"Джанго" vs "Арго" - номинация на Оскар-2012

Как-то невероятно получилось: у меня обнаружилось свободное время! Настолько свободное, что я успела отсмотреть сразу два фильма-номинанта на «Оскар» за 2012 год — шпионскую «Операцию «Арго» и очередной шедевр ниспровергателя устоев и взрывателя мозгов  Квентина Тарантино «Джанго освобожденный». Даже не знаю с чего начать. Может быть с того, что если фильм номинируют на Оскар, в нем обязательно должна быть какая-то «засада» для здравого смысла - вроде говорящей свиньи или слега умалишенного отставника. Ладно, погорячилась — на фоне некоторых голливудских творений «Форрест Гамп» - просто кладезь мудрых дзенских мыслей! Но довольно предисловий, начну по порядку просмотра.

Бен Аффлек, небритый, словно какой-то моджахед
Бен Аффлек, небритый, словно какой-то моджахед

«Операция «Арго». Фильм основан на реальных событиях — государственном перевороте в Иране в 1979г. Толпа мусульманских фанатиков штурмует посольство США, требуя выдать им сбежавшего из страны шейха; несколько работников посольства, опасаясь попасть в заложники, ухитряются сбежать и попросить убежища у посла Канады. Теперь их надо вывезти оттуда, пока иранские «революционеры» не пересчитали оставшихся, не обнаружили недостачу, не нашли и не казнили беглецов самым изощренным мусульманским способом. Здесь на сцене появляется суровый главный герой из госдепартамента США — специалист по разруливанию всяких невозможных ситуаций Бен Аффлек и начинает готовить спасательную операцию.

Перед тем как смотреть такое шпионское чтиво я пошла и тщательно изучила рецензии. Последние взахлеб сообщали, что Аффлек, который ухитрился умоститься одновременно на 2 табуретках — исполнителя главной роли и режиссера, с успехом на этой шаткой конструкции усидел и в лужу не опрокинулся. Сам отыграл хорошо и другими поруководил на высшем уровне. А фильм обещали настолько нервный, что зрители за 2 часа сеанса должны были изгрызть ногти до основания! Триллер, старательно нагнетаемая атмосфера, злобные религиозные бородатые исламисты — средний европеец или американец должен тут же проникнуться праведным гневом по отношению к своим ближневосточным соседям! 

Взяли мы гору семечек (чтоб грызть что-то «поживное», а не собственные ногти) и уселись перед большим экраном в ожидании триллера, саспенса и бородатых злобных моджахедов... И что же: серьезного триллера в фильме было буквально два раза по 10 минут, а то и меньше. Сцена на восточном базаре, ну и концовка с побегом, разумеется. Зато насмеялась я от души! Дело в том, что легендой для прикрытия шестерых посольских была якобы съемка экзотической «натуры» для фантастического фильма. Голливуд (почему канадская кинокомпания снимает свой фильм в Голливуде ни один исламист конечно не додумался!) + ЦРУ — сотрудничество на века. Знакомый госдепу США сценарист соорудил какой-то немудреный сюжет, под него организовали пышную презентацию, напечатали пару постеров и статью в газетке, арендовали двухкомнатный офис под штаб-квартиру — всё готово, мотор, съемка. «Фильм» ухитрились обозвать «Арго» - название хорошее, звучное, легко запоминающееся. Знал бы еще кто-нибудь, что оно означает! На презентации дотошные журналисты попытались «подкопаться» с этим вопросом к организаторам съемок: Арго — это же морская экспедиция, золотое руно, древние греки... «Какая-такая греческая морская экспедиция, если мы едем на натуру в пустыни ближнего Востока?» - сурово взглянул едва не рассекреченный Аффлек на «коллегу» из Голливуда. «Н-да, надо было в школе читать классику», - подумал тот и на голубом глазу начал нести вдохновенный бред журналистам: это космическая опера, полеты, восстание против злобного тирана, спецэффекты, «ЛукасАрт», «Industrial Light and Magic»…

-Но как же «Арго»?! - не унимались журналисты. - Почему «Арго»? Откуда?!

-Да оттуда, «Арго» всем в задницу! - гордо объявил продюсер, отметая все остальные вопросы. (Я не шучу, именно эту коронную цитату подхватили как флаг и периодически смаковали с большого экрана герои!).

