было о чём выть зимними ночами, обламывая ногти об оконное стекло…»

Мрачно. Отвлекусь. Точнее – вернусь назад, к размышлениям.

Вторая   мысль (представьте, их у меня больше, чем одна! J)  -   непосредственно  о  песочном  творчестве. Заниматься  им  -  это, наверное, уже один из уровней посвящения в дзен. Такая картина - наглядная  демонстрация  текучести  и непостоянства нашего материального мира. Реализация  принципа  "жить здесь и сейчас". Потому что уже через секунду  шедевр,  созданный тобой, дивная гамма света и теней на подсвеченном  листе,  будет  безжалостно  сметена  твоей же собственной рукой. Да,  что-то  останется   в  видеозаписи,  кто-то  ее  даже посмотрит - пришедшие  в  гости  родственники  или  знакомые на ютубе. Но так чтоб «войти в вечность» - устроить персональную  выставку,  продать свое творение в какой-нибудь Лувр  или  Эрмитаж,  где  к  нему  долгие  годы  будут  стоять очереди восхищенных  зрителей,  разглядывать,  рисовать  копии и репродукции - всего  этого  мастер  песочных  картин лишен априори. Он даже не может просто  подарить  свое  создание  кому-нибудь близкому! И  несмотря  на  всё это он все равно включает экран, набирает горсть  мелкого  песка ...и вот потекла из ладони тонкая струйка – классическое изображение быстробегущего времени. Практичные люди спросят, а зачем создавать то, что не сможешь сохранить или оставить на память ...наверное,   потому   что   порой   сам   процесс   творчества  гораздо увлекательнее, чем его конечный результат. Я так думаю...

...и вообще, зачем это я вот тут так много всего написала на ночь глядя?!

Ну тогда еще чуток философии напоследок. Картина из песка как способ благословения всего мира. 

Монахи заканчивают работу над созданием мандалы
Монахи заканчивают работу над созданием мандалы

Это я о тибетских картинах-мандалах. Вот этот красочный холст из множества ярких деталей в течение нескольких часов, а порой - и дней! -выкладывают разноцветным песком монахи-буддисты. Такое у них богослужение: когда мандала закончена и над ней произнесены благословения, ее попросту разрушают, сметая песок в одну тускло-пёструю кучку. Вот он был, красочный разноцветный мир, а вот он развеян в секунды… Оставшийся от разрушенной мандалы песок собирают и высыпают в реку, водами которой песчинки могут быть разнесены по всей нашей планете и каждая из них донесет с собой частицу благословения из монастыря в горах Тибета. Философское учение – и такие же философские у него традиции.

На этом, пожалуй, точно закруглюсь.

Контакты:

e_sol@ua.fm