Купальская ночь

"Смотри,  Петро, ты поспел как раз в пору: завтра Ивана Купала.

Одну только эту ночь в году и цветет папоротник. Не прозевай! Я

тебя буду ждать о полночи в Медвежьем овраге"

(Н.В. Гоголь «Ночь накануне Ивана Купала»)

 

Те, кто удосужился нынче вечером взглянуть на небо, могли увидеть огромную цвета топленого молока луну, которая висит совсем рядом, почти на кронах платанах, так близко, что можно разглядеть на ней очертания лунного рельефа. Полнолуние. И еще это самая короткая ночь в году. Астрономы называют сегодняшний день летним солнцестоянием, временем, когда начинается астрономическое лето. А в славянском календаре — Коляды Даре — это солнцеворот, один из четырех главных праздников в году, широко известный как Купала.

Славянский кологод
Славянский кологод

Боги древних славян имели вполне реальные проявления в окружающем мире. Одним из самых почитаемых среди них был Ярило-Солнце, как символ и как источник жизни на Мидгард-Земле. Вся жизнь людей подчинялась календарным солнечным ритмам, поэтому ключевые позиции Солнца, когда оно перерождается, переходя на новый этап своей жизни, считались очень важными. Самыми большими и важными праздниками в году были Коляда, Масленица, Купала и Таусень (или Хорс), которые отмечали четыре возраста светила на небосклоне.

  • зимнее солнце-младенец Коляда рождается обновленным после Ночи Зимнего солнцестояния. Это период отрочества.
  • в День Весеннего равноденствия приходит период юности Ярилы-солнца.
  • в День Летнего солнцестояния это уже могучее солнце-муж Купайла. Также согласно некоторым источникам в этот день рождается бог-громовержец Перун. 21 июня бог Сварог и Матерь Сва - Лада рождают  бога Перуна – самого грозного бога славянского пантеона.  Перуну подвластны стихии природы, это бог грозы и грома. Он считается родоначальником небесного огня, который нисходя на землю, дает жизнь.
  • День Осеннего равноденствия обращает светило в стареющее и слабеющее мудрое осеннее солнце-старика Световита, умирающего на закате перед Ночью Зимнего солнцестояния, чтобы наутро возродиться обновленным солнцем-младенцем Колядой, вновь набирающим свою солнечную силу.

И так из года в год по колу или кругу, в виде которого представляли наши предки устройство Весленной.

Праздник Купалы на Мидгард-земле праздновали 21-24 июня, в дни солнцестояния. Во внимание принималась дата ближайшего полнолуния. Если ночь полнолуния была в пределах недели от солнцестояния, то Купала праздновали именно в эту ночь. Когда же солнцестояние и полнолуние совпадали, как произошло в этом году, это считалось Великой или Сильной Купалой и являлось символом мистического брака Солнца и Луны. В разных вариантах Купала отмечали по всей Европе. На Русском Севере этот день называли "Ярилиным днем". У британских кельтов он носил название Лита, что переводится с англосаксонского как «самый длинный день в году». В Польше день солнцестояния назывался Соботки, в Литве – Йонинес или Куполинес, в Норвегии - Йонсвок, в Эстонии – Яанов (Иванов) день, в Латвии – Лиго, в Болгарии -Духов день, в Белоруссии – Купалле.

Христианство, привязавшее многие праздники к языческим событиям, отмечает летом рождество Иоанна Крестителя (в народе этот праздник зовут днем Ивана Купала, смешав языческий праздник и христианского святого). Однако, в связи с переходом на григорианский календарь христианский праздник смещен на 13 дней от солнцестояния  и приходится на 7 июля, что лишает его того сакрального смысла, который вкладывали в смену сезонных циклов славяне.  

Для язычников летом наступало время, от которого зависело будущее их рода.  Урожай еще не созрел и неизвестно, каким он будет, запасов еще нет, а солнце с этого дня медленно начинает «умирать», теряя свою силу и становясь холоднее. Костры, которые жгут всю купальскую ночь напролет, призваны были поддерживать солярную энергию и кормить ею солнце.

Также как и остальные сезонные праздники (Коляда, Масленица) Купала начинают праздновать неделей ранее. Эта неделя носит название Купальной (или Русальной), дни ее посвящались богиням рек, озёр и водоёмов. На Русальной неделе без особой надобности не купались, чтобы не тревожить готовящихся к летнему празднеству водных божеств.