И вот с этим балансирующим на грани моветона лозунгом смелые американцы и обманули злобных недалеких религиозных фанатиков, в очередной раз выставив мусульманский мир в самом нелицеприятном свете перед средними обывателями. Иранская контрразведка хоть на полшага, хоть на полминутки, но всё время опаздывала за «нашими». Канадцы с риском потерять дипломатический иммунитет и быть высланными из страны с соответствующей нотой старательно помогали беглым посольским. Посольские пили вино, ужинали на севрском фарфоре в резиденции канадского посла и неимоверно нервничали :). Аффлек писал трогательные письма своему сыну, которого забрала с собой экс-жена при разводе... Но в нужный момент все собрались, сконцентрировались. Посольские проявили недюжинный артистизм перед злобно шевелившими бровями и бородами иранскими таможенниками и сыграли киносъемочную группу. ЦРУ вовремя успело забронировать билеты на самолет, кинорежиссер «Арго» послал в задницу конкурирующую кинокомпанию и с боем прорвался к своему павильону, чтобы вовремя ответить на контрольный телефонный звонок. Хорошенькая бортпроводница «Свиссэйр» грудью встала на защиту самолета, являющегося, как известно, независимой Швейцарской территорией, от проникновения стрррашных бородатых иранцев. Госдепартамент США поаплодировал и наградил шестерых храбрых посольских медалями, а канадского посла — букетиком... и только бедному Аффлеку пришлось довольствоваться наивысшей правительственной наградой разведслужбы США врученной ему в обстановке полной секретности и во временное пользование. Так и не доведется сынуле узнать, какой геройский у него папа; и он до конца дней будет думать, что тот работает «офисным планктоном» в какой-нибудь компании по производству канцелярских скрепок в особо крупных размерах.

Я до последнего момента надеялась, что иранцы все-таки сумеют остановить катящийся по ВПП самолет, вернут беглецов назад и тут начнется обещанный триллер. Но нет. По экрану побежали заключительные титры, а я осталась раздумывать: что же сделают стррррашные и злобные исламисты с той полусотней заложников из посольства, которые всё-таки попались им в руки, после того как посмотрят по телеканалу ВВС вышеописанный репортаж о чествовании канадского посла и шестерки беглецов. Наверное ужасно огорчатся, махнут рукой, пошлют всех в... «Арго» и отпустят на все четыре стороны :)

...«Сдается мне, джентльмены, это была… комедия» (с- «Человек с бульвара Капуцинов»)...


ПС Сейчас с удивлением для себя узнала, что толстый томик «сценария» «Арго», которым размахивает режиссер в фильме, а также наброски и зарисовки – реальный сценарий, за который хотели взяться в Голливуде. Сценарий к великолепному «Владыке света» Роджера Желязны… Боюсь даже вообразить, как поиздевались бы над мастером на фабрике грёз!!!

ППС Пыталась найти хотя бы 1-2 кадра иранских повстанцев или военных, преследующих главгероев – увы, на все запросы по «Арго» попадается один Бен Аффлек :/ Политкорректность, «Арго» ей в… J

"Типичные" техасские рейнджеры - ариец Кинг Шульц и нег...афроамериканец Джанго :)
"Типичные" техасские рейнджеры - ариец Кинг Шульц и нег...афроамериканец Джанго :)

Посмеялись и хватит! Теперь перед нами мастер постановки эпичных культовых мясорубок — Квентин (барабанная дробь) Таррррррантино!

Если «Арго» претендовал на художественную обработку документальных событий, т.е на какое-то подобие реальности, то «Джанго осовобожденный» не претендует ни на что, кроме выноса зрительских мозгов. А для этого у мистера Квентина хороши все методы. В «Джанго» есть буквально всё: классический скорострельный вестерн, элегантный европейский юмор, горячая любовь и верная дружба, потрясающие пейзажи, неожиданные сюжетные ходы, колоритные персонажи, борьба с расовыми предрассудками, мужская и женская обнаженка и еще много-много-много кровавого треша. О, в последнем Тарантино истинный мастер! А поскольку выделяемый ему на закупку кетчупа и клюквенного джема бюджет после легендарного «Криминального чтива» не имеет границ, то будьте уверены — на вас выльются просто канистры красной жидкости. И одной стрельбой из револьверов с бедра здесь дело не обойдется!

Иногда я даже жалею, что я не психолог, т.к мне донельзя интересно узнать, что же творится в голове у человека, который с таким смаком показывает с большого экрана всевозможные способы выпустить некоторое количество человеческой крови. Способы разные — от банального пореза руки об осколок и заканчивая взрывом некоторого количества динамита. Авторский размах впечатляет: без малого 3 часа экранного времени и добрая сотня взорванных, подстреленных, разорванных собаками, избитых кнутом, молотком, кулаками людей, вдребезги разнесенная взрывом усадьба ну и всякие другие разрушения (так, по мелочи)... 

Спрашивается, где была моя голова, когда я предложила сходить на сие творение моей маме?!  Да, было дело, в эпоху кабельного ТВ мы всей семьей с широко распахнутыми от ужаса и восхищения глазами смотрели «От заката до рассвета», где тогда еще молодой и не превратившийся в вечного «Оушена» Джордж Клуни мочил направо и налево вампирско-зомбиевскую нечисть. Нечисть, она нечисть и есть — мертвая, бескровная, холодная и картонно-сказочная. Ее ж порубать в мелкий винегрет — почти за удовольствие! Как в «Devil May Cry» погонять вечерком после работы и общения с начальством :) А тут всё реалистично до невозможности  - пули, со смачным чавканьем впивающиеся в тела и вырывающие плоть клочьями; простреленные коленные чашечки и выстрелы в висок с близкого расстояния; катящиеся кубарем лошади, которых на полном скаку останавливает пуля из крупнокалиберной винтовки...и кругом кетчуп-кетчуп-кетчуп, густой и терракотово-красный...   

Не буду рассказывать, о чем этот фильм — официальная версия краткого его содержания гуляет в сети и анонсах уже который месяц. Квентин Тарантино, похоже, методично снимает трешево-садистские пародии на все голливудские жанры. Им уже «отмечены» зомби-фантастика, гангстерский боевик, проведены параллели с японско-корейскими боевиками. Теперь пришла очередь вестерна, решил он. Вестерн вышел такой же специфический, как и сам его создатель. Главные герои — немец и негр, антигерои – практически всё белое (а заодно и отдельные представители черного населения) американского Юга. Так что фильм — своеобразная антитеза «Унесенным ветром», где южане были представлены этакими последними романтиками США, а рабы-негры — их преданными слугами, почти что частью большой дружной южной плантаторской семьи. Понятно, что оба этих видения — крайность. Реалии того времени балансировали где-то посередине. Но свободный негр с лицензией на убийство белых (пусть даже преступников) в центре Техаса — по-моему это уже фантастика! Да и плевать — мы смотрим вестерн, который сам по себе сказка на тему «дикого Запада». А нам эту сказку щедро сдобрили колоритными героями. «Охотник за головами» герр Шульц в исполнении Кристафа Вайса, элегантный, интеллигентный («интеллигентный охотник за головами» - каково звучит, а?!), искрометно-остроумный — каждого его выступления ждешь, затаив дыхание и боясь пропустить хоть слово. Его партер Джанго (Джейми Фокс)... впрочем нет, Джанго отыгран хорошо, но герр Шульц перекрывает его по всем статьям, до последнего мгновения пребывания на экране оттягивая на себя внимание зрителя. Самодовольный, самовлюбленный, самоуверенный богатей-плантатор Кэлвин Кэнди — Леонардо ди Каприо (хм, ди Каприо.., а разве он не потонул на «Титанике»? :) ). И истинный шедевр актерского мастерства — Сэмюэль Л. Джексон в роли старого управляющего плантацией «Кэндилэнд» Стивена! Какая роль досталась Джексону, и как шикарно он с ней справился!!! 