 Купала символизировал собой союз бога Ярилы и богини Мокоши - Неба и Земли, Солнца и Луны, Огня и Воды, Мужского и Женского начал. Кульминацией этого союза и есть один из самых известных обрядов: скатывание с высокого склона горящего колеса (мужского начала) в воду (женское начало). А еще это расцвет сил Матери-Природы. Поэтому основной символикой празднества были огонь, вода и зеленые травы разные.

По поверьям, многие травы на купальскую ночь набирали лечебной и даже мистической силы, именно тогда собирали их сведущие люди, знающие не только свойства каждого растения, но и верные заговорные слова, помогающие  раскрыться этой силе. Ведающему человеку мог в эту ночь открыться даже таинственный огнём цветущий папоротник, обладание которым не только клады открывало, но и будущее позволяло угадывать, и силы волшебные давало.

Много еще волшебных поверий связано было с самой короткой в году ночью. «В зачарованную Купальскую Ночь деревья переходят с места на место и разговаривают друг с другом посредством шелеста листьев; беседуют между собой животные и даже травы, которые этой ночью наполняются особой, чудодейственной силой. Все земное зелие-былие в эту Ночь получает сверхъестественную мощь: как злую, так и добрую… В Купальскую ночь оживают ведьмы, оборотни, русалки, всякая водяная и полевая тварь. Так Марена-богиня тешит своих подданных, дает им волю шкоды да озорства всякие творить, вмешиваться в дела людские, пакости чинить. Потому в ночь Ивана Купалы до самого зоревого свету никто спать не должен, чтобы шумом, да смехом, да веселием искрометным мешать нечистым делам вершиться.»

Вот и праздновали люди всю ночь напролет всем миром. В народе говорили: «Кто не выйдет на Купальню — тот будет пень-колода, а кто выйдет на Купальню — тот будет бел-берёза». Собирались на берегу реки, устанавливали костёр-купалец с длинным шестом посередине, на котором закреплялось колесо с шестью спицами как символ Ярилы-солнца. Отдельно сооружался небольшой костер, через который прыгали суженые пары, очищаясь от скверны. Огонь для костра обязательно брали живой – созданный трением дерева об дерево. Также обязательным было очищение водой; в тех местах, где поблизости не было реки, топили бани и заваривали собранные в этот день травы. «Купальскими» банными вениками в течение всего года лечили болезни.

Девушки водили хоровод вокруг купальского деревца – обрядового наряженного деревца, символизировавшего праздник. Еще в эту ночь гадали, пуская на воду венки из трав. Не утонувший венок обещал его владелице замужество и счастливую жизнь.

Обязательно играли в горелки, когда «горельщик» ловит разбегающееся от него пары. Изначально это была не детская игра, а ритуальный обряд, символизировавший поиск пары, союз. В горелки играли на праздниках встречи весны или на Купала.

Под утро, когда купальский костер догорал, горящее колесо скатывали в воду. В некоторых традициях в воде топили купальское деревце, после чего всем участникам надо было быстро убежать от реки «чтобы ведьмы не догнали». 

Мистичность праздника подтверждало и само Солнце, встающее из-за горизонта. Народные поверья говорят, что в утро после Купальской ночи светило переливается разным цветом, дрожит и качается на горизонте – «играет». Жители некоторых районов Болгарии считают, что в этот день утром на небе появляются три солнца, из которых только среднее «наше», а остальные — его братья, которые светят в другое время и над другими землями. Но не всем дано увидеть игру Солнца утром после Купала – только праведным людям. Или же человеку, которому предвещает это зрелище что-то очень важное.

Зато всем в утро после праздника рекомендовалось пройти босиком по росе, умыться ею – это было лучшим средством от всех болезней. Женщины же собирали росу полотенцем, поскольку собранные женскими руками капли обладали такой же мистической силой, как и травы в Купальскую ночь.

Единого мнения о происхождении слова "Купала" не найдено. Чаще всего его относят к слову "креститель", поскольку многие обряды этого праздника были связаны с водой, а крестить, как известно, принято было в воде. Однако здесь имеет место сильное влияние христианской традиции, которая появилась гораздо позднее.  Другим вариантом происхождения слова является "купа" – объединение, сочетание в союз, вместе. Солнце находится в своей высшей точке, в куполе; праздник отмечается «купно», всей общиной. Некоторые лингвисты возводят имя "Купалы" к индоевропейскому корню "куп-", что означает "кипеть, страстно желать". В некоторых восточнославянских говорах "Купало" означает "костер".

Контакты:

e_sol@ua.fm