Вы скажете, что я только что восхищалась К. Вайсом, и тут же шедевром называю другого — где тут логика?! Есть логика, есть. Герром Шульцем сложно не восхищаться: он — весьма колоритный, исключительно положительный персонаж. Это 100% выигрышная позиция для актера. А вот управляющий Стивен — личность неоднозначная. С одной стороны он — преданный слуга своего хозяина (это же правильно? Правильно!). Он ворчит, притворно стенает и картинно возмущается, но он сделает всё, чтобы не просто исполнить пожелания хозяина и его сестры, но и позаботиться о них. Присмотреть, предусмотреть, предугадать... практически «Мамушка» из «Унесенных ветром», но в мужском обличье (это же хороший герой? - ну да, конечно!). И вот при этой изначально положительной «базе» персонажа Стивен ухитряется собрать в одном лице столько негативных качеств — подлость, предательство, двуличность, жестокость, почти садизм, выглядывающие из-под вроде бы старческой, бессильной личины... Уже после 5-10 минут «знакомства» со Стивеном отвращение к этому персонажу буквально переполняет и бьет через край. Дали бы сейчас в руки винтовку, поставили на место Шульца — пристрелила б негодяя не задумываясь! А Джексон еще и еще усиливает обороты, буквально преображаясь с каждым эпизодом: вот он — ворчливый старенький хромой управляющий, на руках которого выросли Кэнди с сестрой, вот он — требовательный и беспощадный «масса», которого чуть не до обморока боится прислуга хозяйского дома, несмотря на его преклонный возраст и старческую клюку. А вот клюка отброшена в сторону, он словно прибавляет десяток сантиметров в росте и сбрасывает пару десятков лет, готовясь жестоко расправиться с Джанго, нарушившим спокойную и размеренную жизнь в его владениях... Бррр, какой отвратительный тип! Браво, какой великолепный актер!!!

А фильм - фильм я бы назвала сагой о принципиальности. О том, какие трагические последствия может иметь чересчур упрямое следование своей позиции и неумение гибко приспосабливаться к ситуации. Не пожелай столь настойчиво Стивен раскрыть аферу, которую затевали за спиной его хозяина Шульц с Джанго, скольких бед избежал бы «Кэндилэнд». Не веди себя Шульц столь упрямо-принципиально и пожми протянутую Кэнди руку — какой хэппи-энд ждал бы задуманную им операцию по выкупу невесты Джанго... Впрочем, не буду я вам спойлерить! Посмотрите сами, составьте свое собственное мнение … если только у вас нет аллергии на кетчуп, красный цвет и негров на лошадях ;)

Сейчас подкину еще пару-тройку фактов и тихонько удалюсь, чтобы не мешать вам во время просмотра!

Н-ддда, похоже мистеру Тарантино всё-таки стоит сходить на психоанализ! Это что ж он с одним из главных актеров фильма вытворяет?!
Н-ддда, похоже мистеру Тарантино всё-таки стоит сходить на психоанализ! Это что ж он с одним из главных актеров фильма вытворяет?!

* По давно устоявшейся традиции, в камео в «Джанго» появляется сам Квентин Тарантино. На сей раз его персонаж не рассказывает анекдотов, но как всегда оказывается убит весьма быстро после появления на экране. Зато все видели и смогли воочию убедиться, что мэтр - реальная личность, а не коллективная мистификация вроде Кукрыниксов, Макса Фрая или Генри Л. Олди. 

* Еще в одном камео появляется живая легенда оригинального вестерна «Джанго» - Франко Неро. Он и сейчас колоритен – в шляпе и белых перчатках!

* Фильм я смотрела в украинском дубляже и он (дубляж) мне понравился. Дублеры видимо заразились залихватской атмосферой фильма и следом за героями «жгли» напропалую. Раз уж фильм входит в категорию «16+», то в выражениях можно не стесняться. А украинские ругательства — это отдельная тема.  Разве можно сравнить примитивный английский «f...k» с такими шедеврами, как «Трясця його батькові!», «Дідька лисого»,  «Сто чортів в печінку», «Бісовий син» і таке інше…

* В конце фильма порадовала трогательная надпись: «ни одна лошадь или собака во время съемок не пострадала». Про каскадеров и пиротехников «история» умалчивает.

Вся "честная компания": Джексон, Тарантино, Фокс и Вальц
Вся "честная компания": Джексон, Тарантино, Фокс и Вальц

Ой, чуть не забыла главного! Какой шикарный, дух захватывающий саундтрек у этого фильма! Музыка, написанная Эннио Морриконе, настолько естественно и органично  сочетается с бескрайними техасскими пейзажами, а голос исполнителя заглавной темы «Django Unchained» так напоминает романтично-очаровательного Дина Рида! Если бы мне предоставили право выбора обладателей премии «Оскар», я бы ни секунды не колебалась, кому вручить статуэтку за лучшую композиторскую работу! Ну и «Оскара» за лучшую мужскую роль — вы уже поняли кому :)

Удачного просмотра!

 

ПС. Все фотографии, как можно заметить по водяным знакам, взяты с сайта «Кинопоиск».


Вернуться на Кинорецензии...

 

Контакты:

e_sol@ua.fm